Годность к власти. Христианская социология

О подвиге Великого князя Василия Васильевича Тёмного

0
183
Время на чтение 5 минут
Фото: Из личного архива автора

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф. 10:30-31)

История как наука, с религиозной, с христианской точки зрения – это изучение, постижение Промысла Божия, проникновение в Его замыслы. И усвоение Его уроков с благодарением. Поэтому я боюсь не только осуждения этого Промысла через осуждение тех или иных исторических лиц и событий, но и богоборчества в сослагательном наклонении фантастических «а если бы тот», «а вдруг этот», «вот тогда бы». Правы или не правы были Борис Годунов и Пётр Первый, оправданы ли такие жертвы под Ржевом, почему именно Горбачёв – эта наша горячечность осуждений прошлого свидетельствует не о неком «несовершенстве» Промысла, а лишь о нашей неспособности к виденью русской истории с необходимой для того высоты зрения. Дерзну употребить слово – духовного зрения.

Недавно мы размышляли о судьбе великого князя Ивана Калиты, о том удивительном и поучительном уроке ОБЯЗАННОСТИ НА ВЛАСТЬ – когда Господь поставил на русский престол, может быть, самого в те времена смиренного представителя династии. Не безвольного, как показали его великие государственные дела, а именно смиренного. Человека власти не искавшего, но БОЛЕЕ ИНЫХ ЛЮБЯЩЕГО ГОСПОДА, и потому принявшего возложенную на него власть правильно как Крест.

А сегодня нас собрал великий князь московский Василий II Васильевич Тёмный, внук Дмитрия Ивановича Донского. Совершенно иной герой русской истории, а значит – совершенный иной урок русской власти.

Когда знакомишься с биографией пятого сына Василия Ивановича через скудные свидетельства и богатые их толкования, попадаешь под искушение чрезмерия каких-то «случайностей» поведения героев того времени, избыточной остросюжетностью «беспорядочности» тех событий. То есть, как бы бесполезностью Божьего урока из-за сложности, практически невозможности этот урок разгадать.

В противление данным искушениям, прежде иного, ищешь аналоги героям и событиям в отечественной и мировой истории, аналоги, в которых Промысел нами уже разгадан и воспринят. Прошу прощения у специалистов по нашему русскому средневековью, что-то я, конечно, упустил, но самую близкую параллель злоключивости судьбы великого князя Василия Васильевича я нашёл только в Ветхом завете. Это второй, после Саула, царь народа Израиля – Давид Псалмопевец.

«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною eсть выну. Тебе eдиному согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти». Каждое утро мы оглашаем этот многократно повторяющийся плачь по своим беззакониям и грехам.

Апостол Павел: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает». Покушения, преследования, предательства, бегства в иные государства…. Для чего? Для чего Господь попускал стольким искушениям, стольким скорбям людям, которых любил, возлагая на них эти немыслимые тяготы?

В судьбе великого московского князя Василия II Васильевича нам преподан урок освобождения от страстной увлекаемости, урок необходимости бесстрастия для ГОДНОСТИ К ВЛАСТИ. Опять же, в христианском, в православном понимании права на эту самую власть (см. статью «Обязанность на власть»). Ведь терпение страданий – правильно, религиозно воспринимаемых страданий – одна из форм аскезы. Аскезы не самовзятой, не самовозложенной, а, зачастую, даже и нежелательной, но, как и иные формы самоограничений, необходимой для достижения бесстрастия. Которое, по преподобному Ефрему Сирину: «не в том состоит, чтобы не ощущать страстей, но в том, чтобы не принимать их в себя». Бесстрастие, конечно же, невозможно и без встречной Благодати Божией.

Покушения, преследования, предательства, бегства в иные государства…. А вершиной – ослепление. Темнота…

«Господь, кого любит, того наказывает». И вот «невольная» аскеза исторически показательно возводит нашего героя посредством страдания от самомнения «законного» великокняжеского наследника через «не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3:9) возводит до благодатного безстрастия «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное» (Мф. 5:3).

Опять же, нам подсказкой историкам должно послужить и то, как часто поворотные события в судьбе князя Василия происходили в монастырях – Борисоглебском, Троицком, Саввино-Сторожевском, Спаса-Каменном, Белозерском.

Святые отцы учат, что достижение бесстрастия невозможно одной лишь человеческой волей, без встречной Благодати Божией. «Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся». И вот эта встречная омывающая Божественная любовь видимо объявилась миру в 1447 году – когда Господь открыл игумену Белозерского монастыря Трифону, что из всей великокняжеской семьи тогдашней Руси только Василий годен к пророчески главному духовному деянию русского государственного устроения – удержанию от впадения в униатство и возвеличивания в соборное самовластие возмужавшей Русской Православной Церкви. В трагедийный момент отступничества Церкви матерней Константинопольской, и окончательного этапа гибели Ромейской империи. Трифон засвидетельствовал эту княжескую ГОДНОСТЬ К ВЛАСТИ, переложив на себя и на братию монастыря грех превратной крестной клятвы с уже преображённого скорбями, уже безстрастного Василия, нравственно освободив господаря всея Руси от присяги-подчинённости узурпатору Дмитрию Шемяке.

Ведь мы понимаем: взятие монашествующими на себя ответа за такое на Страшном Суде – не политический акт, не человеческое решение «ради общественной пользы». Такой религиозный подвиг губления своей души за други своя совершается по откровению, указанию свыше. В смирении перед волей Божией.

«Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Князь Василий Тёмный, как некогда апостол Павел, как и князь киевский Владимир, в слепоте телесной получил новое зрение Истины, необходимое для христианского понимания власти. Великий князь увенчанными слепотой скорбями обрёл ГОДНОСТЬ К ВЛАСТИ.

Усвоим же и мы этот урок.

Василий Владимирович Дворцов, заместитель председателя Правления – генеральный директор Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Дворцов
Счастье
Повесть. Часть 3
12.04.2024
Счастье
Повесть. Часть 2
09.04.2024
Счастье
Повесть
07.04.2024
Ермак. Народное почитание и политическая эксплуатация образа
О различии героя народного и культурного
11.03.2024
Все статьи Василий Дворцов
Последние комментарии
Притча о вратах, путях и слугах
Новый комментарий от учитель
27.04.2024 08:10
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 08:07
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 08:02
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
27.04.2024 08:01
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 07:54
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38