Не первый выпуск журнала «Вертикаль. XXI век» посвящается Нижегородскому академическому театру драмы им. М. Горького, которому исполнилось 225 лет. На этот раз собраны уникальные литературные и исторические материалы от самого начала существования театра. Их написали лица разных сословий и званий. До сегодняшнего времени эти документы никогда не собирались воедино, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ.
Суждения князя Ивана Михайловича Долгорукова и столичного чиновника Филиппа Филипповича Вигеля – людей образованных и довольно искушённых в понимании тогдашнего театрального искусства – критические и несколько язвительные по отношению к владельцу театра, репертуару и его труппе. Впечатления эти связаны со спектаклями, увиденными авторами на ярмарках (в одном случае Макарьевской, в другом – Нижегородской). Труппа и репертуар в ярмарочных театрах принадлежали князю Николаю Григорьевичу Шаховскому, помещику, сценолюбу и основателю Нижегородского театра.
Исключительный интерес представляют воспоминания Любови Павловны Никулиной-Косицкой, человека редкого таланта и прекрасной души, которую А.Н. Островский считал украшением русской сцены. Наблюдательность, искренность, чувство любви к людям, знание жизни наполняют «Записки» поразительной правдой и силой в изображении России той поры.
Воспоминания Екатерины Борисовны Пиуновой-Шмидтгоф, актрисы, наделённой большим талантом и пониманием особенностей жизни в театре, – живые и зоркие. Бесценными в них рассказы её бабушки Настасьи Ивановны Пиуновой, крепостной актрисы князя Шаховского. Бесконечно дороги памяти автора эпизоды близкого знакомства с поэтом Тарасом Григорьевичем Шевченко и любви его к юной актрисе.
Оставил интереснейшие заметки о Нижегородском театре гастролировавший на его подмостках артист императорских театров Александр Александрович Нильский.
Мемуары Полины (Пелагеи) Атипьевны Стрепетовой, актрисы огромного темперамента и выдающегося трагического дарования, удивительно зримы. Обладая превосходной памятью, на страницах книги она живо рисует сцены жизни провинциального театра. Воспоминания замечательны и тем, что в них содержится оценка драматических произведений и ролей, что позволяет судить об основных принципах мировоззрения актрисы.
Удивительно яркие по подробностям и анализу оставил воспоминания о своей театральной молодости великий артист и режиссёр Малого театра, заслуженный артист императорских театров Александр Павлович Ленский, начинавший свою сценическую жизнь на нижегородских подмостках в антрепризе Ф.К. Смолькова.
Член-корреспондент императорской академии наук Петр Осипович Морозов воспоминает о Нижегородским театре, использовав записи, сделанные им ещё в гимназические времена.
Очерк Александра Гациского «Нижегородский театр» – работа учёного и писателя, бесценный документ живого свидетеля театральной жизни в Нижнем Новгороде.
Здесь же мы публикуем мало кому известную работу режиссёра Первого Советского Нижегородского театра Юрия Васильевича Соболева. Он живописует атмосферу страны, пережившей только что гражданскую войну. В 1920-ом году группа актёров Нижегородского театра во главе с режиссёром Юрием Соболевым, организовавшись в своеобразную бригаду по предложению командования речного флота, на агитпароходе отправилась по Волге для обслуживания матросов, рабочих-речников, красноармейцев и жителей поволжских городов со специально подготовленными для того спектаклями.
Завершает этот выпуск журнала уникальная, кропотливая и педантичная работа Бориса Николаевича Белякова – «Летопись» – об антрепренёрах, работавших в Нижнем Новгороде в тот или иной театральный сезон, о труппе, то есть артистах, поимённо указанных автором и, наконец, о том репертуаре, который был представлен нижегородцам в указанные годы. Вся информация составлена за шестьдесят шесть лет, начиная с сезона 1893-1894 по сезон 1959-1960 гг.
Приветствие директора театра. Дорогой читатель. Сейчас Вы держите в руках уникальное издание. Редакция журнала «Вертикаль. XXI век» подготовила две книжки (четыре выпуска), в которых собраны редкостные материалы, начиная со времени начала деятельности Нижегородского театра и вплоть до того момента, когда из крепостного театра нижегородский театр превратился в знаменитый на всю Россию имени Максима Горького государственный академический ордена Трудового Красного Знамени театр.
Литературные памятники, многие из которых с момента их публикации до сей поры не переиздавались, были собраны и подготовлены к печати актёром нашего театра, заслуженным артистом России Александром Мюрисепом, совершившим поистине титанический труд.
В числе авторов журнала (первые два выпуска) государственные деятели и знаменитые актёры, учёные и краеведы XIX столетия, советские театральные деятели...
Вторая книжка журнала открывается мемуарами выдающегося нижегородца, режиссёра, актёра, педагога, театрального деятеля, народного артиста РСФСР Николая Ивановича Собольщикова-Самарина, определившим развитие Нижегородского-Горьковского театра на многие десятилетия вперёд. Далее журнал публикует воспоминания сподвижников и последователей Собольщикова, документальное повествование о жизни народной артистки СССР А.Н. Самариной. Воспоминания, хорошо известных нижегородцам, народных артистов России Маргариты Алашеевой, Георгия Демурова, Валерия Никитина и других ведущих мастеров сцены – наших современников, – безусловно, будут интересны всем любителям театра. Уверен, что будущие читатели-театралы, а также учёные-исследователи театрального искусства Нижегородской земли уже без этих выпусков журнала не обойдутся...
К 800-летию Нижнего Новгорода, в 2019 году, театр осуществил фундаментальное печатное издание – «Театр на театральной площади». В книге ведётся рассказ о тех, кто создал театр, кто стоял во главе его, о том, что игралось, об артистах, составлявших славу Нижегородской земли, об актёрах и режиссёрах сегодняшнего театра, продолжающих славные традиции одного из старейших театров России, а также о тех, кто трудится за кулисами...
Думаю, издание журнала, посвящённого 225-летию театра совместно с книгой «Театр на театральной площади» составят нечто единое, и для любителей театрального искусства, желающих многое узнать о Нижегородском театре, будут бесценны и незаменимы.
Борис Петрович Кайнов, директор Нижегородского академического театра драмы им. М.Горького, заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат премии имени Н.И. Собольщикова-Самарина, премии города Нижнего Новгорода, дважды премии Нижегородской области имени А.М. Горького, лауреат премии Минина и Пожарского