Христианство татар в прошлом и будущем

Православие – исторически традиционная религия татарского народа наряду с ханафитским исламом

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Основы православной культуры 
0
228
Время на чтение 14 минут
Фото: tatar.orthodoxy.ru

Доклад на IX православной татарской конференции «Православие и культура тюркских народов»

Татары сформировались как средневековая военизированная общность из кочевого, полукочевого и осёдлого население Великого Монгольского Улуса, а особенно его западной части – Олы Улуса (Великого Улуса, Улуса Джучи) ныне более известного как Золотая Орда. Его территория простиралась с запада на восток от бассейна реки Дунай до бассейна реки Иртыш.

Великий Улус делился на две части предположительно по реке Идель, которая не полностью совпадала с нынешней Волгой, у татар считалось, что Идель идёт по руслу реки Белой (Агидель), потом по руслу реки Камы до её впадения в Волгу и далее – по руслу Волги до её впадения в Каспийское море. Вопрос о соотношении этих двух частей становился объектом острых научных дискуссий. Западная часть Улуса Джучи называлась Ак Орда – Белая Орда, а восточная – Кюк Орда, то есть Синяя Орда.

Первой столицей Золотой Орды стал крупный торговый портовый город Болгар (Спасск Татарский). После присоединения татарами Волжско-Камской Булгарии и разрушения её городов, татары при помощи среднеазиатских и армянских мастеров его заново отстроили. Тогда же на территории болгарской крепости Хусан, что на Волге, татары построили город Казань. Болгарский вилайет Золотой Орды и образованное позже Казанское Ханство – были разными административными единицами Улуса Джучи и отличались территориально. Предполагается, что Болгар оказался на территории Кюк Орды, а Казань на территории Ак Орды. В конце XIII века столица Улуса Джучи из Болгара была перенесена по реке Идель ближе к Каспийскому морю в город Сарай Бату.

На территории Золотой Орды жили разные народы и племена, находившиеся на разном уровне развития.

Современные татары, включая субэтнос кряшен и этнос крымских татар, нагайбаки, башкиры, ногайцы, казахи и некоторые другие народы происходят от военизированной средневековой татарской общности, сложившейся на территории Золотой Орды из двух основных элементов – татар и кыпчаков.

Вот как об этом свидетельствует Аль-Омари (1301-1349 гг): «В древности это государство было страной кыпчаков, но когда им завладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом они [татары] смешались и породнились с ними [кыпчаками], и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их [татар], и все они стали точно кыпчаки, как будто от одного [с ними] рода, оттого, что монголы [и татары] поселились на земле кыпчаков, вступали в брак с ними и оставались жить на земле их [кыпчаков]».

Изначально кыпчаки происходили от тюркоязычных сиров и татар, делились на западных и восточных. Восточные назывались кимаки и йемеки, а западные стали известны под именами куманов и половцев. В свою орбиту существования и в свои союзы они вовлекали и кыпчакизировали тюркоязычных огузов, канглов, финно-угорские племена, адыгоязычных черкесов-зихов, балто-славян, ираноязычные и даже германские племена. В итоге к началу XIII века кыпчаки уже сложились из соединения природных монголоидных тюрков и тюркизированных европеоидных, в основном ираноязычных племён, таких как эфталиты, скифы, сарматы, аланы. Их объединил язык и образ жизни. Восточные кыпчаки были более монголоидными, западные более европеоидными. Это отражено в лицах оставшихся целыми так называемых «половецких баб» – надгробных памятников, чаще всего это были кенотафы – памятники без захоронений, но не всегда, встречались памятники и на курганных могильниках.

Лица половецких баб похожи на современных малороссиян, великороссов, татар, башкир, ногайцев, казахов, кыргызов и других. Лица и корпусы статуй обращены на Восток. В правых руках половецких баб – сосуды, похожие на Евхаристичекую Чашу, а в левых чаще всего некий свиток, напоминающий текст Евангелия на православных иконах. В условиях кочевой и полукочевой жизни не всегда можно было найти могилу умершего, но весть о его смерти приводила к появлению памятника для его поминовения, иногда ставили памятник там, где он умер, а не там, где был захоронен, как и сегодня вдоль дорог стоят кенотафы в местах ДТП со смертельным исходом.

