Новая муниципальная реформа началась. Оценки экспертов неоднозначные

12.03.2014
Власть - районам. Новая муниципальная реформа началась

Спустя ровно три месяца после того, как Владимир Путин указал в послании Федеральному собранию на необходимость реформирования существующей системы местного самоуправления, эксперты подготовили соответствующий законопроект. Основной смысл законопроекта - самоуправление в крупных городах будет спущено вниз на уровень внутригородских районов, выборы на городском уровне упраздняются, а областная власть получает "контрольный пакет" в процессе формирования персонального состава управленческой команды. Подробности - в материале Накануне.RU.

12 декабря 2013 года президент в послании Федеральному собранию призвал "в год юбилея Земской реформы" повысить доступность власти в рамках местного самоуправления. Буквально "роялем в кустах" оказался объемистый доклад ИСЭПИ, появившийся уже через несколько дней после выступления президента. Одним из основных тезисов, высказанных в документе, стал перенос непосредственного выборного МСУ на уровень районов в крупных городах или агломерациях, при возможности назначения руководителя самого города областными властями. Такой вариант был воспринят общественностью и экспертным сообществом неоднозначно - ведь, фактически, речь идет о встраивании, в том числе, крупных и самодостаточных, как в экономическом, так и в политическом смысле, мегаполисов в систему государственной власти, при, якобы, резком снижении роли местного самоуправления.

послание к Федеральному Собранию, Путин|Фото: vesti.ru

Тем не менее, в течение следующих месяцев, в том или ином виде озвучивались такие "предложения с мест", поступающие в рабочую группу всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), которую возглавляет "единоросс" Вячеслав Тимченко. Он же стал и одним из авторов законопроекта.

Как говорится в пояснительной записке - основная новелла законопроекта - введение новых терминов "городской округ с внутригородским делением" и "внутригородской район". Согласно тексту законопроекта, выбирать жители смогут непосредственно депутатов районного уровня. Депутаты из своего числа будут выбирать председателя райдумы - главу района, а также будут делегировать депутатов на уровень городского округа, откуда, в свою очередь, избирают мэра-председателя гордумы. Таким образом, авторы законопроекта всегда смогут утверждать, что все горожане принимают участие в формировании властных структур обоих уровней, хоть и опосредованно.

Что касается исполнительной власти, то и на уровне городского округа и на уровне внтуригородских районов за ее выполнение будет отвечать наемный сити-менеджер или "районный менеджер", с которым заключается контракт на срок от двух до пяти лет. Однако, здесь тоже есть свой нюанс. Если ранее комиссия по назначению сити-менеджера состояла на треть из представителей областной власти, и на две трети - представителей мэрии, то сейчас уровень влияния областной власти увеличивается до  50%. Таким образом, концепция двуглавой системы управления муниципалитетами, которая вызывала за годы применения огромный вал критики, а многие города вообще от нее отказались, будет не только введена во всех крупных городах, но и растиражирована на два уровня власти.

кресло чиновник галстук назначение бюрократия власть|Фото: izvestia.ru"Единственный плюс, который я вообще вижу в данной реформе, предложенной группой депутатов от "Единой России", это опускание муниципальной власти на низший уровень, ближе к людям - то, что они говорят, что сегодня и в районах должны быть представительные органы, в районах должны быть руководители избираемые, пускай даже через систему выборов из думы", - рассказал Накануне.RU замруководителя фракции "Справедливой России" в Госдуме Александр Бурков.

"Структура в управлении исполнительного органа власти усложняется, есть сити-менеджеры при согласовании с депутатами. Но самое главное, увеличивается роль губернаторов. Если сегодня сити-менеджер избирается комиссией, рекомендуется представительному органу, которая формируется на 2/3 от муниципалитета, на 1/3 от губернатора, то в дальнейшем они предлагают 50% от губернатора, 50 от муниципалитета, т.е. здесь усиливается роль губернатора, влияние на деятельность муниципальных органов власти", - считает Александр Бурков, участвовавший в последней мэрской кампании в Екатеринбурге.

Один из основных кандидатов на пост мэра Новосибирска, депутат Госдумы Анатолий Локоть обращает внимание на то, что при прописанной системе формирования представительных и исполнительных органов власти главы муниципалитетов и районов будут фактически назначаться губернатором при сохранении видимости выборов. При этом он предупреждает, что это чревато фактической ликвидацией МСУ. 

"Назначенный мэр - это не местное самоуправление, это наместник. Чем кончается наместничество - надо посмотреть на запад, на Украину. Там вот все назначаемые были, все наместники. Они тут же, как только трудная минута наступила, все разбежались. Игнорирование мнения избирателей, сворачивание местного самоуправления - это путь к Майдану. Это важный вывод, который нужно сделать из событий нашего соседа", - предостерегает Анатолий Локоть.

Другой стороной этой медали является то, что некоторые пришедшие на волне "володинской весны" (да и не только -в целом выборного процесса) политики и сами не прочь поиграть в майдан.

Авторы законопроекта отмечают, что все положения и само введение таких форм местной власти отдается на откуп местным властям. Создание двухуровневой системы в крупных городах будет регламентироваться областным законодательством. Однако, учитывая политические реалии, можно смело предположить, что ни один губернатор не откажется от возможности прекратить бесконечные противостояния между областными властями и областным центром, который зачастую имеет свой взгляд на использование своих ресурсов и своего развития. Вряд ли какой-то губернатор откажется от увеличения рычагов влияния на обстановку в области. В законопроекте не прописано, какие города могут попасть "под раздачу", однако в некоторых СМИ фигурирует информация о 67 крупных городах, 54 из которых - областные центры.

Эксперты, в свою очередь, отмечают, что перенос избирательной активности на низовой уровень вполне может стимулировать малые партии более активно конкурировать на небольших территориях за место в представительных органах власти.

"Безусловно, это мобилизует партии, во всяком случае, должно привести к переносу акцента активности на низовом уровне, чтобы политики последовательно проходили уровни своей активности, начиная с муниципального и выше. На муниципальном уровне практически нет партийного разнообразия, а эта система будет ее стимулировать. Эта система управления будет стимулировать развитие партий", - предположил в беседе с Накануне.RU гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

Однако, как реально отразится такая реформа на взаимоотношениях муниципальных властей и избирателей, простых горожан говорить рано - все будет зависеть от конкретной реализации реформы на местах.

"Согласно концепции законопроекта, усиливается роль местного самоуправления, оно должно стать системой шаговой доступности для людей, увеличиваются его полномочия. насколько это удастся, покажет время, покажет его реализация. При этом, явно будет усиливаться роль местных элит, влияние региональной и власти вообще, безусловно, возрастет, но, будем надеяться, что оно будет компенсировано возможностями и самоуправления на муниципальном уровне", - резюмировал эксперт.

Источник

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий