Экономика солидарности как основа сбережения славянских народов

Бывший СССР 
0
447
Время на чтение 6 минут

В России очень большие ожидания связываются с евразийской интеграцией, Евразийским Экономическим Союзом (ЕАЭС). К сожалению, миссия ЕАЭС официально определена совершенно в нео­либеральном ключе и понимается как «создание условий для модернизации и дальнейшего стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня населения; обеспечение условий функционирования и развития Союза».

Российский неолиберализм видит мир только в формате евро-атлантической цивилизации, а цель последней сводит к производству средств к жизни людей на основе техники, товарно-денежных связей, правового регулирования и науки, которую нацеливают только на разработку технологий. «Техника, деньги, право, наука - таковы устои западной цивилизации, - справедливо пишет С.З. Гончаров. - Ограниченность её состоит в редукции ценностей, в сведении духа к материи, духовной жизни - к душевной и телесно чувственной, ценностного сознания - к научному, культуры - к социальным технологиям, нравственности - к праву, искусства - к коммерческим зрелищам..., человеческого общения - к "социальным ролям..."».

В евро-атлантическом мире превратили технику жизни из средства в самоцель. Крах мировоззрения, основанного на душе и нравственности человека, серьезно обеспокоил католическую церковь, что привело к первой в мировой истории встрече папы римского Франциска с патриархом Московским и всея Руси Кириллом 12 февраля 2016 года. В Совместном заявлении первоиерархи двух христианских церквей подчеркнули: «Нашу озабоченность вызывает ситуация, складывающаяся в столь многих странах, где христиане все чаще сталкиваются с ограничением религиозной свободы и права свидетельствовать о своих убеждениях, жить в соответствии с ними... Мы предостерегаем против такой интеграции, которая не уважает религиозную идентичность. Будучи открыты к вкладу иных религий в нашу цивилизацию, мы убеждены, что Европа нуждается в верности своим христианским корням».

В этом призыве - главный смысл гаванской встречи. Отсюда уже и совместное осуждение христианскими первоиерархами как крайней бедности, так и безудержного потребления, призыв отстаивать требования справедливости и семейные ценности. Может ли Россия в процессе евразийской интеграции предложить иные принципы единения, чем неолиберализм? Может.

Решительно поддерживаю тех ученых и общественных деятелей, которые главный смысл прогресса видят в духовно-нравственном развитии человека и общества. Как пишет профессор А.М. Миняйло, именно такое развитие «опережая материальную составляющую общества, делает его жизнеутверждающим, при котором и социальные, и материальные его составляющие начинают бурно развиваться».

Если русские народники вслед за Н.Г. Чернышевским видели в сельской общине ядро будущего социалистического строя, то русские марксисты были настроены по отношению к общине отрицательно, постулируя, что социализму должен предшествовать капитализм. Между тем сам К. Маркс в переписке с русскими народниками предостерегал в 1881 году от слепого копирования западноевропейского опыта развития капитализма. В России, напоминал он, сохранилась община, которая и «является точкой опоры социального возрождения России». Более того, по словам основоположника марксизма, если русские революционеры сосредоточат все свои силы, «чтобы обеспечить свободное развитие сельской общины, последняя вскоре станет элементом возрождения русского общества и элементом превосходства над странами, которые находятся под ярмом капиталистического строя». Жаль, эти письма и наброски К. Маркса остались неизвестны В.И. Ленину.

Энергичной попыткой сломать общину была столыпинская аграрная реформа, но и П.А. Столыпин серьезных успехов не имел. Зато Декрет о земле большевиков, принятый в октябре 1917 года Съездом Советов, попал на благодатную общинникам почву, крестьянство поддержало в Гражданской войне большевиков, а не февралистов.

Именно из русской сельской общины и артельного хозяйства выросла в России кооперация, в которой успешно разрешимы внутренние противоречия и общины, и артели. К 1917 г. только кредитная кооперация объединяла в России более 10 млн человек в 16,5 тыс. кредитных и ссудо-сберегательных товариществах, а вообще в 63 тыс. всех видов кооперативов объединялись 24 млн человек. Сельская кооперация успешно обслуживала 94 млн человек, или 82,5% деревенского населения.

