Реабилитация сакрального

Новая идеология должна отвернуться от светского и обратиться к сакральному

Освободительный поход Русской армии на Украину  Русская цивилизация 
0
285
Время на чтение 11 минут

Цикл передач М.Л. Хазина и К.А. Геворгян («Экономика по-русски» и «Заседание КУП от 11 января 2024 года») был посвящен важному и интересному, но до сих пор мало освещаемому аспекту за пределами евразийского, традиционалистского или богословского дискурсов – аспекту сакрального. Давайте поразмышляем на эту тему в евразийском ключе.

Почему одни учения способны сразу достучаться до сердца и поселяются там охотно и надолго, тогда как другие приходится долго и агрессивно внушать без гарантии, что они забудутся, как только выключат источник пропаганды? Культурная гегемония Грамши – чрезвычайно могучий инструмент продвижения идеологии в массы, но это «философствование молотом», когда идеологемы как гвозди буквально вбиваются в общественное сознание. Как известно, кольт, вооруженный добрым словом, чудеса творит. Так, может, помимо «философствования молотом» существует «философствование добрым словом»?

Философствование добрым словом есть, потому что его просто не может не быть. Доброе слово – это Благая весть, несущая непререкаемую истину, в достоверности которой мы не испытываем ни малейших сомнений, потому что открываем эту истину сердцем. Эта истина непререкаема, потому что свята, имеет сакральное значение.

Так что же такое сакральное?

1. Метафизика сакрального. Согласно традиционалистским воззрениям, сакральное – это ноумен, который лежит в метафизической области, который могут непосредственно созерцать лишь люди, обладающие таким даром (пророки и поэты), а мы, смертные, можем лишь чувствовать его в редкие мгновения вдохновения (нисхождения благодати) или реконструировать из феноменального мира через особые процедуры (посредством молитвы, созерцания или интеллектуальной интуиции). Важно понимать, что ноумен – это не эксцентрическая выдумка коуча от НЛП, это реальный объект – хотя слово «объект» тут не вполне уместно (в метафизике нет декартова разделения на объект и субъект; в метафизике, чтобы понять ноумен, надо стать им, а не отойти от него на дистанцию) и реальность эта особого рода, это метареальность.

Некоторой аналогией может служить математика, которую пифагорейцы и платоники сакрализировали без тени колебаний, помещая ее в область эйдосов и логосов – т.е. в метафизику. Математические законы и структуры не произвольны (относительно произволен лишь выбор аксиом), мы не выдумываем математику, мы открываем ее законы.

С сакральной, метафизической стороной феноменов то же самое – ее не надо выдумывать, ее надо открывать. И чем полнее мы ее обнаружим, тем более живым и, более того, святым становится предмет нашего исследования «сердечным зрением». Мы за феноменом начинаем распознавать Божий замысел о нем, обнаруживаем его истинный смысл.

Можно сказать, что сакральное – это то, что соединяет физику и метафизику, дольний и горний миры. Сакральное – просвет, откуда горний мир просвечивает в дольний, в свете сакрального разоблачается ложное и темное, распознается истинное и светлое. Чем шире просвет, тем ярче горний свет, тем большие пространства им освещены и освящены.

Долгое время мы были погружены в мир светских идеологий, которые отвернулись от горнего и озаботились исключительно мирским обустройством. «Но разве это так плохо? – спросит нас воспитанный светским миром читатель. – Что плохого в гуманистических проектах, проникнутых заботой о человеке и его хлебе насущном?» Увы, это невероятно плохо, это просто неописуемый ужас, как отвратительно. Потому что наши планы и проекты, построенные в небрежении с Божиим Промыслом, рано или поздно приходят с Ним в разлад, а то и в прямое противоречие. А следовательно, рано или поздно они рушатся как карточный домик или Вавилонская башня, засыпая обломками незадачливых планировщиков. Горе строителям, не знающим законов сопромата и всемирного тяготения. Однако не меньшее горе ожидает пастырей, ведущих паству без духовного компаса.

Модерн прошел под флагом самонадеянной веры в человеческий разум. Постмодерн утвердил зыбкость человеческих истин и подверг их полному осмеянию. Человеку больше не на что опереться, не на кого больше рассчитывать. Истина, добро, красота – всё дискредитировано и обессмыслено до такой степени, что кажется, что этот мир уже ничего не спасет.