То, что предки кыпчаков и сами кыпчаки исповедовали Христианство – это не догадка, а установленный исторический факт. Им активно проповедовали христианские миссионеры Ассирийской Церкви Востока, Армянской Апостолькой Церкви, шести православных митрополий Константинопольского Патриархата, а также римо-католики, особенно францисканцы. Именно поэтому по-татарски слово «крест» звучит как «крос» (от немцев), «хач» (от армян) и «тәре» от тюрко-монгольского слова «Бог» – «Тәнгре».

На Востоке территория расселение кыпчаков доходила до Алтая и Монгольских степей. Часть племён восточных кыпчаков именовалась «татар» еще до их подчинения Чингисхану, включения в Великий Монгольский Улус и подчинения старшему сыну Чингисхана Джучи.

Часть татар вместе с сирами после ухода на запад создают Кимакский каганат. Гардизи рассказывает об этом так: «начальник татар умер и оставил двух сыновей, старший овладел царством, младший стал завидовать брату… Он сделал покушение на жизнь старшего брата, но неудачно, и … убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река… После этого к ним пришли семь человек из родственников татар: Ими, Имак, Татар, Баяндер, Кыпчак, Ланиказ и Аджлад…» Согласно списку Гардизи, татары занимали в иерархии племен третье место. Это и была часть татар, которые в 8 веке вместе с другими предками кипчаков сирами направились на запад. Татары и кыпчаки кочевали рядом как родственники. Абу Хайан названию сильнейшего кыпчакского племени токсоба дает толкование как «племя, вышедшее из кыпчакских татар». Токсоба – девять племен, это те же токуз татары – девять татарских племен. В начале 11 века мы видим токсобичей уже между Волгой и Доном, рядом с булгарами и это еще лет за 150 до рождения Чингизхана. Ибн-Халдун оставил следующее сообщение: «Племя дурут из кыпчаков, а племя токсоба из татар». Именно по этой причине кыпчаки легко приняли в качестве самоназвания имя «татары», это отражало их родство.

В 1222 году в битве на реке Калке восточные кыпчаки в составе татарских войск урянхайца, то есть тувинца, Субедей багатура, и Джебе нойона сразились против объединенного войска западных кыпчаков и русских. В этой битве кыпчаки бились против кыпчаков по обе стороны.

Ан-Нувайри повествует о «старинном соперничестве» между кыпчакскими племенами токсоба и дурут, которое завершилось переходом токсобичей на сторону татар и разгромом дурутов. Кыпчаки-токсобичи, с помощью татар, пришедших с Батыем, решили этот вопрос. Дуруты, во главе с ханом Котяном были вытеснены в Венгрию.

Великий Монгольский Улус расширился на Запад до Адриатического моря как раз за счёт увеличения территории Золотой Орды, основное население которой составляли многочисленные кыпчаки, породнившиеся с менее многочисленными, но более привилегированными татарами. Соединение кыпчаков и татар стало опорой ханов в Золотой Орде.

Христианство среди кыпчаков было сильно распространено, Ибн-Батутта пишет о том, что в Сарае – столице Золотой Орды христиане были представлены следующими группами: кыпчаки, русские, черкесы (адыги) и византийцы.

Помимо Русской Митрополии Константинопольского Патриархата и Сарайской епархии, входящей в неё, на территории Золотой Орды действовали ещё 5 православных митрополий – Аланская, Готская, Херсонская, Митрополия Зихии и Матрахи, и Митрополия Сугдеи и Фулл.