На рубеже XIX-XX веков Россия была одним из лидеров в развитии кооперативных форм производства. После Гражданской войны это поняли и большевики. В.И. Ленин, изживая мировоззрение военного коммунизма с его попыткой огосударствления кооперации, как известно, оставил потомкам формулу: «Строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией - это есть строй социализма». Жаль, в 30-е годы политические приоритеты большевиков изменились: они стали рассматривать кооперативы как поле классовой борьбы, сортируя на трудовые и кулацкого типа.

Но и от периода СССР мы унаследовали ценнейший опыт. Опыт мобилизации всего народа ради высоких идеалов, опыт стремительного инновационного технологического развития. Эти уроки СССР, как и опыт других социалистических стран, надо бы в XXI веке вспомнить и внимательнейшим образом изучить. Говоря же об особенностях русского дореволюционного опыта, важных и полезных ныне для всего славянского мира, отметим:

- во-первых, русская экономика солидарности предполагает внутреннюю опору хозяйства на духовно-нравственные ценности, «понимание хозяйства как творчества, дающее место свободе» (С.Н. Булгаков в «Философии хозяйства»);

- во-вторых, русская система христианских духовно-нравственных ценностей, давно воплотившаяся в самобытный образ жизни, приемлема для всех даже и не славянских народов, вошедших за минувшие века в культурно-исторический союз с русским народом. Сбережение национальной культуры, языка, укрепление института семьи, уважение к старшим и забота о материнстве и детстве, чувства справедливости и взаимной поддержки - именно эти качества лежат в основе интеграционных процессов и самой философии евразийства. Важны они и для переформатирования процессов внутри славянского мира.

Итак, Россия может предложить для сбережения себя и других славянских народов модель самобытной русской экономики солидарности. Эта модель - вовсе не придумка славянофилов разных поколений. Русская экономика солидарности - это:

1) кооперация во всех её формах как основа народного хозяйства;

2) русская община и русская артель как основные социальные ячейки и производственные коллективы, перерастающие ныне в народные предприятия; сочетание индивидуальной и коллективной ответственности за результат труда;

3) учет национальных, религиозных и региональных особенностей в организации хозяйственной деятельности населения; широкие права местного самоуправления;

4) справедливость в распределении; удовлетворение духовных потребностей каждого по его потребностям, а потребностей материальных - каждому по его труду;

5) социальная солидарность; борьба против имущественного расслоения населения, прогрессивный подоходный налог;

6) долгосрочное перспективное и крат­косрочное текущее планирование социально-экономического развития;

7) народный контроль над дисциплиной и собственностью.

Таковы элементы экономики солидарности. Каждый из них важен, каждый проверен и уточнен опытом поколений русских людей.

Русский опыт вобрал в себя жизнь великороссов, белорусов и украинцев. Он важен для всех славян, включая западных и тем более южных. Для всех, у кого творческая индивидуальность и личная инициатива ещё не слились окончательно с эгоизмом и обособленностью, а чувства сострадания и солидарности не заменены равнодушием и корыстью. Тем более (подчеркиваю!) что и русских не надо копировать. Их опыт надо просто проанализировать и учесть.

С.Н. БАБУРИН,
председатель Международного Славянского Совета,
президент Международной Славянской Академии

Русский вестник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Бабурин
«Нам не нужно бояться имперских амбиций!»
Об опросе ВЦИОМ «Россия — великая держава»
10.04.2024
«В марте 2024 г. будет референдум о доверии действующему Президенту»
Можно быть уверенным, что на предстоящих выборах В.В. Путин получит 80-85 % голосов избирателей
10.02.2024
«Мародёры Запада должны быть наказаны!»
Европейский совет утвердил предложение Еврокомиссии об использовании доходов от замороженных российских активов для финансирования помощи Украине
05.02.2024
«В трудный для Родины час не время дробить народные силы»
Сергей Бабурин снял свою кандидатуру с президентских выборов и призвал поддержать Владимира Путина
30.01.2024
Все статьи Сергей Бабурин
Бывший СССР
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:10
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49
Россию превращают в пародию…
Новый комментарий от Дмитриев
26.04.2024 15:48