Что значит следовать за Господом издали

Слово на Пассии. Евангелие от Марка

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
232
Время на чтение 7 минут
Фото: Из интернет-источников

Апостол Петр — пример катастрофического падения и самых страшных нравственных страданий. Можно было бы проследить, как это происходит с ним во всем Евангелии. Но достаточно одной фразы Евангелия: «Петр же следовал за Ним издали». Он следовал за Господом издали — прежде всего в самом буквальном смысле. Но здесь присутствует также духовный смысл, и все святые отцы сходятся в определении его как «теплохладности».

Теплохладность — это отказ от любви. Мы все помним известные слова Апокалипсиса: «Знаю дела твои, ты ни холоден, ни горяч — о, если бы ты был холоден или горяч — но как ты ни холоден, ни горяч, извергну тебя из уст моих» (Апок. 3, 15—16).

«Извергну тебя из уст Моих». В Евангелии от Луки, почти сразу же после притчи о блудном сыне, Господь употребляет почти те же слова. Он говорит фарисеям, что они — «мерзость перед Богом» (Ин. 16, 15). Мы должны почувствовать, что означают эти слова: тошнота, рвота, омерзение. Вы Мне отвратительны, омерзительны, вы вызываете у Меня рвоту. «Я изблюю вас». Вот что такое равнодушие. Когда общаешься с молодежью в семинарии, видишь, как они бывают остро чувствительны, когда кто-то произносит святые слова формально.

Теплохладность, как учит великий духовный наставник IV века преподобный Кассиан, — это уныние, духовная леность и тяжесть человеческой жизни. Это охлаждение, одряхление любви. Нет ничего печальней этого. Любовь, оказывается, может стареть, люди не могут сохранить ее столь же юной, как она когда-то была. Больно видеть это в отношениях супругов, близких друзей. В мире, где из-за умножения беззаконий охладевает любовь, мы призваны явить, что есть подлинная христианская жизнь.

Оттого что Петр следовал за Христом издали, он пришел к отречению от Него. Для этого достаточно оказалось небольшого разговора с обыкновенными, ничего не значащими людьми — вроде привратников, служанок, сторожей. Некоторые из них узнали его. Петр сразу же обозначил дистанцию между собой и Христом. «Он следовал за Ним издали». Он выдерживал расстояние, чтобы избежать риска быть арестованным как Его ученик. И внезапно это расстояние становится бесконечным. «Я не знаю Его», — говорит он. Отречься от кого-либо — значит отрицать его. Отрицать его — значит желать, чтобы его не было. «Не знаю этого Человека», — что это значит? Это значит, что этот Человек для меня не существует, я хотел бы, чтобы Он не существовал.

Мы можем измерить тяжесть отречения Петра, вспомнив слова Господа: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от него и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10, 33). Отречение здесь противостоит исповеданию. «Кто исповедает Меня пред людьми, того и Я исповедаю пред Отцем Моим» (Мф. 10, 32). Что значит исповедать кого-либо? Это значит возвестить о единении с ним. Петр должен был сказать о своем единении с Господом. Вместо этого он отрекся. Те, кого мы называем исповедниками веры и мучениками, — возвестили миру о своем единении со Христом, исповедали, что они принадлежат Ему. «Поведут Его к правителям и царям за Меня», говорит Господь (Мф. 10, 18). И еще: «Потерявший душу ради Меня сбережет ее» (Мф. 10, 38). Петр отрекается от Христа, он отказывается потерять свою душу ради Христа, он отказывается быть единым со Христом. Он отрицает Его. Господь как бы не существует для него.

Можно найти оправдание для Петра. Может быть, он думал, что это не настоящее отречение. Что оно не такое серьезное, как то тройное отречение, о котором говорит Христос: «Прежде чем воспоет петух, ты трижды отречешься от Меня (Лк. 22, 34).

Сделаем небольшое отступление. Было два пения петуха, одно — в полночь, другое — около трех часов утра. Греки и римляне давали одно именование — «петлоглашение» — времени от пения петуха в полночь и пения петуха в три часа утра. Между полуночью и тремя часами утра было время «петлоглашения». В Евангелии от Матфея, Луки и Иоанна второе пение показано как решающее.

Петр тем не менее следует за Господом. Он уверен, что ему хватит мужества свидетельствовать перед синедрионом. Но что-то происходит с ним, что-то все более проникает ему в сердце. Это — страх. В основании всякой трусости — страх, страх умереть. Если не совсем умереть, то, по крайней мере, частично. Это значит лишиться благополучия, спокойствия, комфорта. Именно это всегда является причиной трусости. Порой люди готовы переступить через последнюю черту, только бы не потерять того, за что они всеми силами держатся, — своего мнимого богатства.

Так Петр ищет предлога уйти от ответственности. И это уже начало неверности. Он, может быть, пытается успокоить себя: здесь не место для исповедничества. Ради чего он должен откровенничать перед этими привратниками? Зачем бросать бисер перед свиньями? А может быть, он начинает стыдиться Христа? Во всяком случае, он внезапно обнаруживает свою полную несостоятельность. Это полное крушение его достоинства.

Мы должны задуматься о том, что такое утрата человеческого достоинства. Мы должны всегда обращаться к сокровенности любви Христовой. Что в самом сердце Его доверия к нам? «Будьте сынами Отца вашего Небесного» (Еф. 4, 1). «Вы — сыны Отца вашего Небесного», — говорит Христос. Этим исполнена любовь Господа, в этом величие и достоинство приобщения человека к Богу. Но Бог оказывается порой перед нашей неверностью. Перед тем, что являет сейчас собой Петр, тот, кто всегда говорил от имени апостолов. Пусть каждый из нас увидит, что речь идет сейчас о нем. Отрекался ли я когда-нибудь от Христа? Может быть, нет. Но если взглянуть на себя чуть-чуть повнимательней? «Все, что вы сделали одному из братий Моих меньших, — говорит Христос, — вы сделали Мне» (Мф. 25, 45). Может быть, я встретил Христа в виде моего страждущего ближнего, не обязательно подвыпившего бомжа у ворот храма, но кого-то из членов моей семьи или моего прихода. Я могу пройти мимо кого-то из них или, как сказано в Евангелии о Петре, издали — из боязни скомпрометировать себя в чьих-то глазах.

Дай Бог нам увидеть взгляд Христа, обращенный к Петру. «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра» (Лк. 22, 61). Господь оборачивается, Он останавливает Свой взгляд на Петре. Это слово в Евангелии на греческом языке означает взгляд, устремленный внутрь. Господь смотрит взглядом, проникающим в сердце. И Петр приходит в себя. Он вспомнил слово Господа: «Прежде чем пропоет петух, отречешься от Меня трижды», и, «выйдя вон, заплакал горько» (Лк. 22, 61). Перед этим взором Господа сразу же начинают течь слезы.

«Господь, обратившись, взглянул на Петра». Не пропустим этих слов. Хотя Христос стоял спиной к Петру и был в это время судим, Он знал все, что сказал Петр. Христос обращает больше внимания на то, что мы говорим и делаем, чем нам кажется. Когда Петр отказывается от Христа, Христос не отказывается от него. Хорошо для нас, что Христос не ведет Себя так по отношению к нам, как мы ведем себя по отношению к Нему. Христос взглянул на Петра, потому что знал, что хотя тот устами отвергся Его, его взор по-прежнему следовал за Господом. Господь только взглянул на него — взглядом, значение которого никто не мог понять так, как Петр.

Это был убеждающий взгляд. Петр сказал, что он не знает Христа. Христос обернулся и взглянул на него: «Разве ты не знаешь Меня, Петр?» Это был протестующий, исполненный укора взгляд: «Как, Петр, неужели ты теперь отрекаешься от Меня? Ты, который исповедал Меня Сыном Божиим и торжественно обещал, что никогда не отречешься от Меня?» Это был взгляд, исполненный сострадания. Господь посмотрел на него с любовью: «Бедный Петр! Как раздавлен ты этим падением. Никогда уже тебе не восстать, если Сам Бог не поможет тебе». Это был вразумляющий взгляд. Христос показал ему Своими глазами путь и направил его по нему. Это был открывающий глубины новой жизни взгляд. Он сообщал благодать сердцу Петра. Пение петуха не привело бы его к покаянию без этого взгляда. От него исходила сила, изменяющая сердце Петра.

