Несколько буднично звучит знакомая нам с детства притча о блудном сыне. Едва мы слышим её первые слова, и наш интерес к ней гаснет, внимание пропадает. Знаем мол, читали, слушали. Да сколько же можно её повторять? Воля, конечно, ваша друзья, но что, если мы, в своей суете, всё же упустили основную мысль этого замечательного поучения? А что, если мы так и не смогли понять, чему учит нас Господь в этой притче? Может стоит всё же разобраться в ней?
Итак, приступим. Что мы знаем о ней? В некой восточной стране живет человек, почтенный отец семейства. Он богат, достиг преклонного возраста, есть наследники его состояния – у него два сына. Для восточного человека – это несказанное счастье. Казалось бы живи, да радуйся, но, увы, мир не идеален. Как и жизнь, которую мы проживаем. Младший из его сыновей (здесь возможно указание не только на его физический возраст, но и на меру его восприятия Истины, на его духовную незрелость), избалованный с детства, не знавший отказа ни в чём, едва достигнув возраста совершеннолетия, заявляет о своих правах на наследство, не желая ждать кончины отцы, и законного порядка наследования. Отец не возмущается, созывает совет и честно делит свое имущество между двумя своими сыновьями.
Младший сын, получив желаемое, отправляется в дальние страны, где его никто не знает, и где мораль не столь строга, как на Востоке. Там он очень скоро проматывает свое значительное состояние, удовлетворяя все свои, даже низменные желания. Из принца он превращается в нищего. Вот так поворот. Ко всем его финансовым злоключениям добавляется ещё и голод. Тот, кто еще вчера не знал, как зашнуровать собственные туфли, вынужден был искать себе работу. То ли в насмешку над ним, то ли из большой нужды его берут свинопасом. Ну и что, скажете вы? А то, что он – еврей и по закону Моисея не должен был есть свинину, да что там, есть, даже касаться свиней, которые считались нечистыми животными. Но его гордость сломлена, он соглашается на всё, и как сказано в Писании: «и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лк. 15, 16). Теперь представляете до какой степени он опустился? А дальше уже край: ненависть к Богу, к людям, к себе и самоубийство.
И тут ему на память пришли картины прошлого. Это отрезвило его, и наполнило слабой надеждой: «Придя же в себя, он сказал: “сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих”» (Лк. 15, 17 – 19). Он принял единственно возможное и правильное решение: признает свою вину, и решает исправить свои ошибки. Он, конечно, осознавал, что как раньше уже ничего не может быть, но по-крайней мере, можно попытаться начать всё сызнова. Как там сказано у древних: «Прощение не меняет прошлого, но освобождает будущее».
И вот он, окрыленный своими мечтами и надеждами, спешит в отчий дом. И даже ещё не дойдя до дома, он встречает своего отца, идущего к нему на встречу. Сердце и любовь подсказали старцу о приближении сына. «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15, 20). Разве это не трогательно, скажите мне?
Неужели вы ещё не догадались, что речь в этой притче идет о Боге и божьих детях – людях? Человек, получив от Бога свободу, часто употребляет её не по назначению, делает всё вопреки, и само собой ошибается. И это нормально с точки зрения логики. Ошибка – это ещё не конец. Главное уметь признавать ее и просить прощения у тех, кого мы обидели своими действиями. Прекрасно сказал об этом английский поэт Александр Поуп: «Ошибаться – человечно, прощать – божественно».
В честь возвращения своего сына, Отец приказывает дому веселиться и радоваться, потому что «этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 24). Но с этим не согласен старший брат, он даже не желает входить в дом. Обычно все забывают о старшем брате, уже после первых слов повествования. Заранее наделяя его положительными качествами. Ах, какой он молодец. Ничего не просит, отца не бросил, работает. Внешне может быть да, но внутренне он ещё более распущен, и недоволен, чем младший сын до падения.
Два сына в притче – это две степени крайнего отношения к Истине. И когда каждая из этих крайностей пытается к себе эту истину притянуть, прибегая к горячности и силе, то вместо приближения получают отклонение. Таков математический закон логики при доказательстве истинности явления. Об этом писал еще Рене Декарт. Об этом говорит нам и Господь в своей притче. Не притягивайте Истину за уши, живите спокойно и, по совести. Не завидуйте и не раздражайтесь. Радуйтесь в жизни даже мелочам. Умейте признавать свои ошибки, и не повторяйте их вновь. А, главное, помните, дом Отца нашего Небесного всегда открыт, как и Его объятия.
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории