Назад к советской школе?

Образование снова должно стать ценной, желанной, труднодостижимой возможностью

0
839
Время на чтение 4 минуты

Патриотическая общественность взывает: верните нам советскую школу! Широко распространено представление: советская школа была прекрасна, а потом – испортилась. А западнические эксперименты её вконец добили. Вот и надо возродить советское образование. Такие речи я слышала не раз. Помню, когда-то меня даже пытались вовлечь в общественное движение за отмену ЕГЭ как особо одиозное, по мнению многих, отступление от традиций советской школы.

Возможно ли возродить советскую школу? Очевидно, нет. Реставрировать прошлое, как бы прекрасно оно ни было – практически невозможно. Любой общественный институт связан мириадами нитей со всеми остальными большими и малыми явлениями, обычаями, потребностями, предрассудками своего времени. Ушло время – с ним уходит и свойственный ему общественный институт. Всё это в полной мере относится к школе – важнейшему общественному установлению, накрепко связанному со всем строем жизни общества. Чтобы возродить советскую школу, надо как минимум возродить советскую жизнь.

И потом вопрос: а какая советская школа, какого периода кажется сегодня столь неоспоримо прекрасной? Если речь о школе хрущёвско-брежневской поры – тут можно сильно поспорить. Все уродства современной школы – высшей и средней – были заложены именно в то время. Я отлично помню ту пору и ту школу, т.к. сама училась на рубеже 60-х и 70-х. К тому же я – внучка двух учительниц.

Сгубило советско-российское образование – задолго до ЕГЭ и г-на Калины с его уродствами – принудительная всеохватность средним образованием. В 70-е годы среднее образование стало всеобщим и принудительным. А началось это вскоре после смерти Сталина, когда система лишь начала дрейфовать в сторону всеобщего среднего образования. Впечатляющие цифры: в 1950/51 учебный год в 8-10 классе училось 2 млн., а в 55/56 – уже 6 млн. В 70-е всем принудительно давали среднее образование.

Став всеобщим, среднее образование стало очень-очень… средним. Двоечники и лоботрясы, а также просто малоспособные ученики твёрдо знали: их обязаны учить. И им всё равно выдадут аттестат. А то, что не просто доступно всем, но и принудительно впихивается всем и каждому – то теряет ценность. Так уж устроена человеческая натура, ценит человек лишь то, чего надо добиваться, что требует личного усилия и доступно не каждому. Среднее образование этого свойства лишилось. Учиться стали с гораздо меньшим, сравнительно с прошлым, энтузиазмом и напряжением сил. Учителя стали обязаны тащить любого. Я помню ропот педагогической общественности на знаменитое «три пишем – два в уме».

Совершенно закономерно, в вузы стал приходить всё менее подготовленный абитуриент - очень часто просто чтобы продлить счастливое детство. Об этом есть любопытная повесть Анатолия Гладилина «Хроника времён Виктора Подгурского», опубликованная в «Юности» в 1956-м году. Вот в какой дали времени зародилась проблема!

Думаю, именно поэтому в те годы потихоньку стала нарастать и техническая отсталость от передовых стран. Только не надо про Космос и прочее! Технический и научный уровень в любой момент отражает школу примерно 20-летней давности. Принудительная всеобщность дала о себе знать примерно в 80-е годы; именно тогда заговорили о том, что мы «отстали навсегда».

Меж тем, в 90-е никто не одумался, а под шумок похожая операция была проделана не со средним, а уже с высшим образованием. Оно стало почти всеобщим: всем нашлись места в разных филолого-экологических. Уже не школьный аттестат, а вузовский диплом стал всеобщим, а оттого малоценным.

Так какую же школу мы хотим возрождать?

Мне кажется, если уж искать идеи в прошлом и пытаться опереться на традиции, то надо обратиться к школе более раннего – сталинского – периода. Эта идея носится в воздухе, даже издаются школьные учебники 40-50-х годов (т.н. проект «Сталинский учебник»). Учебник – это хорошо и важно, я очень ценю старинные добротные учебники. Но сам по себе учебник ничего не решит.

Нужно сделать так, чтобы всеобщей и обязательной снова стала 8-летка. Собственно, если замерить реальные знания взрослых людей, в том числе и тех, кто имеет вузовские и кандидатские дипломы, вряд ли их реальные знания не по их собственной специальности превышают 8 классов. Ну а дальше – техникумы, ПТУ, обучение на производстве и т.п. Лучшие могут впоследствии идти в вузы, но именно лучшие! Немногие! И вузов должно быть немного. Когда мои родители заканчивали перед Великой Отечественной войной школу, в Туле было всего две (!!!) десятилетки, а восьмилеток – довольно много.

