21 августа под председательством митрополита Берлинского и Германского Марка в онлайн-формате состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по церковному праву. Была обсуждена и такая тема: «О совместных молитвах с инославными».
Конечно, обсуждение этого вопроса можно только приветствовать: ведь в прошлые годы антиканоническая практика совместных молитв с еретиками (прежде всего, римо-католиками) неоднократно вызывала смущения среди верующих. Чего стоит, например, история с участием епископа Русской Православной Церкви в межконфессиональной молитве за мир в октябре 2020 г. в Риме.
Однако не может ли оказаться так, что данная дискуссия ведётся не для того, чтобы прекратить неканоническую практику, а для того, чтобы её закрепить, легитимизировать в современных церковных реалиях? Сложно сказать наверняка, не имея доступ к инсайдерской информации.
Но сведения о предыдущем заседании упомянутой комиссии (прошло 28 марта) несколько настораживают: как сообщается, обсуждались вопросы «совместных молитв с инославными (вне общения в таинствах)», причём эта тема «вызвала продолжительную дискуссию, которая по решению комиссии будет продолжена на площадках духовных школ и иных канонических подразделений Русской Православной Церкви с привлечением специалистов» (интересно, продолжена ли и привлечены ли?).
Вчитайтесь внимательно: совместные молитвы с инославными (вне общения в таинствах). Кажется, речь здесь идёт о слегка уже проржавевшем тезисе о том, что, дескать, если совместная молитва осуществляется не литургически, не в таинствах, не в богослужебных облачениях, то ничего страшного в ней нет – это вполне «нормально».
Закавыка, однако, в том, что каноны Церкви никак не различают молитву с еретиками (инославными) в зависимости от указанных факторов (литургия, таинства, богослужебные облачения). По канонам, любые такие молитвы запрещены – и точка!
И, конечно, в этом нет никакой, упаси Боже, ненависти к инославным. В этом – любовь ко Христу и Его Церкви, уважение канонов, любовь, наконец, к самим инославным – которым надо являть Истину, а не скрывать от них.
Защитники совместных молитв с инославными могут провести мысленный эксперимент: если такие молитвы допустимы, то нет ничего страшного в том, чтобы дозволять их всем членам нашей Церкви! Как сказано в одной из формулировок категорического императива Канта, «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом». Хочешь молиться с инославными? – Значит, и всем можно (и нужно). И пусть тогда русские православные люди безбоязненно, в том числе за рубежом, ходят в храмы и на молитвенные собрания к католикам, протестантам, миафизитам и так далее…
Если же в этом есть что-то неладное, тревожащее совесть – то зачем вообще это нужно? Зачем в принципе нужны совместные молитвы с инославными? Почему нельзя, притом вполне по-доброму и дружелюбно, общаться с ними безо всяких совместных молитв? В конце концов, если мы отстаиваем, в том числе в полемике с Фанаром, православную экклезиологию (а это и есть наш категорический императив сегодня), то нельзя же одновременно подрывать её, так сказать, с другого «фланга»…
В завершение хотелось бы отметить, что «дискуссия по этому и прочим проблемным вопросам в Церкви должна проходить исключительно в конструктивном ключе и в каноническом поле, без лишних эмоций, с неизменным памятованием о хранении единства Церкви и уважением к священной иерархии».
Евгений Иванов