Но если мир еще не до конца потерян, если есть хотя бы один шанс его спасти, то, наверное, стоит попытаться это сделать. А для этого надо мир «откатить» немного назад – туда, откуда всё пошло наперекосяк. Если «наперекосяки» начались с наступлением Модерна, то точку восстановления исходного состояния мира следует искать в Премодерне. Если путешествие по рельсам Модерна завело нас в тупик, то мы должны вернуться в точку входа в него и выбрать другой маршрут – тот, на котором мы бы не утратили живой связи с Подлинным. Встречу с Подлинным мы переживаем как сакральное, сакральное мы распознаем через религию.

Чем же Премодерн фундаментально отличается от Модерна? Только одним – презумпцией Сакрального. Сакральное, священное больше не должно околачиваться на задворках секуляризованного по самые маковки общества – оно должно полноправно войти в наш мир, вдохнуть в него жизнь и дух, наполнить его Божией правдой. Всё должно быть от Бога, осенено благодатью Святого Духа – история, будущее, власть, быт. Мы так часто повторяем, что «всякая власть от Бога», что совершенно утратили смысл этой максимы. Когда власть делегируется посредством избирательной урны, впору засомневаться – да от Бога ли это? Неужели он для Своей миссии не сподобился найти более благородного предмета, чем… корзина для мусора? Лишь та власть от Бога, в которой наличествует сакральное, мандат которой получен от Неба. а не случайно вытянут из урны подобно лотерейному билету.

Сакральное обитает за горизонтом человеческой жизни, оно ценнее человеческой жизни. Оно должно обитать в Вечности, чтобы нести вечные ценности. Обращение к сакральному – это чрезвычайно радикальный шаг, радикальность и тотальность которого нам еще предстоит осознать в должной степени. Надо решительно порвать с установками Модерна, его маниакальным желанием всё рационализировать, каталогизировать и разложить по полочкам. Чтобы обратиться в Павла, надо перестать быть Савлом.

2. Уровни сакрального. Когда мы говорим о сакральности, мы апеллируем именно к метафизической стороне. Метафизический прообраз и физический образ соотносятся друг с другом как пуансон и матрица. Пуансон – идеальный оригинал, он существует в Вечности, а матрица – снапшот, временной снимок. При этом снимок может быть как весьма искаженной копией, так и даже симулякром, копией без оригинала (когда мы выдумываем сакральность, сакрализируем чисто феноменальные или вообще инфернальные пласты).

Если уровень сакрального не единственен, то нам следует зорко ее рассмотреть, чтобы не впасть в духовную прелесть и не поклоняться низшим богам (или даже демонам).

Каринэ Геворгян в своем выступлении делится одним социологическим наблюдением, которое важно для объяснения феномена сакрального. Антрополог и лингвист Жорж Дюмезиль, прославивший осетинский эпос, обнаружил, что индоевропейское общество всегда организовано по трехфункциональному признаку, состоит из трех слоев, варн – жрецы (брамины), воины или кочевники (кшатрии), купцы или крестьяне (вайшьи). Русский мир – часть индоевропейского пространства, и трехфункциональность – неотъемлемая часть нашей идентичности. Мы можем быть жрецами (носители идеационного типа), воинами (идеальный тип), купцами (чувственный тип). Когда-то такое деление было жестким, сословным, теперь оно присутствует имплицитно, как модус сознания (что не умаляет роли этого деления). Люди смотрят на мир с одной из трех позиций: либо «жреца», либо «воина», либо «купца». «Купец» смотрит на мир с точки зрения денег, «воин» – с точки зрения войны, жизни и смерти, а жрец ищет во всем Бога и Божий Промысл.

В отсутствие жрецов и их сакральности сакральные основания начинают себе подыскивать представители более низких «варн» (во избежание недоразумений берем этот термин в кавычки, подразумевая под ним тип сознания, а не сословную принадлежность). Сакрализация определенных аспектов социального бытия (или даже вещей) происходит также в том случае, когда какая-то «варна» добивается власти. Так получаются разные уровни сакрального.

Когда сакральное начинают формулировать купеческое сословие, буржуа – получается языческое поклонение мамоне, златому тельцу, черная магия. Новые язычники строят свои языческие капища – банки, где правят специфические жрецы – банкиры. Достаточно взглянуть на Германа Грефа, чтобы понять, что это не простой «белый воротничок» – это истовый служитель культа с весьма специфическим религиозным мировоззрением. Эта сакральность – симулякр, не имеющий прообраза в метафизическом мире (разве что в инфернуме есть магическое толкиеновское «кольцо всевластия», порождающее на земле легионы поклоняющихся ему горлумов).

Воинское сословие формулирует и формирует героическую сакральность. Это уже настоящая сакральность, хотя и нижняя. Она ухватывает лишь отдельные аспекты Подлинности и начинает им поклоняться, игнорируя более тонкие и высокие метафизические уровни. Героическая сакральность абсолютизирует войну и победу, не слишком заботясь об образе мира. Метафизика Красного проекта, предъявленная в СССР после окончания Гражданской войны и смерти Ленина, стала образцом героической (даже титанической, богоборческой) сакральности, соорудив грандиозный некрополь, пантеон павших героев на Красной площади, символическом центре России. В СССР героическая сакральность военного коммунизма отлично работала, когда надо было воевать, мобилизовываться, восстанавливать разрушенную страну, участвовать в ядерной и космической гонках. Однако она безнадежно забуксовала, не сумев предъявить обществу действительно сакральный мирный общественный идеал. «Но их бедой была победа – за ней открылась пустота» – эти строки Наума Коржавина точно передают кризис сакральности поколения победителей. Коммунизм мирного времени (хрущевского извода) представил чрезвычайно убогий, потребительски пошлый, мещанский «образ будущего», закономерно вызвавший к жизни буржуазную «сакральность» и приведший к победе тех, кому этот образ был близок, – мещан.

Воинскую сакральность с неменьшим успехом эксплуатирует наш враг на Украине, практикуя нацистский культ Бандеры и Шухевича и прославляя своих героев. Следовательно, чтобы победить в войне с ними (и с Западом в целом), надо предъявить сакральность более высокого уровня.

Подлинную сакральность способно распознать лишь жреческое сословие, которое у нас отсутствует почти полностью. Оно отсутствует как институт духовного пастырства, который есть в Иране, который у нас был в Православной церкви (в доромановскую эпоху), а сейчас лишь спорадически являет себя в старчестве, поэтах, отдельных философах, благодатных батюшках и подвижниках. Наш метафизический, метаполитический и метаисторический идеал глубоко спрятан за мифологемами «Град Китеж», «Беловодье», «Святая Русь», «Третий Рим». Святая Русь представляет собой не только территорию и народ, но и глубоко самобытную идею духовного вечного царства, жизни Будущего века. Святая Русь гармонично соединяет в себе Православие с народными обычаями и традициями, гуманизм и справедливость с Божиим Промыслом. Она является воплощением евразийской идеи-правительницы, которая является высшей инстанцией идеократической иерархии. Россия тогда и только тогда приближается идеалу святой Руси, когда следует мудрому завету государя Ивана Грозного: «Русская земля держится Божьим милосердием, и милостью пречистой Богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей, и, наконец, нами, своими государями, а не судьями и воеводами, а тем более не ипатами и стратигами».

3. Народ как сакральность. Михаил Хазин в программе «Заседание КУП от 11 января 2024 года» формулирует замечательный тезис: «Русский народ является носителем сакральности». Эту важную и глубоко евразийскую формулу следует правильно осмыслить, чтобы не впасть в искушение «парада сакральностей», сакрализируя частный аспект, а не феномен во всей его целостности.

Уточним: русский народ не только носитель сакральности, он – источник сакральности. Более того, он и есть искомая сакральность.

Как это возможно?

Русский народ, как почти всё на этом свете, един в трех ипостасях. Он имеет горний идеал, дольнюю реализацию и их связующее звено. Подобно тому как человек в христианской топике имеет плоть, душу и дух, так и народ имеет свою плоть, душу и дух. Выше мы уже отмечали, что подлинное сакральное – это не горнее и, тем более, не дольнее. Это не «над» и, тем более, не «под». Это тонкое и неуловимое «между», это связь между верхним и нижним мирами, влекущая землю к небесам и спускающая с небес благодать Святого Духа. Сакральный народ – это «душа народа», это «конкретная метафизика» о. Павла Флоренского.

Когда мы сакрализуем народную плоть, мы рискуем впасть в национализм или материалистический коммунизм, обожествляющие земное, материалистическое существование народа. Если мы обожествляем народный дух, мы впадаем в другую крайность – уранополитизм, византизм, утопающий в сладостном сердцу метафизическом идеале и совершенно игнорирующий бренную жизнь.

