Чтобы спорт приближал к Богу

Бывший СССР 
0
475
Время на чтение 6 минут

В Священном Писании, которым поверяет свои поступки верующий человек, о спорте ничего не написано. Святые отцы, за совсем редким исключением, тоже обошли эту тему стороной. Не имея основания, на которое можно стопроцентно опереться, православные начинают спорить о совместимости христианства и спорта. Одни утверждают: в здоровом теле — здоровый дух, так что ничто не мешает христианину быть спортсменом. Другие говорят, что любой спорт — это страстное по сути своей увлечение, уводящее человека в сторону от духовного развития. Настоятель Свято-Никольского мужского монастыря Саратова игумен Никон (Поляков) считает, что правильный путь — срединный, и спорт в жизни человека, а особенно подростка, в какой-то мере необходим.

Сам отец Никон с одиннадцати лет занимается самбо и дзюдо. Тренировался в Московском клубе самбо им. А.А. Харлампиева. Мастер спорта СССР по самбо, позднее стал мастером спорта РФ по дзюдо. В 1995 году спортсмен поступил в Московский государственный педагогический университет, а в 2001 году неожиданно для многих принял монашество. Большой спорт для него закончился, однако спорт как «средство общеукрепляющее» остается в жизни отца Никона и по сей день.

* * *

В цокольном этаже здания Свято-Никольского мужского монастыря — группа мальчишек от десяти до семнадцати лет. Заметно, что они чувствуют себя как дома. На занятия по самбо, дзюдо и греко-римской борьбе можно ходить каждый вечер. Кто-то приходит на тренировку пораньше, чтобы немного побыть в монастырском храме — и это ребята, которые раньше и понятия не имели о Боге и о святых.

Спортзал в монастыре небольших размеров. Мягкие маты под босыми ногами, маленькие футбольные ворота — импровизированный мини-футбол для разминки. Отец Никон, сменив рясу на кимоно, гоняет мяч вместе с мальчишками. Команда, которой забили гол, дружно отжимается от пола. Хорошенько разогрев мышцы, все приступают к занятиям. Тренер показывает воспитанникам на отце Никоне пример захвата и броска с переворотом. Настоятель неожиданно легко кувыркается в воздухе и оказывается смиренно лежащим на лопатках. Ребята начинают отрабатывать прием друг на друге, кому-то в напарники опять попадает отец Никон, который снова совершенно невозмутимо переносит отработку приема на себе. Мальчишек статус игумена нисколько не смущает — они раз за разом кидают его через бедро. На мой вопрос о том, а как же субординация, отец Никон смеется и отвечает, что наместник монастыря остался за дверями спортзала.

— На службах мальчишки ведут себя так, как положено в храме: берут благословение, почтительно обращаются к любому человеку в сане. А в поединке мы равные партнеры, и эта короткая дистанция между нами нисколько не мешает — напротив, помогает потом в общении,— говорит он.

Отец Никон рассказывает, что создал этот спортклуб пять лет назад. Задумывался он не только для ребят, которые ходят в храм,— очень хотелось привлечь и мальчишек с улицы, дать им возможность проводить свободное время с пользой, помочь тем подросткам, родители которых не могут оплачивать спортивные секции, вырасти в спортсменов.

— Конечно, хорошо бы этих ребят приобщить не только к единоборствам, но и к вере, однако я не стремлюсь их непременно воцерковлять, навязывать им веру,— делится батюшка.— Постепенно все происходит само в процессе общения со священниками, воцерковленными сверстниками и тренерами. В этом смысле я стараюсь следовать примеру святителя Николая Японского: он не делал различий между немногочисленными верующими во Христа японцами и их неверующими собратьями, одинаково общаясь со всеми. У ребят, долго занимающихся в клубе, даже если они не становятся прихожанами, выравнивается поведение, они задумываются о каких-то жизненных вещах, о которых не задумывались ранее.

