Христианское откровение или иудейская теократия?

К спорам о монархии

Дискуссия о монархии 
0
708
Время на чтение 8 минут
Фото: Из личного архива автора

Некоторое время назад на страницах РНЛ и некоторых других патриотических ресурсах разгорелся короткий, но страстный спор о монархии. Я тоже принял участие в споре, который, однако, скоро заглох по очевидной причине, по которой всегда глохнут подобные споры: отсутствие достаточных оснований.

Монархисты, как правило, не пускаются дальше ссылок на К. Леонтьева и Солоневича, в лучшем случае помянут византийскую мистику царства (и это уже очень и очень хорошо), противникам же монархии и вовсе остаётся нудить о «слабости монархии» и о том, как она «устарела». На таком топливе далеко не уедешь.

Однако мне пришлось убедиться, что такие основания противники монархии умудряются находить. И, что самое удивительное, действительно находят. И где бы вы думали? В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Архиерейском соборе 2000-го года.

Этот удивительный факт и побудил меня написать статью вслед давнему спору.

Впрочем, давайте по порядку.

Согласно Платону изначальным, наилучшим и божественным строем является монархия. Монархия Платона, впрочем, выборная: это естественный и благодатный союз царя и полиса. Как всегда, более приземленный и менее категоричный Аристотель предпочитает платоновскому идеалу компромисс и средневзвешенное благо. Между этими двумя полюсами и развивалась государственная идея греко-римского мира.

Пришествие Христа и христианизация Римской империи вывели монархическую идею на совершенно новый духовный уровень. Одним из высших созданий греческого гения в это время становится политическая теория Симфонии: византийская модель отношений государства и Церкви, где император и патриарх (государство и Церковь) вместе заботятся о благе народа – материальном и духовном. Гораздо позднее папский Рим создал компромиссную теорию «двух мечей», объясняющую притязания Церкви на светскую власть.

Но и на Востоке, и на Западе идеалом политической власти Церковь всегда признавала именно монархию. Формула «Один Бог на небе, один Царь на земле» всегда служила высшим измерением (пусть и недостижимым в реальности) христианской Империи.

Лишь в наше странное время «смерти Бога» стали возможны церковные концепции, оправдывающие демократию и прочие формы власти, которые в любое иное время Церковь предала бы анафеме. Разумеется, мы говорим лишь о традиционной (православной и католической) Церкви. Революционные идеологии протестантских деноминаций, возрождающие ветхозаветное иудейство в расчет не берем. И разумеется, все эти «оправдания демократии» следует воспринимать лишь в плане «внешних высказываний». То есть, никакого вероучительного или богословского смысла они не несут и нести не могут. Так же, как и вообще любые «социальные учения», представляющие собой, как верно заметил папа Бенедикт XVI, лишь «рациональное аргументирование» Церковью ее взгляда на положение вещей в мире. Аргументирование, коим Церковь желает «пробудить духовные силы», без которых никакая «социальная справедливость» утвердиться не может (Pope Benedict XVI, Deus Caritas Est, 28).

В 2000-м году и Русская Православная Церковь приняла свои «Основы социальной концепции», безусловно необходимые и насущные. Церковь имеет право (а порой и просто обязана) высказываться на общественно и государственно значимые темы, сообразуясь со своим вероучением и своей апостольской миссией в мире. Однако, читая некоторые части той же «Концепции», посвященные отношениям государства и Церкви, не всегда легко понять, каковы ее цели и где мы в данный момент находимся: в пространстве ли Священной истории или истории эмпирической? В парадигмах духовного идеала или насущной реальности? А ведь когда речь идет о политическом измерении конкретного времени, это, согласитесь, важно: одно дело библейская Священная история, имеющая духовное и символическое измерения, другое – земная реальность, в которой мы пребываем.

Так, в части III «Концепции» (Церковь и государство) читаем: «Первоначальной ячейкой человеческого общества являлась семья. Священная история Ветхого Завета свидетельствует о том, что государство сложилось не сразу. До ухода в Египет братьев Иосифа государства у ветхозаветного народа не было, а существовала патриархальная родовая община. Государство постепенно складывается в эпоху Судей…».

Здесь мы очевидно находимся в пространстве библейского мифа. Однако, формулы, которые использует «Концепция», стремятся утвердить миф как реальность историческую: «Первоначальной ячейкой человеческого общества являлась семья… государство сложилось не сразу. Государство постепенно складывается в эпоху Судей».

Это о каком государстве идёт речь? Священную историю «ветхозаветного народа», согласно преданию Церкви, записал Моисей. Согласно тому же преданию, Моисей вывел созданный им народ из Египта. Однако, ко времени Исхода государство в Египте существовало, как минимум, уже пару тысяч лет! Тоже можно сказать о государствах Месопотамии (Шумер, Вавилон), более молодом государстве Хеттов и т.д. Должна ли «социальная концепция» Церкви, претендующая на то, чтобы являть взгляд ее на отношения с государством «здесь и сейчас» указать на этот очевидный факт? Может ли она этот факт просто проигнорировать?

Читаем дальше: «В результате сложного исторического развития, которым руководит Промысл Божий, усложнение общественных связей привело к образованию государств». Здесь уже явно речь идет не только о «ветхозаветном народе». Перед нами разворачивается настоящий генезис духовного развития человечества. В начале «ячейкой человеческого общества» является «семья». Затем образуется «патриархальная родовая община». Потом, «в эпоху Судей», складывается государство. Наконец, «сложное историческое развитие» приводит к образованию государств. И вот триумфальное завершение духовного развития человечества: «В древнем Израиле до периода Царств существовала единственная в истории подлинная теократия, то есть богоправление».

И лишь на следующей остановке Бытия в мир входит монархия. И да, это уже шаг с вершины вниз: «Однако по мере удаления общества от послушания Богу как устроителю мирских дел люди начали задумываться о необходимости иметь земного властителя. Господь, принимая выбор людей и санкционируя новую форму правления, в то же время сожалеет об оставлении ими богоправления: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними... Итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними» (1 Цар. 8:7, 9).

На первый взгляд, духовный генезис общества, намеченный «Концепцией», вполне отражает реалии Священной истории, на которые традиционно опирается Церковь: от семьи к патриархальной общине; от общины к «единственной в истории подлинной теократии»; от теократии к монархии.

Однако сразу возникают вопросы. Насколько этот взгляд абсолютен? Возможно ли экстраполировать его на реальную историю и реальное общество? Да и насколько та реальность, которую рисует этот взгляд, отражает само вероучение Церкви?

«Единственная в истории подлинная теократия», о которой говорит «Концепция», это, очевидно, то прямое «богоправление», когда Бог в виде огненного столпа следует перед ветхозаветным народом, ведомым Моисеем.

Монархия же – это та форма правления, которую устанавливает Бог по слабости «ветхозаветного народа», запросившего себе царя, как у других народов: «не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар.8:7). Такова реальность библейского мифа.

Подчеркнем, что слово «миф» мы употребляем не в современном уничижительном (миф = сказка), а в «лосевском» смысле: миф – есть символ, есть указание на некую высшую духовную реальность. Так же и вся Ветхозаветная история есть предзнаименование, указание на нечто, что еще грядет, на нечто, что пока существует лишь в потенции, лишь в предвидении, лишь в пророческом откровении. И вся Ветхозаветная история, по мысли Церкви, есть такое предуказание, есть такое предвидение Истины.

Истина же есть Христос. Потому все, что происходит с Ветхозаветным народом до Христа, есть лишь Его предвосхищение, лишь пророческое указание на Него. И в этом высшем смысле вся Ветхозаветная история есть, разумеется, миф. Не сказка, но символ. Символ, который вовсе не обязан прямо по-детски коррелировать с эмпирической реальностью. Он должен указывать на нечто высшее. В данном случае символ указывает на Христа. Именно потому Церковь и приняла после многих колебаний Ветхий Завет в качестве своей вероучительной книги. Приняла уже тогда, когда тот договор Бога с ветхозаветным народом утратил свою силу и был принят Завет Новый – с новым народом, с народом по духу, а не плоти, с христианской новозаветной Церковью.

И если все это так (а это так), то вправе ли мы объявить высшей точкой духовного развития человечества «единственную в истории подлинную теократию» ветхозаветного народа? Или все же такой высшей точкой становится явление Христа? Подлинного Помазанника, Царя мира, Царя царей? То есть та самая высшая реальность Бытия, на которой и основывала свой монархизм Христианская Восточная Римская Империя, когда складывался ее монархический идеал? Та высшая реальность, в сравнении с которой «единственная в истории подлинная теократия» есть лишь «святые сны земли», грезы мира о спасении и обновлении, грезы души человеческой (древнего человечества) о Спасителе и Искупителе?

Не получается ли так, что «единственная в истории подлинная теократия» ветхозаветного народа в прочтении «Концепции» оказывается выше единственного в истории явления Христа Спасителя, Христа Помазанника?

Еще раз отметим: никакого богословского и вероучительного смысла «Основы социальной концепции» не несут. Это просто слова, произнесенные для внешнего мира в потребной месту и времени упаковке. Но это еще не значит, что эти «слова» не могут принести вреда. Мне лично приходилось наблюдать, как из неосторожных слов «Социальной доктрины» люди делали вывод о более низком значении царской власти перед властью «иудейской теократии». Впрочем, все в конце концов оборачивалось выводом самым банальным – нам нужен не Царь, но вождь! Да и какой еще мог бы следовать отсюда вывод?

