Зашифрованный миф. Почему мюзикл «Ла-Ла Ленд» с триумфом прошёл по экранам

0
657
Время на чтение 6 минут

Посредственный фильм с банальным сюжетом. Голливуд стряпает их мегатоннами и километрами - каждый год и на любой вкус. О чём речь? Он - неудачливый музыкант, она - скромненькая барменша. Оба рассуждают об успехе - а о чём же ещё можно «правильно» думать в Америке?! Их настигает ураганная влюблённость, но жизнь расставляет всё по местам. Финал оптимистичен и - с лёгенькой, почти незаметной грустинкой. Поют и пляшут. Иной раз - энергично и слаженно. Глянцево-декоративный фон, симпатичные костюмы. Но ничего цепляющего. На первый взгляд. Эмма Стоун и Райан Гослинг танцуют хуже, чем Джинждер Роджерс с Фредом Астером. Музыка Джастина Гурвица не более, чем гармонично-мелодичная. Однако же мюзикл Демиена Шазелла с несерьёзным названием «Ла-Ла Ленд» (2016) покорил киноманов и с триумфом прошёл по экранам. Восторженная критика, громкие рукоплескания. Почему?

У Америки, как и у каждой страны - свои культурные коды, и все они удивительным образом вплетены в сюжет «Ла-Ла Ленд»-а. Начнём с того, что слоган кинокартины - «Бесстрашным мечтателям посвящается...». В своё время мне довелось прочесть несколько работ, посвящённых стратегиям успеха - все они оказались написаны заокеанскими спецами. Одни из них были серьёзны и говорили об экономической эффективности, другие - поражали иррациональным, ненаучным подходом. Они советовали ...визуализировать - представлять в красках, звуках, ощущениях - свои грядущие победы, а, мол, подсознание само выведет на безупречный путь. Прямо, как в «Ла-Ла Ленд» - стать бесстрашным мечтателем и сочинить себе миллион. Или - свой джаз-клуб и карьеру актрисы.

В американской системе ценностей сосуществуют два типа людей - Looser (неудачник) и Winner (победитель). Все остальные болтаются в промежуточном состоянии: двигаются от лузера - к виннеру или же, напротив, падают с Олимпа - к его подножию и далее несут свои бренные тела в сторону дешёвых забегаловок. Чтобы оттуда - если выйдет - снова начать путь виннера. Стезя одиночки и, как писал Дональд Трамп в своей книге: «Представляйте, что вы - это целая армия, правда, состоящая из одного бойца. В этой армии вы не только главнокомандующий, но и солдат. Вы сами составляете план военных действий, но вы же его и выполняете».

В мюзикле «Ла-Ла Ленд» мы наблюдаем приключение-восхождение двух откровенных лузеров. Девушка Миа томится за барной стойкой, а в свободное от работы время бегает по кастингам, пытаясь пристроиться в какой-нибудь многосерийный проект (кстати, авторы фильма тонко и при этом - злобно высмеяли индустрию сериалов). Девушка милая, но нелепая. Эмма Стоун выступает в амплуа girl next door - «соседской девчонки». Обычная, типовая. Не красавица и не секс-бомба. Она лишена даже маломальской смазливости, но - невероятно хороша, свежа и оптимистична. Америка любит «смешных девчонок» - у них поначалу всё валится из рук. Их вышучивают. Им все наступают на ногу и толкают под руку. И даже так - выливают кофе на их единственную приличную блузку. Миа постоянно проигрывает, проваливается и «не годится». Снимает жильё в компании таких же свистулек-мечтательниц, которые грезят если уж не о славе, то хоть о дольче-вита.

Другой фигурант повествования - ресторанный лабух Себастиан. Его просят изображать лёгенькую классику или же - поп-музыку, но он упорно продвигает свой любимый джаз, а синкопы, как выясняется, не актуальны среди жующей публики. Таким образом, оба - жалки. Но! Оба считают себя достойными. Иначе путь от лузера к виннеру - закрыт и заколочен. В конечном итоге, Миа становится суперстар, и уже другие девочки подают ей кофе в том самом баре... Себастиан тоже не промах - вот он в шикарном костюме представляет публике свой джаз-клуб и респектабельный бэнд. Всего добились - всем обязаны себе. American Dream в самом явном и - доходчиво-примитивном формате. Хочешь стать великим? Начни сегодня. Смотри, как получилось у этих, а ведь Себастиан и Миа - канонические лузеры!

Ещё одна американская скрепа зовётся «Старый Голливуд». Поклонение артистам Золотой Эры нам, скорее всего, непонятно. Да, у нас есть народное кино, однако, мы не замираем от мысли о том, что «...вот в этом доме снимался визит Новосельцева к Людмиле Прокофьевне». У них - иначе. Восторженно звучат слова Мии: «Вот тут Хэмфри Богарт встречался с Ингрид Бергман в «Касабланке»!» Благоговение, как в храме. Голливуд по сути сделал Америку и превратил американский стиль в навязчивую идею для миллионов людей во всём мире. Глядя на прыжки супергероев и наряды кинодив, простаки впадают в сладкое оцепенение. Фабрика грёз. Конвейер трендов, лиц и смыслов, ежедневно создающих облик великой сверхдержавы. На деле - всё проще и гнуснее. Тоскливее. Провинциальнее. Не просто же так папа-Дональд пообещал вернуть (!) Штатам их величие.

Америка ассоциируется с джазовой музыкой, которую наши стиляги приняли в качестве манифеста. Для них USA являлась точкой сборки, родиной свободы, шикарных авто и прочих коктейль-холлов с девочками. Но джаз - первичен, ибо воплощал принципиально другую модель мировосприятия и - музицирования.

Один из персонажей аксёновского «Острова Крым» - молодой советский джазмен вопрошает: «Куда нам теперь убегать, Луч?», и Андрей Лучников отвечает: «У вас путь один. В музыку вам надо убегать, и подальше. <...> Вот кому я всегда завидую - вам, лабухам, вам все-таки есть куда убегать. Если подальше в музыку убежать, не достанут». Интересно, что парню из «Ла-Ла Ленд» так же приходится убегать в музыку. Он и от своей девушки сбежал (или она от него?) - джаз ревнив, он не переносит мелькания «третьих лишних». Ему или отдаёшься полностью, или - топаешь по прямой в сладенькую попсу. Джаз обладает громадной разрушительной силой - недаром у нас бытовал стишок: «Сегодня он играет джаз, а завтра - Родину продаст». (Впоследствии джаз реабилитируют и сочтут музыкой для эстетов. Он весь обратится в ностальгию и ретро, а бывший стиляга Бэмс из «Взрослой дочери...» признается: «Вот так вот примоститься где-нибудь между двух нот, ну, например, в композиции Дюка Эллингтона «Настроение индиго», пристроиться там, пригреться, и больше ничего не надо, до конца жизни ничего не надо...»). Музыканту-фанатику Себастиану тоже ничего не надо, кроме как «делать джаз». Не играть, а - созидать. Остальные - да, поигрывают и бренчат. В фильме прямо говорится, что джаз - это не для толпы, а для своих. Для понимающих. У Себастиана вызывает злобу сама мысль, что в культовом джазовом заведении теперь танцуют сальсу и жрут какую-то пошлую еду. Тема «высокого» и «низкого» жанров проходит красной нитью через всё повествование. Что такое хорошо и что такое плохо?

«Ла-Ла Ленд» - это фильм-ностальгия, причём эти коллективные воспоминания подаются под самыми разными соусами и приправами. В поисках денег Себастиан соглашается быть клавишником в группе, поющей хиты тридцатилетней давности. Курьёзно звучит песенка «Take On Me» группы A-ha, которую сменяют другие узнаваемые хиты из нестареющей Дискотеки 80-х. Главгерой - в мешковатых цветных штанах по моде того времени. В кадре - веселящаяся молодёжь. Девушки в купальниках, ярко-синие бассейны, такое же светящееся небо. Ирония и - грусть. Эпоха яппи - бриллиантовые-восьмидесятые с их тренированными и агрессивными карьеристами, широкоплечими девами в спортивных костюмчиках, целеустремлённостью и - ... конечным выгоранием. Эффектные блондинки и белозубые боссы из мега-проекта «Династия» - это мир амбиций. Дональд Трамп - идеальный яппи. То поколение хотело много работать и - столь же многое брать от жизни. Трудоголизм в сочетании с витальностью. Что их отличало? Нарочитая демонстрация своих достижений - престижные лейблы, длинноногие жёны, пышные убранства, пафосные шоу. Уже в 1990-х стало не принято бахвалиться - посмотрите, как выглядят и что произносят современные миллиардеры, вроде Марка Цукерберга. Джинсы-ковбойка да кроссовки. Как говорится, бедненько, но чистенько. А тогда - в разгар солнечных 80-х - всё должно было блистать и повергать в трепет... Ностальгия по яппи-десятилетию рождает соответствующие - пусть карикатурные образы. Себастиан смешон в штанах-бананах, как смешны незамысловатые словечки: 'Take On Me... Take me on...Slowly learning that life is OK...!'

Финиш картины - тоже сугубо американский. Выстраданный, а потому - заданный. Успех важнее чувств. Наша европейская традиция - это рефлексия, терзания, зацикленность на «вечной любви» или хотя бы на мечтах о ней. Если бы это было русское, французское или немецкое кино то случайная встреча с Себастианом произвела бы на Мию колоссальное впечатление. Буря эмоций, а следом - печаль и глаза полные слёз. На голливудских холмах - всё спокойнее и проще. Мимолётная грусть. Полуулыбка. Да. Лав-стори не получилась. Зато - овации. Великолепно снятый клип-фрагмент - фантазия девушки на тему «Как это было бы, если бы?» Если бы их первая встреча с Себастианом кончилась не хамством, а - затяжным поцелуем? Танец-эпизод, где любовь и удача пошли рука об руку. Но ...даже в голливудской феерии не бывает слишком много карамелек. У Мии - другой мужчина, а ещё - славная дочурка. И, разумеется, карьера. Страсть - явно лишняя, поэтому и Себастиан не выглядит расстроенным. Такова судьбина. Главное - это джаз.

«Ла-Ла Ленд» - это зашифрованный миф об Америке. Можно сказать - фильм-лозунг, хотя кинокритики решили, что это фильм-настроение. В мире всё неслучайно. Американцам стало не хватать ...самих себя. С блестящими мюзиклами, роскошными яппи, джазом, удачей и золотом. Именно поэтому соскучившаяся Америка выбрала Дональда Трампа - гротескного толстосума, сангвиника, женолюба. Им надоела жидкая кашица толерантности и прочих «общечеловеческих ценностей». Потому-то и привлекает «Ла-Ла Ленд» - как всё беспримесное и явное. Лузер может стать виннером, а виннер - первым среди равных. Бесцветная девочка обратится в сверкающую жар-птицу. Нищий пианист сорвёт аплодисменты. Долларовый дождь. И Дональд Трамп, который написал в одной из своих книг: «Если вы не будете рассказывать людям о своём успехе, очень вероятно, что они так и не узнают о нём»...

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
«Мёртвый сезон» как пример грамотной пропаганды
Все советские детективы повествовали о человечности
01.04.2024
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Главная ошибка на примере «Интердевочки»
«Ну, конечно, там рай, ну, конечно, здесь ад...»
28.11.2023
Все статьи Галина Иванкина
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49