Большинство членов клуба так или иначе участвует в жизни храма: пономарят, помогают следить за порядком. По мнению отца Никона, эта общность помогает юношам пережить кризис отношения к Церкви, который часто бывает в старшем школьном возрасте. «Одно дело, когда мальчик видит, что его мама и бабушка ходят в церковь, и другое — когда на службе рядом с ним его сверстники, знакомые ему старшие ребята и тренеры — взрослые, авторитетные для него мужчины»,— считает он. Охлаждение в вере у некоторых подростков тем не менее происходит, но благодаря занятиям в клубе они все равно остаются в среде верующих людей. Иногда нужно бывает просто поговорить с ними, обсудить тревожащие их вопросы, чтобы они вновь почувствовали: в Церкви и спасение, и помощь, и правда.

* * *

У тренеров, которые работают с юными спортсменами в Свято-Никольском монастыре, опыта, побед и званий много, но отец Никон выбрал сотрудничество с ними не только из-за этого. Для него как создателя клуба важно, чтобы наставник был чутким: мог вовремя увидеть и погасить всплеск агрессии у подростка, отреагировать на эмоциональный настрой в коллективе. «Тренер обязан пресечь любые негативные замечания, исходящие от ребят в адрес друг друга, настоять на безусловном уважении,— поясняет он.— Тренер также ответственен за то, чтобы воспитаннику не был нанесен не только физический вред, но и моральный, что тоже не редкость в сфере спорта».

У Юрия Борисова — тренера по самбо и дзюдо — я в первую очередь спрашиваю о том, кого он готов брать в число своих воспитанников, какой проводит отбор. Он отвечает просто: здесь нужны все.

— Это в спортивных школах все хотят быть тренерами будущих олимпийских чемпионов, а мы вполне спокойно относимся к тому, что приходит слабенький ребенок, не умеющий даже кувырок сделать. И это такая радость потом видеть, как он на твоих глазах крепнет, в нем появляются уверенность и сила! Конечно, мы рады, когда наши воспитанники одерживают победы на соревнованиях, но это далеко не главное в работе нашего клуба,— говорит Юрий Константинович.

Тренер по греко-римской борьбе Владимир Ноздрёв рассуждает о пользе спорта и непосредственно единоборств так: «Практически у каждого юноши, мужчины в жизни когда-то возникают ситуации, когда кажется, что рукоприкладства не избежать. Но, по моим наблюдениям, те, кто действительно умеет драться хорошо, дерутся меньше всего. Такому человеку не нужно самоутверждаться, соперник чувствует его силу и, как правило, ретируется, если не совсем глуп. Если же противник равен по силе, он тоже вряд ли нападет — ему достаточно этой “ничьей” на ментальном уровне. Это примерно как уссурийские тигр и медведь — они не вступают в бой, хотя симпатии друг к другу не испытывают. Постоят и расходятся, потому как чувствуют: увечья, нанесенные в этой схватке, могут стоить жизни и тому, и другому».

Владимир Алексеевич считает, что позаниматься хотя бы какое-то время единоборствами должен каждый мальчишка. «Мы говорим, что это воспитывает силу духа, но это ко всему прочему и физически сильное тело — этот момент не стоит недооценивать. Тело ведь тоже необходимо в жизни, не только дух. Посмотрите хотя бы, как в гололед падает человек, который спортом не занимается,— словно куль с мукой, травма неизбежна. Если же человек занимался единоборствами, он сгруппируется и будет невредим».

Напоследок задаю наместнику монастыря вопросы, о которых, собственно, и любит поспорить общество: о спортивном азарте, соперничестве и христианском смирении на другой чаше весов и так далее. Отец Никон отвечает, что смирение нужно проявлять, когда обидели непосредственно тебя. А случается, и гораздо чаще, что нужно защищать слабого. И Родину нужно уметь защитить, как бы пафосно это ни звучало. Все должно быть с разумением — оно важно везде, и в спорте тоже. Нужно уметь вовремя обнаруживать в себе первых врагов спортсмена — тщеславие и гордыню. И нужно выработать стратегию борьбы с ними, чтобы спорт не отдалил от Бога, а приблизил к Нему.

Газета «Православная вера» № 04 (648)

Светлана Попенко

Источник: Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Попенко
Все статьи Светлана Попенко
Бывший СССР
Америка получала щедрую дань от наследников СССР
Бум в США 90-х годов был порожден такими причинами, как победа Штатов в холодной войне и развал Советского Союза
27.04.2024
День памяти первого летчика-космонавта Ю.А. Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.04.2024
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 08:07
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 08:02
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
27.04.2024 08:01
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 07:54
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
27.04.2024 04:01