Этот взгляд Господа — взгляд Невинного, приговоренного к смерти. Это взгляд Того, Чье осуждение на смерть спасает меня. Тот, о Ком я говорил, что не знаю Его, Своею смертью спасает меня, и этот взгляд Его останавливает меня. И в этом взгляде Христа — взгляд Самого Бога. «Видевший Меня, — говорит Господь, — видел Отца» (Ин. 14, 1). Кто видит Его взгляд, тот видит Отца. Это взгляд полного прощения. Бог прощает. Его взгляд, в особенности там, где страдание, не может не прощать. Может быть, вы думаете, что во взгляде Господа укор? Поднимите сами свои глаза навстречу Ему. Разве вы еще не знаете, каков наш Бог? Христос пришел, чтобы явить любовь Отца. Неужели Христос укоряет в чем-то Петра? Нам ничего об этом неизвестно, у нас есть только Евангелие. А если это укор, то растворенный в прощении. Собственно говоря, укор — это совсем другое: «Ты не должен был так поступать». Если в этом взоре укор, то скорее: «Ты можешь поступить лучше, и ты поступишь лучше, настолько лучше, что примешь смерть на кресте». Именно таким, наверное, был взор Христа. Это глубже проникает нам в сердце, чем взгляд укора, в котором одно обвинение. Бог не обвиняет никого так, как мы можем обвинять. Если Он обличает, то совсем по-другому — так, как свет солнца обличает грязь на моей одежде.

И вот что еще мы должны понять. Несмотря на свое отречение, Петр был глубоко верен Господу. Не имело значения, что он сделал, насколько страшным было его падение. Он оставался предан Христу. Есть надежда для человека, который, даже впадая в грех, устремляется к Богу. Петр был слишком уверен в себе. Если кто самонадеянно скажет: «Есть одна вещь, которую я никогда не сделаю» — это может быть то самое, чего он должен особенно остерегаться. Сатана внимателен и хитер. Он наносит удар туда, где человек слишком уверен в себе. И по этой причине оказывается менее всего подготовленным к нападению. И мы не должны забывать, что Петр был одним из учеников, которые имели мужество следовать за Господом до двора первосвященника. Опасность искушения — цена, которую платит тот, кто исполнен отваги в мыслях и в поступках.

На Тайной Вечери Господь сказал удивительные слова Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих». Как если бы Он сказал: «Ты отречешься от Меня и будешь плакать горькими слезами. Но в результате ты сможешь лучше помочь своим братьям, проходящим через такое же искушение». Мы не можем по-настоящему помочь человеку, пока сами не окажемся в той же печи искушения или той же бездне стыда, как он. О Самом безгрешном Господе сказано: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2, 18). И все святые, прошедшие через горнило искушений, напоминают нам: «не искушен неискусен». Пережить стыд падения и неверности необязательно означает полное поражение, потому что таким образом мы обретаем сострадание и понимание, которого иначе никак не могли бы обрести. В таинстве елеоосвящения, когда мы приносим сугубое покаяние, в напоминание об этом звучат такие слова: «Петра верховнаго, отвергшагося Тебе трижды, покаянием приял еси и глаголал: ты еси Петр, и на камене сем созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея».

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Притча о талантах
Слово на Литургии Преждеосвященных Даров Великого вторника
30.04.2024
Наибольшая заповедь
Евангелие Великого Вторника. Утреня
30.04.2024
Евангелие Великого Понедельника
Литургия Преждеосвященных Даров. О последних временах и о Страшном Суде
29.04.2024
Евангелие Великого Понедельника. Утреня
Притча о бесплодной смоковнице
29.04.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Все будет погублено, если Христа воспримут как земного царя
28 апреля — Вход Господень в Иерусалим
27.04.2024
Предел нашей беды – Божий час
27 апреля — Лазарева суббота
26.04.2024
«Душеполезную совершивши Четыредесятницу»
Слово в пятницу 6 седмицы Великого поста
26.04.2024
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05