Высшее образование должно снова стать подлинно высшим и ценным в глазах молодёжи. А для этого нужно, чтобы вузовский профессор, как в те давние, «сталинские» времена, был одним из самых высокооплачиваемых и уважаемых тружеников. Они должны оплачиваться на уровне топ-менеджеров банков. Тогда и с них можно спросить, и они, в свою очередь, смогут спросить со школяров, которых смогут отбирать, а не брать всех подряд.

Образование снова должно стать ценной, желанной, труднодостижимой возможностью. Как это было во времена силы и славы Советского Союза, а не во времена его упадка.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

18. Не с того конца думаете, господа

Все эти дискуссии абсолютно бесплодны. Искать причину падения уровня образования надо не в частностях существующей системы, а в ее сущности. А сущность ее открыто провозгласил г-н Греф: "их России" нужно быдло, а не думающие люди. Быдлом легко управлять, а думающими - нет. Ну и, конечно, не его это личная idée fixe. А все остальное - от лукавого. Россия в рабстве бакстеров. Рабы поглупее просто волокут лямку, а поумнее - разглагольствуют на темы, как эти лямки лучше волочь. Но при этом остаются рабами. СССР имел четкую цель - построить общество, в котором человек человеку брат. Божие благословение на это было, но его не было на другое - на запрет людям приходить к Богу.
Георгий / 04.09.2020, 19:41

17. Ответ на 14, Русский Иван:

Попа Гапона тоже крестили,затем был рукоположен!Рукоположение — процедура, посредством которой лицо посвящается в духовный сан, то есть определяется как священнослужитель для выполнения различных религиозных обрядов.Ты,полагаешь,что поступил?Увы!Нет,тебя приняли.Кто поумнее из знакомых,тот врубается после некоторого раздумья,кто считает по другому,тому хоть кол на голове теши!Дуэль-что затеяли со мной апологеты(в житейском смысле) морали построенном на песке.Ведут к тому,что ты,"поступил".Ну,а теперь скажи-ка дружище,кто ещё оказался избранным из твоего класса или школы помимо тебя?Или многих нет,а те далече!Или все "поступили" в МГИМО,МГУ и т.д.Общался с преподом из Московских Вузов.Кроме,как молчаливо классно пить водку,ни в чём замечен не был.

После этого не вижу смысла дальше продолжать наш диалог.
Георгий / 04.09.2020, 19:12

16. Георгий

Мои ответы,иногда пропускают по благословлению благородной модераторской души.Так,что нет возможности быть на равных.Поэтому какие равные возможности могут быть в принципе,если здесь есть Линия,и кто не укладывается в её Прокрустово ложе,отсекают.Так,что придёшь в Церковь и батюшке православному по свойски небрежно будешь тыкать.А я,посмотрю чем эта интермедия закончится?Хамством сейчас никого не удивишь!Но твоя хитрость для меня ясна.Щупальца прослеживаются во всём,так понимаю,здесь идёт командная игра.И понятно кто капитан,кто запасной,кто тренер,есть и кэтмен.
Русский Иван / 04.09.2020, 12:05

15. Ответ на 13, Олег В.:

Отчего же не имеет, еще как имеет.

Оттого, что т. н. Болонский процесс относится к высшему, а не школьному образованию. Именно в университете Болонья разрабатывались программы по дошкольному и школьному образованию, которые готовили бы школьников по окончанию средней (младшей и старшей) школы к переходу на Болонскую систему единого высшего образования.

1. Ссылки на источники, что они там разрабатывались и применяются у нас, разумеется, не нужны. 2. Программ в школьном образовании сейчас в России нет. Это в советское время были программы. Сейчас есть ФГОСы с очень краткими и обтекаемыми формулировками, под которые можно много что подогнать. Поэтому существующие сейчас сотни разных учебников весьма сильно друг от друга могут отличаться. По той же истории я видел как «либеральные», так и «патриотические» учебники. 3. Болонским процесс называется не потому, что всё это придумали в Болонье, а потому что там подписали соответствующую декларацию.
Коротков А. В. / 04.09.2020, 11:54

14. Георгий

Попа Гапона тоже крестили,затем был рукоположен!Рукоположение — процедура, посредством которой лицо посвящается в духовный сан, то есть определяется как священнослужитель для выполнения различных религиозных обрядов.Ты,полагаешь,что поступил?Увы!Нет,тебя приняли.Кто поумнее из знакомых,тот врубается после некоторого раздумья,кто считает по другому,тому хоть кол на голове теши!Дуэль-что затеяли со мной апологеты(в житейском смысле) морали построенном на песке.Ведут к тому,что ты,"поступил".Ну,а теперь скажи-ка дружище,кто ещё оказался избранным из твоего класса или школы помимо тебя?Или многих нет,а те далече!Или все "поступили" в МГИМО,МГУ и т.д.Общался с преподом из Московских Вузов.Кроме,как молчаливо классно пить водку,ни в чём замечен не был.
Русский Иван / 04.09.2020, 10:26

13. Ответ на 10, Коротков А. В.:

QUOTE] Болонская система не имеет никакого отношения к школьному образованию

/ Отчего же не имеет, еще как имеет. Именно в университете Болонья разрабатывались программы по дошкольному и школьному образованию, которые готовили бы школьников по окончанию средней (младшей и старшей) школы к переходу на Болонскую систему единого высшего образования. В 2007 году Россия законодательно подписала декларацию о переходе на двухуровневую Болонскую систему образования в вузах нашей страны. А потому, все эти нынешние школьные преобразования с их финальным ЕГЭ ни что иное, как "подготовка" российских детей к полному переходу на школьные программы по методикам от Болоньи и Сорбонны. Ни для кого не секрет, что Россия отказалась от советского классического образование в пользу европейско-болонского, с единой целью - приблизить его к мировым стандартам. А вот приблизились ли российские школы и вузы за эти годы к этим стандартам - большой вопрос. Во всяком случае, ильфо-петровские Нью-Васюки пока тихо отдыхают в сторонке.
Олег В. / 04.09.2020, 04:05

12. Ответ на 7, Русский Иван:

Нехорошо,Джордж,примитивно делать вид,что Вы,не видите одичание биообъектов нашего времени.Тем более я написал задворки,а не затворки.Обычно в таких случаях пишу"мне нравится ваша безалкогольная свадьба".Эйфория в которой Вы,пребываете бывает в одном случае.Удачно,Вы натурализовались в определённой российской(нероссийской) среде.Да и воспитание Вам,надо подтянуть,а писать оппоненту на ты,для этого много ума не надо.

Да ты не так меня понял, Иван :) Ты же, вроде, верующий, и обращение на "ты" должно быть тебе хорошо знакомо. Я к верующим людям так часто обращаюсь, иногда добавляя "брат". А "Джордж" - это мимо кассы. Меня Георгием крестили. "ЗаДворки" меня твои, действительно, удивили. Я вырос в СССР в деревне, закончил московский Физтех, повидал много на этом свете - и вот, что удивительно - свою сельскую школу до сих пор задворками не считаю. Где же тебя так угораздило? :)
Георгий / 03.09.2020, 22:29

11. ...Нужно сделать так...

"Нужно сделать так, чтобы"... пишет автор. Подобный подход всегда умилителен. Он базируется на представлении, что школа - это просто предмет управления. Захотели сделали так. захотели - иначе...

Концепция нового человека, которую принёс социализм, сделала образование престижным. Труженик (простой человек) должен был получить все блага, в т.ч. и образование. То, что он должен был получить все блага, транслировалось государственной идеологией и впитывалось всеми фибрами души. Ну и как не дать? Это можно было бы расценить как преступление против социализма. Сразу дать не могли, поэтому долго тянули. Но это - вовсе не государственная установка, не управленческая прихоть. Это - следствие идеологии, порождение советской культуры. Власть просто отвечала на чаяния народа.

И нынешнее почти всеобщее высшее - это продолжение этого тренда. Социальная инерция весьма велика. Попытки сокращения количества бесплатных мест в вузах воспринимается в штыки. И власть сохраняет более 50% мест от школьного выпуска каждый год. Хорошая жизнь ассоциируется с высшим образованием. Это культурный код, и поменять его крайне сложно.

Теперь вопрос - а надо ли? Да, результат ныне таков, что среднее качество образования падает. Но что предлагается как альтернатива? Официально разделить общество на образованные и необразованные классы? Это ещё более плохой вариант. Потому как необразованные классы вовсе не будут работать на рабочих позициях. В нынешнем мире не нужно столько рабочих. Они вообще работать не будут, а будут стремиться жить на социальные пособия. Это будет весьма агрессивная, незанятая (т.е. располагающая временем) и легко манипулируемая (в силу низкого образования) масса. Что-то типа современных американских BLM. Проблемы в обществе сразу же вырастут скачкообразно.
Андрей Карпов / 03.09.2020, 21:02

10. Ответ на 8, Олег В.:

И это предлагается стране, которая, оплевав и отвергнув советское школьное образование, уже более 20 лет обучает детей по западной болонской системе, плодя в школах образовательно-историческую безграмотность?!

Болонская система не имеет никакого отношения к школьному образованию.
Коротков А. В. / 03.09.2020, 17:14

9. Ответ на 5, Русский Иван:

Восьмилетка-неполное среднее образование,десятилетка-полное среднее образование.У меня в классе были два брата,один младший был второгодник,другой третьегодник.Второгодник,стал директором среднего звена.Поэтому,само образование не виновато.Виновато общество,которое распределяет блага по своим социальным мало изученным законам.Тропы заполучения благ-это отдельный разговор и он сводится к одному существенному знаменателю.Есть слово БЛАТ.Хоть при Советах,хоть без него "величества". Брали и берут парочку вундеркиндов для продвижения института,а остальных по прихоти.Прихоть обуславливается многими факторами(родственники,борзые щенки,любовницы,телефонное право и т.д.).Где и когда вы видели грамотного специалиста?"Грамотные" цепляются к примитивным словам типа "БИЧЬ"?Советская власть откинула Россию в глубину веков и мы все оказались на задворках родо-племенного века.Бездарность и беззаконие придавила всех.Менты,получая заочное высшее образование обкладываются оброком и специалисты никакие.Мне лично приходилось в своё время консультировать таких деятелей.В лучшем случае 10% от личного состава присутствует в наличии в кадрах,то это очень успешное предприятие.Хоть какое.

. Послушайте, (рука не поворачивается писать «русский иван»), похоже, что советская власть вас точно отправила в интеллектуальный нокаут. Это яснее ясного понятно из ваших глубинных, родово-племенных комментов. Только непонятно одно -, по какой причине, вы, весь народ оптом записали в эти глубинно-вековые времена? Лично мне, как и многим моим согражданам, советская власть дала прекрасное, БЕЗПЛАТНОЕ образование с дипломом на выходе, достойным местом работы, с прекрасным, по профессиональным качествам, коллективом, с которым «по блату» сработаться не представлялось бы ни одному «блатному» ни какой возможности. «Блатных» там вычисляли по профессиональной безграмотности и от них довольно быстро и по справедливости избавлялись по статье «профнепригодность». Похоже, что вы были одним из них. Иначе, чего бы вы тут так поливали слезами свою загубленную советской властью судьбу? Ваше прошлое жмёт вам на все причинные места, но это, простите, ваша личная, мягко выражаясь, проблема. Вы, чего то хотите для давно ушедшей советской власти? Кровной мести? Так, она давно уже состоялась во времена, так называемой, «культурно-продуктовой, демократической перестройки», когда многим советским специалистам высшего класса, чтобы не протянуть ноги, пришлось идти разгружать вагоны и торговать на рынках, их числа которых, кстати, 20 миллионов сгинули в небытие. Может хватить, своё праведное негодование советским прошлым тут выставлять напоказ? Или родовое, племенное сознание покоя не даёт? Тогда, пишите мемуары -, себе на радость, семье на память, занятие полезное, а главное, всем на благо -, глядишь, не только родственникам, но и грядущим, российским, безграмотным поколениям. Вот такая перспектива предстаёт перед всеми вами, «русскими иванами», непомнящими своего родства. Вы получили, чего хотели, вот и радуйтесь, владейте тем, что имеете, а опричников и без вас, нерусских иванов, нам в стране хватает.
Олег В. / 03.09.2020, 17:13
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Воеводина
Где главное звено?
Надо сделать так, чтоб аграрий только производил товарную продукцию, а о сбыте не заботился
24.04.2024
Спасибо санкциям из ада!
Нам дан шанс: потенциальные и реальные конкуренты ушли сами
12.04.2024
Что с бедным Боингом не слава Богу?
О качестве всех вещей
26.03.2024
Против течения, или Почему бабы не рожают?
Количество детей у женщины не в кошельке, а в голове
18.03.2024
Все статьи Татьяна Воеводина
Последние комментарии
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 08:02
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 06:29
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 05:31
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
27.04.2024 04:01
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Vladislav
27.04.2024 02:59