Подобно тому, как душа человека устанавливает верную иерархию человека и Бога («человек есть образ Божий и подобие Божие»), так и «душа народа» призвана установить верную иерархию «царствоподобия» (термин Н.В. Сомина) между земным царством и Царством Небесным. София, утверждает П.А. Флоренский в XI письме своего самого знаменитого богословского труда «Столп и утверждение истины» «хотя и переводится мудрость или премудрость, но однако вовсе не означает простого пассивного восприятия данности, вовсе не означает нашего: разум, знание, наука и т. п. В нем содержится вполне определенное указание на творчество, на художество, на зиждительство, – так то, передавая имя Σοφία на совр. языке, следовало бы говорить Зиждительница, Мастерица, Художница и т. п.».

Определенное, хотя и секуляризованное представление о сакральном народе несет «Бессмертный полк», соединяющий в едином потоке живых и мертвых, благодарных потомков и героических предков, идущих к общей, пусть и не вполне ясной цели, общей для живых и павших.

Народ, понимаемый в сакральном смысле, не есть данность, – это задание, историческая миссия. Это зиждительство, обретение и строительство идеала Святой Руси, который пока лишь смутно ощущается, но трансцендентная метафизика которого конкретизируется «грубо и зримо» по мере воплощения Царства Божия в земном. Это собирание населения в единый Народ-созиждитель, в Собор, в «симфоническую личность» Л.П. Карсавина, единый исторический субъект. В отличие от строителей Вавилонской башни мы не бросаемся раздвинуть границы земного царства до небес и с возгласом «Олимп наш!» дернуть Зевса за бороду. Мы совершаем обратную операцию – спускаем Небеса на землю посредством воплощения Божьего замысла о нас.

4. Контуры будущей идеологии. Раз мы определили субъект, то теперь должны предъявить идеологию, обращающуюся к этому субъекту и выражающую его интересы. Есть ли идеология, обращающаяся к сакральному народу, как своему субъекту?

Да, это евразийство (в широком понимании). Именно народ стоит в центре евразийской идеологии. Когда государство отчуждается от народа, экономика распадается, а культура начинает тонуть в бессмысленных шоу, всё это придется поправлять народу. Народ – субъект будущей идеологии, как мыслящее присутствие в мире, на своей родной земле, в потоке крови и памяти, объединяющем предков и потомков.

Этот субъект не может быть заведомо предложен всем как нечто само собой разумеющееся. Его надо создать, родить или воскресить. Но народ не как нация или раса, не как класс, не как совокупность индивидуумов. Народ как культурно-историческая общность судьбы, который считает себя носителем определенной миссии, определенного языка, определенной идеи. И он определен не только прошлым, но и будущим.

Новая идеология рождается здесь и сейчас, на наших глазах, когда русский народ ведет священную войну в Новороссии и когда «проклятые» вопросы русской самоидентичности встают с предельной остротой. Вместе с тем, ответы нам давно и хорошо известны, и один из них, пусть и в форме полушутливой байки, повторил вслед за Александром Суворовым Михаил Хазин в программе о сакральности: «Мы – русские, с нами Бог!».

Костерин Андрей Борисович, православный публицист, г. Владимир

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Костерин
«Враг будет разбит! Победа будет за нами! Смерти нет!»
Памяти военного корреспондента Максима Фомина
25.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Евразийский тривиум
Краткое введение в евразийство
09.03.2024
Ab Eva
Вирша на 8 Марта
07.03.2024
Все статьи Андрей Костерин
Освободительный поход Русской армии на Украину
Нужно ли выдавать российские паспорта «хорошим украинцам»?
Человек, заявляющий себя украинцем, уже предал, ибо отказался от русского имени, оставленного ему предками
27.04.2024
Откуда летят камни раздора?
О нападках на Союз писателей России извне и инспирируемых склоках внутри
27.04.2024
Страх и подвиг
Если б этой войны не было, её надо было бы выдумать
26.04.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация
Об Иване Ильине sine ira et studio
Был ли известный русский философ фашистом и антисоветчиком?
26.04.2024
Россию превращают в пародию…
Не прекращаются диверсии по негрификации страны
26.04.2024
«Эта война — за власть над миром»
О переводе британской экономики на военные рельсы для помощи Украине
25.04.2024
«Это самый подлый и мерзкий способ диффамировать человека»
О скандале вокруг Высшей политической школы им. Ивана Ильина при РГГУ и попытках очернить Дугина
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 07:36
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 06:29
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 05:31
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
27.04.2024 04:01
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Vladislav
27.04.2024 02:59