ОБХСС эпохи развитого капитализма

ОБХСС эпохи развитого капитализма. В МВД будет создан свой «РосПил» - отдел для выявления сговора чиновников и покупателей госактивов

В МВД будет создан свой «РосПил» - отдел для выявления сговора чиновников и покупателей госактивов

Следственный комитет России (СКР) собирается бороться с фиктивными тендерами и аукционами по продаже госсобственности. Чиновников, которые предоставляли преимущества инвесторам, СКР предлагает штрафовать на сумму до одного миллиона рублей и лишать свободы на срок до шести лет. Соответствующий пакет поправок - в законы об оперативно-розыскной деятельности (ОРД), о приватизации и в Уголовный кодекс, - уже отправлен в правительство. Об этом сообщают «Ведомости».

Поправки предполагают, что в структуре МВД создадут специальный отдел. Его оперативники будут выявлять случаи сговора чиновников и покупателей государственных активов. СКР предлагает снимать с аукционов и тендеров аффилированных инвесторов, не возвращая им задаток. Если оперативники выявят связь между покупателями даже после продажи актива, сделку можно будет признать ничтожной в суде.

Оперативники смогут следить за покупателями госимущества, по решению суда прослушивать их телефонные разговоры и читать личную почту. Плюс к тому, вести за инвесторами наружное наблюдение, внедрять в их окружение агентов, вербовать осведомителей. Материалы новый отдел будет передавать в следственные органы для возбуждения уголовных дел.

По сути, речь идет о возрождении аналога ОБХСС (отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности). Мера эта вполне актуальная: В 2014-2016 годах чиновники планируют получить от приватизации в бюджет 455,2 млрд. рублей. Между тем, только за последние полгода Росимущество обнаружило действия сомнительного характера в отношении десятков приватизируемых компаний.

Другое дело, появление «нового ОБХСС» порождает коррупционные риски. Экономическую экспертизу в отношении участников аукционов правоохранители - теоретически - смогут заказать и у подставных экспертов, а затем ложное заключение станет основанием для возбуждения дела.

Чем все же станет новая структура: дамокловым мечом над коррупционерами или кормушкой силовиков?

- Это шаг в правильном направлении, - считает член Экспертного совета при правительстве РФ, член рабочей группы по противодействию коррупции Сергей Стрельников. - Но идею усиления контроля над проведением тендеров и аукционов нужно довести до ума. Сотрудники МВД сами не проводят экономической экспертизы, и, возможно, следует поручить оценку параметров сделки какой-то государственной структуре.

«СП»: - Вывод активов перед приватизацией, по мнению ряда экспертов, - это сегодня стандартный способ управления госимуществом. Как только директор компании узнает, что она попала в план приватизации, он набирает на баланс фиктивные займы от аффилированных кредиторов, а после приватизации банкротит компанию - распродает имущество и пускает деньги на покрытие фиктивных долгов. Или же менеджмент выводит деньги из оборота, а затем покупает на них акции приватизируемой компании. Новый отдел сможет эффективно бороться с такими схемами раздербанивания госимущества?

- На этапе тендера что-то предпринимать уже бесполезно. Здесь нужно совершенствовать законодательство по предупреждению преднамеренного банкротства компаний. Сейчас закон о банкротстве, к сожалению, действует не в интересах государства, и бизнес активно этим пользуется. Арбитражные суды в таких случаях принимают решение, исходя из представленных документов, не проверяя, что на самом деле за ними стоит.

Возможно, нужно оговорить особый порядок действия закона о банкротстве в отношении компаний с госучастнием. Сейчас, наедине с действующим законом, государство оказывается беззащитным перед описанными схемами...

«СП»: - Не получится ли, что новая структура в руках силовиков будет инструментом передела собственности в их пользу?

- Я смотрю на это с другой точки зрения. Все-таки главным бенефициаром коррупционной системы является бизнес. Он в данном случае выступает заказчиком услуг отдельным представителям силовых структур. Наш бизнес не желает работать по законам конкуренции, для него проще и эффективнее инвестировать в чиновника или представителя правоохранительных органов. Нам нужно подумать, как изменить правила игры, чтобы бизнес стремился зарабатывать законными способами, а не путем получения за взятки эксклюзивных привилегий - в частности, при проведении тендеров и аукционов при продаже госимущества...

- СКР предлагает полезное дело: действительно, на тендерах по распродаже госимущества бывает много злоупотреблений, - отмечает бывший министр экономики Андрей Нечаев. - Например, знаменитое дело «Оборонсервиса» - как раз из этой серии. А уж насколько вновь образованная правоохранительная структура окажется коррумпированной - это вопрос к ее создателям и ее будущим начальникам. Но главное - за такого рода структурами должен быть не косметический, а реальный общественный контроль.

Что до вывода активов компаний, подлежащих приватизации - это случается нечасто. Если речь идет о государственном предприятии, его директора, а иногда и все руководство назначает соответствующее ведомство, как правило, Росимущество или напрямую правительство. Поэтому ввод активов - это вопрос текущего контроля чиновников над людьми, которых они назначили на руководящие должности. Думаю, у МВД, Следственного комитета и Генпрокуратуры достаточно инструментов, чтобы следить за этой ситуацией...

- В России принята госпрограмма по управлению федеральным имуществом на период до 2018, но в силу коррупционной составляющей ее невозможно выполнить эффективно без участия правоохранительных органов, - убежден председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. - Очень важно, чтобы одной из функций нового подразделения МВД стал анализ объектов госсобственности, подлежащих приватизации. Очень много таких объектов существует лишь на бумаге, а фактически разворованы. Думаю, у МВД есть возможности провести необходимые проверки...

«СП»: - Чиновников, уличенных в связи инвесторами, предлагается штрафовать на сумму до 1 миллиона рублей и лишать свободы на срок до шести лет. Это адекватная мера?

- Вполне, с учетом, что у нас в стране работает эффективный механизм расхищения госсобственности. Другое дело, что нет эффективного механизма управления этой собственностью. Его создание - задача даже более важная, чем посадки в тюрьму нечистых на руку чиновников, проводящих аукционы по приватизации...

- Следует понимать, кто стоит за этой инициативой, - указывает директор Центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин. - Новое подразделение создается в рамках МВД, но у министра внутренних дел Владимира Колокольцева нет ресурсов пролоббировать создание такой структуры. Инициатором в данном случае выступает Следственный комитет и его глава Александр Бастрыкин, который в последнее время пользуется особым доверием у Владимира Путина и имеет право фактически круглосуточного «доступа к телу». Бастрыкин эту идею давно озвучивал, и, судя по сливу в «Ведомостях», ему удалось ее «продавить».

Проблема в том, что СКР по закону не имеет права заниматься оперативной деятельностью, ему нужно, что бы кто-то осуществлял оперативные действия в отношении инвесторов - наружку, прослушку. На это предполагается отрядить сотрудников МВД.

На деле, речь идет о том, что представители силовой корпорации стали требовать больший кусок пирога. Раньше бенифициарами приватизации госимущества выступали две корпорации - гражданская бюрократия, и близкий к ней - так называемый окологосударственный - бизнес. Теперь претензии на свою долю предъявляют и силовики. Они понимают, что после белоленточных событий в Москве и в силу общей дестабилизации обстановки в стране, власть в них нуждается гораздо больше, чем году в 2007-м, когда политическая ситуация была стабильной. А если власть больше в силовиках нуждается - она должна им больше давать...

Источник

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий