Как скоро Баку заметит новый дрейф Анкары

Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу со страниц Turkish Policy Quarterly обратился с призывом к Армении и армянской диаспоре «решиться на смелые шаги, подобные недавним соболезнования турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана в связи с Днем памяти жертв событий 1915 года». По его словам, поступок Эрдогана «был продиктован не политической конъюнктурой, а стремлением к «трансформации умов и памяти». «Для армян 1915 год был годом переселения, в ходе которого было много больших трагедий, - отметил Давутоглу. - Годы до и после 1915 года были также временами огромных трагедией для турок в Анатолии. На самом деле, это было время «общей боли».

Это заявление примечательно многими факторами. ИА REX ранее сообщало о том, еще в начале 2014 года президент Турции Абдулла Гюль предупредил, что «будущий 2015-й год, когда будет отмечаться 100-летний юбилей Геноцида армян в 1915 году, Турция может столкнуться с препятствиями на международной арене». Информационный сайт Sondakika цитировал следующие слова Гюля: «Тремя-четырьмя годами ранее мы думали, что как самая дружественная страна мы легко преодолеем эти препятствия. Но сменился ритм жизни, как во всем мире, так и у нас: пока мы были заняты внутренними вопросами, число внешнеполитических проблем несколько возросло. На данный момент важно, чтобы мы мобилизовали наши усилия, чтобы показать важность дружбы с Турцией». При этом президент Турции подчеркивал, что страна преодолела табу, наложенное на армянский вопрос, и сейчас все становится предметом обсуждения.

Многими экспертами заявление Гюля было воспринято как сожаление в связи с отказом Анкары под давлением Азербайджана ратифицировать известные Цюрихские протоколы октября 2009 года, которые предусматривали не только нормализацию отношений между Турцией и Арменией и открытие между ними границ, но и, как утверждалось в одном из пунктов протоколов, отказ Еревана от использования фактора Геноцида в большой политике и перевод его в сфере компетенции «совместной комиссии историков». Баку предпринял немалые усилия для того, чтобы «заморозить» этот процесс, обязав Анкару выставить Еревану условия по карабахскому урегулированию. Поэтому, когда при участии министерства по делам евроинтеграции и министерства иностранных дел в Турции было объявлено о создании специального комитета, «основная задача которого - противодействие мероприятиям армянской стороны, которая готовится к 100-летию Геноцида армян», стало ясно, что в правящих кругах страны верх одержали сторонники жесткого «бакинского» подхода к этой проблеме. По данным газеты Milliyet, Турция намеревалась организовать трехсторонний прессинг на Армению вместе с Азербайджаном и Грузией, а в Европе предпринять максимум усилий для того, чтобы «ожидаемая в 2015 году информационная кампания по признанию Геноцида армян в Османской империи 1915 года нанесла для международного имиджа минимальный ущерб».

Азербайджан уговаривать не пришлось. Бакинские политологи уже давно публично отрабатывают тезисы, согласно которым «армяне являются народом без истории», а та, которая известна, «является лживой». Достаточно привести одну фразу из заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева летней сессии ПАСЕ в Страсбурге, типа того, что «армяне уже самоопределились на земле, которая исторически принадлежала Азербайджану», хотя земли, которые сейчас занимает Азербайджан, исторически принадлежали Персии и в начале 19-го века были отвоеваны у нее Россией. Но мы сейчас мы не об истории, а о политике.

Грузия, история которой издревле настолько переплетена с армянской, дистанцируется от участия в битве против идей Геноцида армян, хотя и считается стратегическим партнером Азербайджана и Турции.

Причина одна - политика и изменившаяся ситуация.Турция серьезно подпортила свой международный имидж без участия армян. Негативный шлеф, начавшийся летом прошлого года, когда началось мощное протестное движение в связи с реконструкцией парка Гази в Стамбуле, усилился крупнейшим в новейшей истории этой страны коррупционным скандалом, в котором оказались замешанными некоторые члены правительства и лица из ближайшего окружения Эрдогана. Под этим предлогом Брюссель «заморозил» переговорный процесс по интеграции Турции в ЕС. Положение усугублялось и серьезными провалами турецкой внешней политики в период так называемой «арабской весны» и ее участием в сирийских событиях. Последовавший вслед за этим кризис и в Ираке, еще более обнажил геополитическую уязвимость страны. То есть, стали происходить процессы, которые ранее президент Гюль увязывал с отношением к армянскому вопросу. Турция оказалась в заведомо проигрышной ситуации. Особенно Эрдоган, который намерен выставить свою кандидатуру на пост президента страны.

Поэтому его в апрельское соболезнование армянам в связи с событиями 1915 года действительно имеет серьезный политический подтекст. Его первый публичный шаг в сторону примирения с армянами означает готовность ввести новый элемент общественное и политическое сознание граждан страны. Но таким образом, чтобы ввести будущую и, видимо, неизбежную в будущем дискуссию в такое русло, чтобы «развести вину за трагические события 1915 года как можно шире, а в качестве главной жертвы представить не только одних армян, но и армян и турок вместе. Затем через это выйти на рассмотрении таких вопросов, как отношения Турции с Западом, и отношения Анкара-Ереван в качестве самостоятельного вопроса своей политики в Закавказье. При этом многие европейские эксперты, занимающиеся турецкими и кавказскими проблемами, не исключают того, что Анкара приступила к подготовке «нового Цюриха», но уже только с представителями западной армянской диаспоры. Раз не удается игнорировать события 1915 года, надо договариваться, но таким образом, чтобы завоевывать позитивные очки в США и в Европе. Вот почему в циркулирующей в турецких посольствах специальной аналитической справке по этой проблеме не обозначены выкладки, касающиеся азербайджано-армянских отношений. Задача турецкой дипломатии сейчас в том, чтобы у Баку не сложилось впечатление, что его предают, а если оно и сложится, то необходимо добиваться того, чтобы случилось это как можно позже. Поэтому нельзя исключать вероятности того, что Турция первоначально будет искать предлог для восстановления дипломатических отношений с Арменией. На втором этапе она пойдет на открытии границ, поскольку граница с Арменией будет считаться границей Таможенного и Евразийского союзов.

При таком сценарии Турция рассчитывает снизить эффект от политического и информационного давления в связи со 100-летием Геноцида армян. Более того, она получает шанс изменить или модернизировать формат своей внешней политики в регионе, выстраивая в первую очередь альянс с Ереваном и Тбилиси. Похоже, что Армения готова к такому ходу событий, тем более, что новый процесс турецко-армянского урегулирования нивелирует карабахскую проблему, переводя ее в новый режим, в котором станет действовать иная логика, построенная на ином балансе сил в регионе. Во всяком случае, неслучайно то, что проблема турецко-армянских отношений обсуждалась в Ереване во время недавнего визита главы МИД России Сергея Лаврова.

 

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий