«Необычайно красивая, изящная, простая, она поразила меня, своим сценическим благородством, тонкостью исполнения, громадным чувством меры…». Народный артист СССР В.И. Качалов о А.А.Яблочкиной.
20 марта 1964 года, 60 лет назад, в Москве, на 98-м году жизни скончалась великая русская и советская актриса Александра Александровна Яблочкина. Старейшая актриса великого Малого Театра. Одна из великих «старух» этого величайшего светоча русской театральной культуры. А.А.Яблочкина – один из неповторимых классических символов всей русской театральной культуры конца 19 и всей первой половины 20 века в России и в СССР. На протяжении 50 лет (!) А.А.Яблочкина, бессменный Председатель Всероссийского Театрального Общества (ВТО). Ныне – это Союз Театральных Деятелей России (СТД).
Она родилась 3 (16) ноября 1866 года в Петербурге. Её отец, дед, прадед и прапрадед были деятелями искусства. Впервые выступила на сцене в шестилетнем возрасте, ещё при Царе Александре II.
Молоденькая Саня Яблочкина. Уже с 6 лет на сцене
Выступила в роли мальчика Пети. На спектакле случился забавный эпизод, потрясший зрителей неугомонным смехом. Во время спектакля, Петя-Саня Яблочкина запуталась в тексте, смутилась. Но быстро взяла себя в руки и, наклонившись к суфлерной будке твердо сказала: «Пожалуйста, не жужжите, вы мне мешаете». Затем Саня Яблочкина повернулась к партнёру и выговорила всю фразу целиком. Публика бушевала от восторга, и наградила ролевого Петю-Саню Яблочкину оглушительной овацией.
После спектакля к родителям малой Сани подошел зритель, и поблагодарил их, произнеся фразу: «Какой способный ваш сын Володя?». И крайне изумился, когда родители Сани ответили, что это роль исполнял не мальчик Володя, а их дочь Александра.
И с этого времени в течение 91 года—Яблочкина на сцене. Это – невероятно!
Сценическим искусством она занималась с великой русской актрисой Г.Н.Федотовой и с отцом Александром Александровичем Яблочкиным.
В 1888 году А.А.Яблочкина дебютировала в Малом театре в роли Софьи в «Горе от ума».
А.А.Яблочкина служила в этом театре до конца жизни, на протяжении 76 лет. Она выступала вместе с великими мастерами русской сцены – Никулиной, Ермоловой, Медведевой, Федотовой, Садовским, Южиным, Остужевым, искусство которых оказало огромное воздействие на формирование творчества актрисы. Воспринимая лучшие традиции реалистической школы, Яблочкина постоянно следовала им в своём искусстве.
Высокий вкус, исключительное внимание к чистоте русской речи, строгая этическая требовательность к себе и окружающим отличали А.А.Яблочкину как художника и человека.
Превосходная исполнительница ролей классического репертуара А.А.Яблочкина много выступала и в пьесах современных русских и западноевропейских драматургов.
Среди ролей: Марья Антоновна («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1889), Офелия («Гамлет», 1894), Корделия («Король Лир», 1895), леди Анна («Ричард III», 1897, все — У. Шекспира); Лидия («Бешеные деньги», 1904), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты», 1907), Коринкина («Без вины виноватые», 1908, все — А.Н. Островского); Анна Андреевна («Ревизор», 1919), Королева («Стакан воды» Э. Скриба, 1923), Каренина («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951).
А.А. Яблочкина в роли Королевы Елизаветы-I Тюдор
Превосходная исполнительница ролей классического репертуара А.А.Яблочкина много запечатлелась в Собрании Советского Радиофонда, которое располагает уникальными записями следующих спектаклей, сцен из спектаклей с её участием: «Горе от ума» А.Грибоедова в роли Хлестовой, «Уриэль Акоста» К.-Ф.Гуцкова в роли Эсфири, «Крылья» А.Корнейчука в роли Горицвет, «Бешеные деньги» А.Островского в роли Чебоксаровой, «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея в роли Мисс Кроули.
Сцены: «Василиса Мелентьева» А.Островского в роли Василисы, «Волки и овцы» А.Островского в роли Мурзавецкой, «Лес» А.Островского в роли Гурмыжской, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского в роли Турусиной, «Измена» А.Сумбатова-Южина в роли Зейнаб, «Мария Стюарт» Ф.Шиллера в роли Елизаветы, «Богдан Хмельницкий» А.Корнейчука в роли Варвары, «Живой труп» Л.Толстого в роли Анны Дмитриевны Карениной.
В коллекции радиофонда есть также записи стихотворений А.Пушкина в исполнении Яблочкиной: «Деревня», «Если жизнь тебя обманет», «Элегия» и другие. Отрывок из 3-й главы «Евгения Онегина» А.Пушкина актриса записала в 1940-х годах.
Яблочкина в роли Хлестовой «Горе от ума»
Миссис Пиггинс «Пигмалион» Б. Шоу 1943-1944
Турусина - А. Яблочкина, Крутицкий - А. Зражевский «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского 1941-1942
Роль Богаевской. М.Горький «Варвары»
А.А. Яблочкина возглавляла своеобразное общество «великих старух Малого Театра» в лице его корифеев – народных артисток СССР: В.Н.Рыжовой, Е.Д.Турчаниновой, В.Н.Пашенной. Среди этих уникальных величин, Яблочкина по возрасту была самая старшая.
Великие старухи Малого Театра – Рыжова, Яблочкина и Турчанинова
Чествование 90 летнего юбилея Яблочкиной
Последний раз Яблочкина выступила на сцене в 1961 году в возрасте 95 лет, в роли мисс Кроули («Ярмарка тщеславия» по У.М. Теккерею). Последняя роль, которую Яблочкина сыграла, по словам театроведа П.Маркова, «с не иссякающим трогательным блеском и благодушным юмором».
На протяжении ряда лет Яблочкина избиралась председателем «корпораций артистов» Малого театра. В 1915 году, после смерти основательницы Русского театрального общества Марии Гавриловны Савиной, возглавила это общество (с 1932 года – ВТО) и была его председателем до конца жизни. Автор мемуаров «75 лет в театре» (1960), в которых рассказано о театральной жизни Москвы.
А.А. Яблочкина, как поистине символическая фигура в российском и советском театральном искусстве, была близко знакома с высшими государственными и политическими деятелями Советского Союза, в частности, с первым заместителем Председателя Совета Министров СССР Молотовым и в особенности дружна с Председателем Президиума Верховного Совета СССР Ворошиловым.
До войны ей было присвоено высокое звание народной артистки СССР. Сталин в 1943 году присвоил ей премию своего имени – Сталинскую 1 степени в размере 100 000 рублей, громадные деньги для того времени. 50 000 рублей из этой суммы Яблочкина отдала на строительство самолета «Сталинский Лауреат».
Сталин и последующие правители СССР наградили А.А.Яблочкину тремя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Государство ей выделило шикарную большую квартиру в самом центре Москвы, недалеко от Малого Театра с водителем и обслугой.
После легендарных полетов Ю.А.Гагарина и Г.Титова в космос А.А. Яблочкина организовала встречу деятелей культуры со всенародными любимыми Героями космоса.
С космонавтами Ю.Гагариным и Г.Титовым
Как театральный педагог, преподаватель Театрального Училища имени М.С.Щепкина, Яблочкина сформировала и выпустила в театральную жизнь многих замечательных народных артистов СССР и РСФСР, составивших славу и гордость отечественной театральной и кинематографической культуры.
Во время Великой Отечественной войны старая актриса вела постоянную переписку с командирами и бойцами Красной армии. Сохранились трогательные письма на имя Яблочкиной с фронта:
«Когда я читал ваше письмо, мне казалось, что передо мной письмо моей матери, ибо каждое ваше слово исходило от чистого материнского сердца. Так написать могла только мать своему сыну. Младший командир Н.Д. Ершев»;
«Я уроженец Киева, потерял всякую связь с отцом и матерью, любимой девушкой и со всеми близкими. И вот сейчас мне так захотелось написать близкому человеку, и я осмелился написать вам, так как вы одна из любимых представителей дорогой для меня русской культуры. А. Ратченко»;
«Ваше письмо получил, когда был на передовой. Если бы вы, дорогая Александра Александровна, знали, как я обрадовался! Я сидел в танке и ждал приказа, как вдруг принесли ваше письмо. Оно подняло дух, и силы мои увеличились в несколько раз… Я могу вам рапортовать, что часть, где я служу, заняла три деревни. Мы подбили четыре фашистских танка… Нам всем очень приятно и радостно сознавать, что вы, знатная артистка нашей страны, думаете о нас и волнуетесь за нас. Нам это очень дорого. Как хочется после ваших писем идти в бой, чтобы скорее вернуться домой, в Москву, и опять смотреть вас на сцене Малого театра. Если б вы знали, как я хотел бы сейчас побывать в театре, чтобы ещё раз испытать удовольствие, доставляемое вашей игрой. Но я уверен, что я ещё не раз увижу вас. Бывший студент, теперь старшина-разведчик».
А.А.Яблочкина жила в основном императивами русско-царского времени 19 века. Ленинградский вокзал в Москве она называла, как и прежде, «Николаевским». Малый Театр «Императорским».
В преклонные годы Александра Александровна считалась своего рода «бабушкой русского театра». Её обожали, перед ней преклонялись, над ней посмеивались, она была героиней бесчисленных добрых анекдотов и баек и как бы объединяла собой дореволюционную и советскую театральные эпохи.
Сохранился такой рассказ: Яблочкина выступает перед трудящимися Москвы, вспоминая о жизни старого театра: «Тяжела была доля актрисы в царской России. Её не считали за человека, обижали подачками. На бенефисе бросали на сцену кошельки с деньгами, подносили разные жемчуга и брильянты. Бывало так, что на содержание брали графы разные, князья…»
Сидящая рядом коллега по сцене Евдокия Турчанинова дергает Яблочкину за подол: «Шурочка, что ты несёшь?!»
Яблочкина спохватывается: «И рабочие, и крестьяне…»
Мягкость, доброжелательность и деликатность актрисы вошли в поговорку – Яблочкину никто не видел рассерженной или злой. Но когда её вслух называли великой, она расстраивалась. Так, на премьере посвященного ей документального фильма «Дочь Малого театра» Александра Александровна укорила произносившего вступительное слово профессора В.А.Филиппова:
«Побойтесь Бога, какая же я великая актриса? Особенно при них!», – и указала тростью на украшавшие стены Большого зала Дома актера портреты Щепкина и Ермоловой. Профессор, смутясь, сошёл с трибуны и поцеловал руку актрисы, а она ласково погладила его по голове. Инцидент был исчерпан…
Незадолго до смерти она сломала шейку бедра, лежала в больнице. Если бы не этот перелом шейки бедра Александра Александровна Яблочкина спокойно дожила до 100 лет и более этого.
В связи с этой болезнью в ЦК КПСС решили освободить Яблочкину от должности главы ВТО. Её деликатно попросили написать письмо с соответствующей просьбой, на что Александра Александровна с волнением ответила: «Я никогда такого письма не напишу. А если меня снимут, я этого не переживу».
К несчастью так и вышло – в январе 1964-го пост главы ВТО передали народному артисту СССР М.И.Цареву, а 20 марта 1964 года великая актриса ушла из жизни, не дожив двух лет до векового юбилея. Её торжественно со всеми подобающими почестями похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы.
Надгробие над могилой А.А. Яблочкиной на Новодевичьем кладбище Москвы.
Имя Яблочкиной и для Малого Театра, и для всей армии отечественных артистов и театралов свято и бессмертно! Её именем названы знаменитый Московский Центральный Дом актера и Дом ветеранов сцены.
Центральный Дом Актера им А.А.Яблочкиной
На доме, где в 1906-1964гг. жила Яблочкина (Большая Дмитровка, 4/2) – установлена мемориальная доска.
С 1995 Дом актёра присуждает премию имени Яблочкиной лучшим актёрам года.
Царство Небесное и вечный покой великой русской и советской актрисе Александре Александровне Яблочкиной!
Составил Владимир Николаев, подполковник юстиции в отставке