Римо-католиками был образован Аквилонский викариат Ордена святого Франциска (Северная татарская викария). Он состоял из двух кустодий (округов), которые назывались: «Газзария» с центром в городе Каффе, в неё входили территории прибрежного и горного Крыма, Подунавье и Приднепровье; и вторая кустодия с названием «Сарай», куда входили территории Поволжья, степной части Крыма, Северного Кавказа и Закавказья. Действовали 19 францисканских монастырей-миссий. Четырнадцать – в кустодии «Сарай», четыре из которых – на территории Среднего и Нижнего Поволжья:

Один монастырь в Укеке (Саратов), второй в Сарае Берке (Волгоградская область), куда перенес столицу хан Узбек, третий – монастырь Святого Иоанна – неподалёку от Сарая Берке, и четвертый – в Хаджи-Тархане (Астрахани).

Римо-католиками были созданы епархии в Херсонесе и Воспоро (Керчь), в 1320 г., в Каффе, и в Сарае Берке, последняя подчинялась римо-католическому патриарху-митрополиту Ханбалыка (Пекин) и всея Востока. Также была открыта кафедра Доминиканского ордена в городе Тане (Азов). Монахи миссии монастыря Святого Иоанна близ Сарая, обратили в 1321 году в римо-католичество и часть башкир. В этом монастыре была осуществлена переписка первой книги кыпчако-латинского словаря «Codex Cumanicus» («Половецкий кодекс») – известного письменного памятника кыпчакского языка начала XIV века. В словарь были включены отрывки из Евангелия, фрагменты из сочинений богословов, молитвы, гимны и оригинальные проповеди с кратким изложением истории Церкви на кыпчакском языке.

Иоганн Шильтбергер сообщает: «Затем мы прошли…через гористую страну Джулад, населённую большим числом христиан, которые там имеют епископство. Их священники принадлежат к ордену кармелитов, которые не знают латыни, но молятся и поют по-татарски, для того чтобы их прихожане были более тверды в своей вере. Причём многие язычники принимают Святое Крещение, так как они понимают то, что читают и поют священники».

Римский Папа Иоанн XXII в 1318 году сначала безуспешно предлагал принять римо-католичество хану Узбеку, а затем – в 1329 году, попытался организовать против него Крестовый поход. В результате по приказу Узбека в Золотой Орде было разрушено несколько римо-католических церквей, но к концу своей жизни хан всё же позволил восстановить их. Мало того, в 1349 году римо-католики основали новую митрополию в городе Матрахе (Тамань) с двумя епархиями. А в 1369 году в составе Ханбалыкской митрополии образована новая епархия Монтис Каспий в Дагестане.

Большую активность в проповеди средневековым татарам проявляли армяне.

В проповеди татарам и кыпчакам они как и римо-католики использовали тюркский язык. Например, армянский автор XIII века Ованнес в своём произведении приводит отрывок из более древнего стиха на тюркском языке, который содержит строки, восхваляющие Иисуса Христа. Согласно археологическим исследованиям на территории Булгарского вилайета Золотой Орды было значительным армянское и русское христианское присутствие. Кроме того, булгары, русские и кыпчако-татары жили там не отдельными колониями, а практически совместно, это может свидетельствовать о единстве их христианской веры. Русское присутствие в XIV веке по сравнению с доордынским периодом увеличилось.

С X века на западной окраине Болгара за городским валом существовала армянская колония, значительно увеличившаяся в первой половине XIII века после покорения татарами Армении и Грузии. Наивысшего расцвета армянская колония достигла в конце XIII – начале XIV веков, протяжённость армянского поселения составляла около трёх километров. Её центром являлась армянская церковь (так называемая «Греческая Палата»), вокруг которой располагалось кладбище. Часть погребений совершалась в усыпальнице под храмом, часть – рядом. Антропологические исследования показали, что большинство найденных черепов относится к арменоидному типу.

В Болгаре проживало много христиан: русских, армян, болгар, кыпчаков-татар и других. Часты были деловые контакты армянских и русских купцов. В 2010 году неподалёку от «Греческой палаты» при раскопках были обнаружены мощи святого Феодора Болгарского.

Кроме того в XIV – XVI веках на юго-восточной окраине Казани также была армянская колония при которой действовала и христианская церковь. В пределах Суконной слободы сохранилась Армянская улица. Было в городе и армянское кладбище, расположенное на спуске Третьей горы. В конце XIX века найдены надгробные памятники с армянскими эпитафиями. Армянские надгробия были выявлены также в сёлах Красная Поляна и Кирельское (Татарстан).

Второй основной компонент средневековой татарской общности – татары сложились из представителей таких союзов племен как тукыз татар («девять татар»), утыз татар («тридцать татар»), токуз огузы (уйгуры), кераиты, найманы, монголы и другие. Часть из них были тюркоязычные, часть монголоязычные, возможно некоторые относились к самодийской группе уральской языковой семьи. Ученые спорят о языковой принадлежности тех или иных племён. Одно известно точно, что все они назывались общим именем «татары», наряду со своими языками и диалектами владели общетюркским языком и мусульманами не были. Но они не были и многобожниками. Плано Карпини пишет «Татары веруют в Единого Бога, которого признают Творцом всего видимого и невидимого, а также и признают Его Творцом как блаженства в этом мире, так и мучений, однако они не чтут его молитвами или похвалами, или какими-либо обрядами».

Гайтон, армянский хронист средневековья сообщает: «Татары знают Единого, Вечного Бога и призывают Его имя, но это все. Они не молятся и не удерживаются от грехов ради страха Божьего». Вильгельм Рубрук писал: «…татары путем самостоятельных размышлений пришли к убеждению, что веруют в Единого Бога…». Рубрук о встрече с Менгу ханом сообщает: «Затем он (хан) начал исповедовать мне свою веру. «Мы, верим, что существует только Единый Бог, Которым мы живем и Которым умрем, и мы имеем к Нему открытое прямое сердце». Кроме того, союз премен – кераиты были полностью христианами, уйгуры и найманы наполовину. Представители этих союзов племён занимали ключевые должности в татарских государствах, были в них элитой.

Абу-ль-Фарадж бин Харун пишет, что кераитский хан обратился в 1007 году к митрополиту Ассирийской Церкви Востока в городе Мерв с просьбой принять его в христианскую веру вместе с народом. Хан при крещении получил имя Маргуз (Марк), всего было крещено около 200 тысяч человек. С учётом детей и стариков численность кераитов в начале XI века можно примерно определить в 400 тысяч. В те времена это огромное количество людей.

Один из внуков Маргуза, Тогорил, получил, по словам Рашид-ад-Дина, титул Ван-хана, название царского титула возможно происходит от имени Иоанн, на Западе даже была устойчива легенда о Царстве пресвитера Иоанна.

В Золотой Орде, где татары соединились с кыпчаками, христиане и тюркское Христианство были серьёзными основами её бытия до политики насильственной исламизации татар ханом Узбеком. Около 8 лет Узбек правил, не находясь в столице. Все знали, что к власти в Улусе Джучи хана Узбека привела исламская партия из Хорезма и Узбек был узурпатором, именно поэтому начинается процесс учреждения христианскими церквами новых епархий и митрополий, христиане стремились принять какие-то меры противодействия начавшейся в 1321 году насильственной исламизации. В этом году Узбек официально принял ислам от туркестанского суфийского шейха тариката «ясавия» Саййида-Аты. Хан перенес столицу Великого Улуса из Сарая Бату севернее по Волге в Сарай Берке. Берке – брат Батыя, как и Узбек, был мусульманином, которому не удалось провести полноценную исламскую революцию. Берке стоял за смертями и казнями христиан и их сторонников, таких как: хан Сартак, хан Улагчи и Боракчин хатун; но заменить Ясу Чингисхана на шариат не решился. Узбек же казнил около 120 чингизидов после того, как получил отрицательный ответ от своего двоюродного брата Кутлуг-Тимура – наместика Хорезма, который ранее и привел Узбека к власти: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингисхана и перейдём в веру арабов?». В Золотой Орде началась гражданская война на религиозной почве. Татар, поддерживающих исламизацию Узбека называли узбеками. Тех, кто не подчинился называли – казаками или простыми татарами. Это была не просто исламизация, это была революция. Основной закон – по-сути – первую конституцию того времени – Ясу Чингисхана заменили на шариат, отменили выборный орган – курултай (круг, собор), вместо курултаев ввели совещательно-исполнительный орган – диван с визирями во главе, в улусах чингизидов отстранили от власти, вместо них управлять поставили наместников из рода кият-борджигин. Естественно, хан Узбек понимал, что не сможет исламизировать все население Золотой Орды, поэтому он оставил территории, населенные подчиненными ему христианами – Русский Улус, куда стали уезжать татары христиане после поражения от хана Узбека, в Великом Московском и Великом Рязанском княжествах татары христиане составили основу русского дворянства и казачества. Именно с тех пор у татар мусульман стало считаться, что, если татарин принял Православие, то стал русским.

Естественно, Узбек и его шейхи не смогли бы исламизировать татар, если бы не было, на кого опереться в среде самих татар. И тут очень важно, что истоки татарского ислама лежат вовсе не в Болгаре, который к тому времени уже стал почти полностью христианским городом, они лежат в Хорезме и Мавераннахре, в Государстве Хорезмшахов, где несли военную службу кыпчаки мусульмане и были богатые купцы мусульмане, тюрки по происхождению. Татарам мусульманам еще предстоит открыть для себя настоящую историю распространения ислама среди татар и их предков. Судя же по археологическим раскопкам, данным лингвистики, найденным эпитафиям, историческим свидетельствам, данным генетики, прямыми потомками булгар являются чуваши, они не только сохранили до наших дней память о булгарском прошлом и особое почитание хана Великой Булгарии Кубрата, православного христианина, и его сыновей, но и булгарский язык и культуру. Видимо, ислам у вожско-камских булгар носил поверхностный характер, основное население были поверхностными мусульманами какой-то непродолжительный период, а мусульманская торговая и военная элита булгар была уничтожена татарами. Конечно, часть булгар были ассимилированы татарами, но не сразу, они еще жили вместе с татарами какое-то время под именем ясачных чувашей, и окончательно растворились в татарах только после реформ Петра Первого, татар лишили привилегий, и они сравнялись в правах с чувашами. Чувашей считали прямыми потомками булгар Василий Татищев, Николай Ильминский, Хусаин Фаизханов, Николай Ашмарин и другие.

Для нас важно отметить, что потомками тех средневековых татар являются современные народы – татары, нагайбаки, ногайцы, казахи, каракалпаки, башкиры и другие. Из них не только нагайбаки, которые ранее учитывались в составе татар, исповедуют православное Христианство, но и значительная часть татар (по нашим подсчетам около 30 %), что впервые за 7 веков после правления хана Узбека было признано со стороны татар мусульман и закреплено в официальном документе – Стратегии развития татар. Таким образом была восстановлена историческая справедливость. Символично, что из потомков средневековых татар, именно современные татары, сохранившие свою так сказать «фамилию», признали, что Православие – исторически традиционная религия татарского народа наряду с ханафитским исламом, признали фактическую двухконфессиональность татар. Это – серьезнейший положительный сдвиг, просто прорыв в межрелигиозных отношениях татар. Надеюсь, что этому примеру признания Православия традиционной религией последуют и другие потомки средневековых татар. За этим – их будущее!

Промыслительно, что мощи святого мученика Феодора, убитого в 1322 году в городе Болгаре во время насильственной исламизации Узбека, обретены именно сейчас – спустя 7 веков

Евгений Бухаров, представитель московской общины православных татар

Впервые опубликовано на сайте «Православные татары»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Бухаров
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 4
13.04.2024
Все статьи Евгений Бухаров
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«Война против семьи в культуре – неправительственные организации в сербском образовании»
Резолюция международного Круглого стола, состоявшегося в Белграде
27.04.2024
Страх и подвиг
Если б этой войны не было, её надо было бы выдумать
26.04.2024
Россию превращают в пародию…
Не прекращаются диверсии по негрификации страны
26.04.2024
В будущее с надеждой
Анатолий Степанов встретился с лидером движения «Русофилы» Николаем Малиновым
26.04.2024
Все статьи темы
Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 03:02
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.04.2024 01:54
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 22:19
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 21:07
Цепочка
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:56