Крещенские морозы, или Как все было на самом деле?

0
707
Время на чтение 5 минут
Крещение Господне можно смело назвать праздником, который знают все. Или почти все. Девятнадцатое января - дата, популярная не только среди прихожан православных храмов. Этот день очень хорошо знаком и сотрудникам МЧС, и полицейским, и врачам, обеспечивающим порядок и безопасность во время купания в прорубях, а для людей крещеных, но нецерковных он зачастую становится, наряду с Рождеством и Пасхой, еще одним днем, когда обязательно нужно прийти в храм - за водой. Но, как говорится, разве в воде счастье...

Что нам нужно знать?

Самое главное, что нам следует знать о Крещении Господнем, - это несколько евангельских строк: Пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоан­на в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк. 1, 9-11). Всего лишь три предложения - но как много в них открывается перед нами!

Из небольшого города Назарет приходит еще никому не известный человек по имени Иисус и сходит вместе с другими людьми в воды реки Иордан, внимая проповеди Иоанна Крестителя. Иоанн, пришедший из пустыни за рекой, носивший грубую одежду и питавшийся самой незатейливой пищей, воспринимался людьми как пророк. Долго молчало пророческое слово в Израиле. Но вот словно древний пророк Илия вновь явился, неся слово обличения и надежды: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 1). И видит Иоанн, что голубь сходит с небес на Иисуса Назарянина, и голос Божий свидетельствует, что чаяние ветхозаветных пророков исполнилось.

Царство Божие здесь и сейчас

Царство Божие не просто приблизилось. Сам Царь явился людям, чтобы освободить их от рабства в грехе. Но Царь был не таким, какими привыкли видеть люди земных царей. Не под сенью развевающихся на ветру знамен, не в сопровождении армии, не в окружении вельмож в золотых одеждах пришел этот Царь. Смиренно сошел Он в воды Иордана и преклонил голову под руку Крестителя.

Принимая крещение как один из обычных людей, приносящих покаяние за свои грехи, безгрешный Царь Христос начинает восхождение на гору распятия, где вместо драгоценной короны Его ждет терновый венок. Но именно в этой жертве Христа явилась сила Царства Божия. И если мы ищем Царства Небесного, то не увидим его, пока, подобно Христу, не склонимся в смирении и не готовы будем принять всё, что дает нам Господь. Ибо Небеса открываются только тем, кто готов следовать за Христом до конца, - другой возможности войти в Царство Божие нет.

Богоявление

Почему праздник Крещения Господня именуется еще и Богоявлением? Главным вероучительным постулатом Церкви является догмат о Святой Троице. И если мы заглянем в богослужебные тексты праздника Крещения, то увидим, что большая часть этих песнопений прославляет «Троическое» явление Бога на Иордане. Это значит, что в день Крещения Господня человечество впервые получило то представление о Святой Троице, которое составляет основу новозаветного Ее почитания: Бог Отец, свидетельствующий о возлюбленном Сыне; Сын Божий, ставший человеком ради нашего спасения; Дух Святой, сходящий на воплощенного Сына Божия в виде голубя.

Наиболее яркой иллюстрацией здесь будет тропарь праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе». (Русский перевод: «При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!»).

Вторая тема, идущая красной нитью через все крещенское богослужение, - воплощение Сына Божия. Не случайно Рождество и Крещение праздновались в древней Церкви в один день - как единый праздник с общим названием Богоявление. Например, одна из стихир на Великой вечерне, накануне Крещения Господня, возвещает нам: «Спасти хотя заблуждшаго человека, не не сподобился еси в рабий зрак облещися: подобаше бо Тебе, Владыце и Богу, восприяти наша за ны, Тебе бо крещшуся плотию, Избавителю, оставления сподобил еси нас. Темже вопием Ти: Христе Боже наш, слава Тебе». (Русский перевод: «Спасти желая заблудшего человека, не погнушался Ты облечься в образ раба; ведь подобало Тебе, Владыке и Богу, принять нашу природу ради нас; ибо Ты, Искупитель, крестившись плотию, прощения удостоил нас. Потому мы взываем Тебе: Благодетель Христе Боже наш, слава Тебе!»).

И всё же о воде

Но если речь идет об откровении Бога как Троицы и о воплощении Сына Божия для спасения людей, то при чем же тут вода? Ведь не просто так водная стихия - а точнее, река Иордан - здесь главное место действия.

В Церкви Христовой вода является веществом Таинства Крещения, в котором человек возрождается для новой жизни с Богом, рождается для Церкви и Царства Божия. Сходя в иорданские потоки, Христос благословляет и освящает водное естество и тем самым обновляет творение, очищает его от последствий греха. Не случайно на богослужении в Крещенский сочельник читается самое начало книги Бытия, повествующее о творении мира, в котором вода играла довольно важную роль.

Когда-то в древности праздник Крещения Господня и Крещенский сочельник были днями крещения уверовавших людей, желавших стать христианами. Конечно же, ради этого совершалось освящение воды. От этого и берет начало традиция раздачи освященной воды верующим. В своем окончательном варианте чин великого освящения воды был установлен на Руси в 1681 году.

В наши дни за крещенской водой в храмы приходит столько людей, что со стороны можно было бы подумать: именно раздача воды, а не Таинство Причащения является основой литургической жизни Церкви. Не могу сказать, что очереди за водой - это плохо. Ведь среди тех, кто ходит в храм сейчас, немало людей начинало с таких «походов» с бутылками и канистрами. Только не стоит возмущаться тем, что «так поздно начинают раздавать крещенскую воду»: это ведь не потому, что лень освятить ее раньше, - просто чин освящения совершается после Литургии, поэтому и раздача воды начинается после службы, а не в начале или во время ее.

Что нужно сделать в этот день?

Прежде всего, нужно посетить богослужение. Не занимать очередь за водой с утра пораньше, а прийти в храм на Божественную литургию. Ведь именно она и является центром праздника. Если побывать на службе нет возможности, не лишним будет хотя бы еще раз прочитать евангельские тексты, повествующие о Крещении Господа.

Затем (необязательно сразу после - в течение всего дня) можно будет набрать воду. Следует помнить, что нет никакого различия между водой, освященной в Крещенский сочельник и в сам день Крещения. Не стоит стараться набрать как можно больше: если крещенская вода будет заканчиваться, ее можно добавить в воду обычную и употреблять как святыню.

Существует древняя традиция - окроплять святой водой (или, как она называется в богослужебных книгах, агиасмой) свой дом или квартиру. Тем более это уместно сделать в праздник.

Что еще нужно сделать? Искупаться в проруби? Этот обычай стал чрезвычайно популярен, особенно в последнее время, однако нужно помнить, что это именно благочестивая традиция - омываться в водоеме, освященном в праздник. И если в более теплых странах она не вызывает такого ажиотажа, в условиях русской зимы это экстремальное действо. Вода в проруби не омывает наши грехи - для этого есть Таинство Покаяния. Купание в крещенской воде не заменит богослужения. Чтобы Крещение Господне действительно стало для нас настоящим праздником, нужно сделать шаг не в прорубь - нужно сделать шаг в храм.

Газета «Православная вера» № 01 (597)

Священник Василий Куценко

Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Василий Куценко
Все статьи Священник Василий Куценко
Последние комментарии