Как прожить без осуждения?

Продолжая говорить о «сложных» местах Евангелия, нельзя обойти стороной выражение, ставшее фактически афоризмом, - не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1).

На самом деле, сложными эти слова Христа можно назвать с большой долей условности. Смысл довольно прост и понятен - не суди или не осуждай. К сожалению, осуждение - это своего рода неотъемлемая часть жизни человека - слишком много поводов для этого дает нам каждый новый день. Здесь и возникает главная сложность - в практическом применении этих слов Христа. Нельзя вообще никого и никогда осуждать? Но как быть, если видишь явное зло? И как тогда относиться к преступникам?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно рассмотреть фразу о неосуждении целиком:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 1-5).

Запрет или совет?

 

Нужно начать с того, что в словах Христа нет однозначного запрета судить. Он не говорит: не судите никого и никогда - и точка. Напротив, Христос скорее напоминает: как вы относитесь к другим, так же и к вам будут относиться другие. А если брать в более широком смысле, то можно сказать так - наше отношение к людям, близким и не очень, станет своего рода отражением наших отношений с Богом. Об этом тоже говорит Господь в Евангелии: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15).

Точно так же и с осуждением: как я сужу других, так же и Бог будет судить меня. Особенно если я убежден, что все окружающие не дотягивают до мерок святости, которые я же для них установил. Именно для них, но ни в коем случае не для себя. Потому что у меня и так все хорошо. А если и есть какие-то недостатки, то их лучше не замечать.

Поэтому слова Христа можно рассматривать как довольно мудрый и интересный совет: попробуйте судить самих себя таким же судом, каким вы судите других. И посмотрите, что получится.

Сучки и бревна

 

Думаю, что фраза «перемывать кости» тоже знакома каждому: и вот это не так он делает, и тут неправильно поступает, а вот тогда-то, помнишь, как было, это ведь вообще ни в какие рамки не лезет. И каждому поступку, даже самой мелкой оплошности другого человека мы готовы дать подобающую оценку и вынести «беспристрастный» вердикт. Очень легко выглядеть «белым и пушистым» на фоне недостатков другого человека. Этому тоже есть очень яркая евангельская иллюстрация, нарисованная Христом. Давайте вспомним фарисея из знаменитой притчи. Помните, о чем он молился? Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 11). Все, все вокруг плохие, и только я хороший.

Так вот, «перемывание костей» может стать очень полезным занятием, но только в том случае, если эти кости будут моими собственными. Научиться этому - дело довольно сложное. Неслучайно Господь говорит, что гораздо легче заметить сучок или соринку в глазу другого, чем обнаружить недостатки в себе. Но это один из главных, если можно так выразиться, евангельских принципов - относиться к самому себе более строго, чем к другим. Тем более, когда мы осуждаем другого, имея те же самые грехи, страсти и недостатки (причем не в меньшей, а в большей степени).

Что такое «самоедство»?

 

Но нередко возникает и другая проблема: искреннее желание не судить других, строго относясь к себе, имеет, как это ни странно, свои крайности. Кто-то однажды очень точно подметил, что некоторым людям, приходящим на исповедь, можно выдавать медаль с надписью - «самый великий грешник». Конечно, хорошо, когда человек видит свои недостатки и грехи. Но плохо, когда это становится самоцелью - я такой грешный-прегрешный, что исправиться совсем не могу, и все у меня плохо. Такое «самоедство» вряд ли принесет человеку пользу. Нужно не стараться облить себя грязью посильнее, а, наоборот, от этой самой грязи очищаться. Не просто констатировать свои грехи и недостатки, но попробовать их исправить.

Не просто осуждать, но помогать

 

Христос не случайно советует избавиться от бревна в своем глазу, а потому уже приниматься за извлечение соринок из глаз других людей. Потому что только в таком случае осуждение грехов и недостатков другого человека может принести пользу. Потому что будет не просто осуждением, а помощью. Исправив самого себя, я могу попробовать помочь исправиться и другому человеку. В этом случае осуждение будет иметь смысл: я осуждаю зло и грех, но не самого человека. Это очень тонкая грань, которую бывает сложно почувствовать. Здесь возникает еще более сложный вопрос - как научиться отделять грех от человека? Я думаю, что это зависит только от нашего личного духовного состояния. Этому нельзя научиться извне.

Про «агентов наблюдения»

 

Может ли мы назвать зло - злом, а грех - грехом? Конечно, можем. В Евангелии мы читаем: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним (Мф. 18, 15). Чтобы обличить грех брата, нужно этот грех увидеть, хотя... Хотя есть еще один интересный момент - не нужно становиться «агентом наблюдения», который следит за каждым шагом предполагаемого преступника. Мы часто замечаем несправедливость и плохое отношение к самим себе, но, опять же, можем не замечать или не придавать значения нашей собственной несправедливости к другим людям.

Снова мы приходим к тому, что строгие рамки и высокие мерки нужно прежде всего прилагать к самому себе. Если я сам не выполняю чего-то, так имею ли я право за то же самое судить другого человека? Мне кажется, что такой вопрос очень полезно задавать самому себе с некоторой периодичностью.

Христос не лишает нас права иметь свое мнение. Но, по крайней мере, наше мнение должно быть обоснованным и взвешенным. Ведь нередко наш суд превратен и предвзят.

Справедливость и милосердие

 

Каким же он должен быть, наш суд, с точки зрения Евангелия? Может быть, справедливым? Думаю, нет. Прежде всего, суд должен быть милосердным. Легко быть справедливым, но куда сложнее попробовать быть милосердным. И здесь можно вспомнить еще одну евангельскую притчу - об отце и сыне, покинувшем родительский дом и истратившем все, что у него было (см. Лк. 15, 11-32). Как по справедливости должен был поступить отец? Он имел полное право не принимать вернувшегося сына, мог отказать ему в праве называться своим сыном. Но он поступает наоборот - прощает его и устраивает праздник. Это - пример милосердия. Но в притче есть и еще один герой - старший сын, который как раз требует справедливого суда над своим братом. Но Христос явно на стороне отца. Потому что и Сам Он милосерден.

Здесь и кроется ответ на вопрос, поставленный в заголовке. Чтобы прожить без осуждения, нужно помнить о милосердии. Даже справедливое осуждение должно сочетаться с милосердием. Иначе справедливость может просто-напросто превратиться в жестокость. Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом, - читаем мы в Новом Завете (Иак. 2, 13). Потому что милосердие - это всегда жертва и проявление любви, которые и делают христианскую жизнь такой, какой она и должна быть.

Но жертвенности и милосердию нужно учиться. Прежде всего - у Христа. Потом - у святых. Стараться применять эти примеры в своей собственной жизни. Как недостаточно констатировать свои грехи, не исправляя их, точно так же недостаточно знать о любви и милосердии, но никогда не любить и не быть милосердным самому. Иначе это знание останется пустым и бесполезным.

Продолжение цикла бесед о «сложных» следует

Сидеть и ждать...?

Легко ли быть христианином?

Газета «Саратовская панорама» №35 (1116), 6 сентября 2017 г.

Священник Василий Куценко

Источник: православие и современность
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Василий Куценко:
Все статьи автора
Последние комментарии
Жириновский и Кремль: вечные партнеры
Новый комментарий от Ортодоксос
13.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от Капитон
17.09.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2019
Национальное унижение в спорте как возможная причина революции
Новый комментарий от Советский недобиток
13.12.2019
Потерянный выход
Новый комментарий от Русская из Средней Азии
20.11.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от S. O.
11.12.2019