Надо ли объяснять разницу между христианским Царем, который есть образ Царя Небесного и народным вождем, ведущим народы в еще быть может более «единственную, подлинную в истории теократию»? Теократию, например марксизма? Ленинского большевизма? Или грядущего иудейского мессии-машиаха?

Да, наверное, все-таки надо. Ибо смысл ритуального цареубийства именно в этом: один царь – христианский устраняется для того, чтобы пришел другой – антихристианский; чтобы христианскую эпоху сменила эпоха «миллениума», т.е. иудейского мессии-машиаха. (О метафизике истории как борьбе христианского и антихристианского мессианских проектов, я писал в работе «Два мессианства. Противостояние». Привожу ее в качестве фундамента для настоящих рассуждений).

Что же касается христианского вождя, то приход его конечно возможен, и даже может быть жизненно необходим. Причем, именно в такую эпоху как наша: когда трон эсхатона (удерживающего) пустует, и занять его уже спешит его негатив, его полное отрицание, агент хаоса – антихрист. В такое время, возможно, единственный шанс на спасение – это вышедший на бой Змееборец (вспомним, к примеру, эпоху Минина и Пожарского).

Однако вождь – явление разовое, единичное, экстраординарное. И роль его однозначна: отвоевав пространство истины, он должен передать власть легитимному эсхатону (удерживающему), то есть Царю-Помазаннику.

Точную формулу такого перехода к желаемому положению вещей для пост-большевистской России вывел Иван Ильин. Согласно мысли философа, для обуздания пост-большевистского хаоса необходим русский диктатор, цель которого подготовить почву для возвращения русского царя. В наших сегодняшних реалиях эта формула должна звучать видимо так: консервативная революция сверху – русский диктатор – русский царь. Такова логика духовной войны, основанная на метафизике Священной истории.

Когда христианское царство в ходе Первой Мировой войны было окончательно устранено (пали три последние христианские империи), пришло время вождей, которые так или иначе пытались восстановить Традицию. Их поражение привело к установлению царства хаоса, в котором мы и пребываем сегодня. Возможно, главная причина неудачи всего антибольшевистского, антилиберального похода (включая Белое движение и все активистские движения Европы) в том, что высший духовный закон не был ими всецело принят. Что сам духовный нерв этой схватки: царство Христа против царства Антихриста – не был по-настоящему прочувствован и осмыслен. Национальный эгоизм, расовое превозношение, мелочное своекорыстие, отсутствие универсального горизонта – все эти болезни консерватизма помогли демоническим силам одержать верх. И может быть только сегодня у нас появляется шанс (по всей видимости уже последний) на последний реванш.

И еще один момент. Та, пресловутая «единственная в истории подлинная теократия, то есть богоправление», о которой говорит «Концепция» есть, все же, не только и даже не столько «богоправление», сколько «цареправление». «Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш», говорит пророк Исайя (Ис. 43:15). То есть, «иудейская теократия» – это, на самом деле, о том, что сам Бог является Царем Израиля и ведет его. Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие святые отцы, толкуя это место, говорят, что здесь пророк указывает на Христа. И нам сегодня, конечно, тоже стоит об этом помнить.

Владимир Ильич Можегов, православный публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

16.

Zakatov:
«Термин Природный Царь - это точная формулировка, присущая рассматриваемой эпохе.»
///////////////////

«Природный Царь» с заглавной да в сочетании со «всем существующем, не созданным деятельностью человека» - вообщем, в прямой ассоциации, с одной стороны - «берендеевым» болотным царством с лешими-русалками веет-тянет, а с иной – на кой»ляд» такие «конструкции – разве «несть власти не от Бога» и… «делал он неугодное в очах Божиих» недостаточно «дабы» описать-обосновать процесс – к чему «во все тяжкие пускаться-то»? «Вон», к примеру, кинорежиссер Никита Сергеевич «просто взял» и заявил, что Путин – от Бога и никаких «выкрутасов» с природой ни в натуральном (с тверским-ленинградским ландшафтами)- ни в родовом смыслах - и чем не естество? А род – да что род? Был и… выродился - в естестве ли – искусственности? Была царская «семейственность» - стала Семья Народов… «Была ли альтернатива большевикам?» – задал как-то вопрос студент-теолог от группы сокурсников на публичной встрече с духовником Патриарха Кирилла и начальствующим духовенством... «Власть аристократии!» - прозвучал от последних ответ – с уточнением – в смысле лучших людей»… Тему далее развивать не стали, однако недосказанность осталась… С возникшим «вослед» вопросом: - «А что – разве царь Николай II не относился к разряду лучших людей того времени?» Однако, получается, как показал 17-й, Бог «рассудил» иначе – вне «родовых» предпочтений, допустив к рулю управления страной потомка человека «от сохи» - куда как более природнее «родовитых» и поныне стенающих об утраченной когда-то власти, увы – безвозвратно «закатившейся»…

15. Ответ на 14, Александр Волков:

Zakatov (ссылка):
«…постепенно проникла мысль, что лишь при законной природной преемственности Царского Престола возможно надеяться на его укрепление, а вместе с тем и на водворение государственного порядка…»
//////////////////////////

Что хоть пишут то - «природная преемственность»… Прямо-таки «подводят-рисуют» в ассоциации к дарвиновско-обезьянним заросших щетиной «образам» на троне – от мартышек до… горилл в фуражках когда-то изображавшихся в «Крокодиле» некоторых латиноамериканских «деятелей» антинародных проамериканских режимов? Вот до чего способна довести порой ретивость-рвение «не по разуму» «жаждущих» «восхождения» сомнительного «отношения» потомков ПРОМЫСЛИТЕЛЬНО «закатившихся» «звезд» царствовавших когда-то «домов»: «на златом крыльце сидели – царь, царевич, король, королевич… сапожник… ПОРТНОЙ – не тот ли случай, когда словами ребенка из детской считалочки глаголит истина?


Невежество порождает сугубую глупость.

Термин Природный Царь - это точная формулировка, присущая рассматриваемой эпохе.

Но косноязычным болтунам это неведомо, потому что они посылки изучать историю не по историческим источникам, а по всякой мути демагогов и конспирологов
Zakatov / 21.01.2024, 15:51

14.

Zakatov (ссылка):
«…постепенно проникла мысль, что лишь при законной природной преемственности Царского Престола возможно надеяться на его укрепление, а вместе с тем и на водворение государственного порядка…»
//////////////////////////

Что хоть пишут то - «природная преемственность»… Прямо-таки «подводят-рисуют» в ассоциации к дарвиновско-обезьянним заросших щетиной «образам» на троне – от мартышек до… горилл в фуражках когда-то изображавшихся в «Крокодиле» некоторых латиноамериканских «деятелей» антинародных проамериканских режимов? Вот до чего способна довести порой ретивость-рвение «не по разуму» «жаждущих» «восхождения» сомнительного «отношения» потомков ПРОМЫСЛИТЕЛЬНО «закатившихся» «звезд» царствовавших когда-то «домов»: «на златом крыльце сидели – царь, царевич, король, королевич… сапожник… ПОРТНОЙ – не тот ли случай, когда словами ребенка из детской считалочки глаголит истина?

13.

Ещё о монархисте Солоневиче:

В дневнике имперского министра пропаганды и народного образования Йозефа Геббельса, имеется запись от 7 июня 1941 года, где Геббельс отмечает: «Солоневич предлагает свое сотрудничество. В настоящее время еще не могу его использовать, но вскоре, определенно, это будет возможно».

И действительно, в ходе войны И.Л. Солоневич стал одним из самых «тиражных» и печатаемых авторов на оккупированной советской территории.
(Агапов А.Б. Дневники Йозефа Геббельса. Прелюдия «Барбароссы». М., 2002. С. 320).

12.

ссылок на ... Солоневича



ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
арестованного ВЛАСОВА Андрея Андреевича
от 26 марта 1946 г.
ВОПРОС: Назовите известных вам предателей и изменников Родины, проводивших враждебную деятельность против Советской власти.
ОТВЕТ: По предательской работе у немцев я имел связи с следующими
лицами:
...
СОЛОНЕВИЧ, имени-отчества не знаю, 55 лет, до Отечественной войны
был судим органами Советской власти, отбывал наказание, из лагеря совершил побег и перебежал в Финляндию, откуда переехал в Германию и занимался активной антисоветской пропагандой.

На средства немцев издавал антисоветские газеты и брошюры, названия их не знаю, которые впоследствии использовались как пропагандистский материал пропагандистами РОА среди советских военнопленных и населения оккупированных немцами районов.

С СОЛОНЕВИЧЕМ я вместе с ЖИЛЕНКОВЫМ имел одну встречу летом 1944 г. в городе Берлине.
При встрече СОЛОНЕВИЧ предлагал свои услуги возглавить антисоветскую пропаганду в РОА, от этого предложения СОЛОНЕВИЧА я с ЖИЛЕНКОВЫМ уклонился, и более у меня с ним встреч не было.
Приметы: среднего роста, седой, плотного телосложения, полный".
………..
Записано с моих слов верно, мною прочитано:
Власов
ДОПРОСИЛ: СЛЕДОВАТЕЛЬ СЛЕД[СТВЕННОГО] ОТДЕЛА ГЛАВ-
НОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНТРРАЗВЕДКИ «СМЕРШ»
капитан Комаров
ЦА ФСБ России. No Н-18766. Т. 11. Л. 75–91. Подлинник.

11.

Вот именно. Царство Христа против царства Антихриста. Вот суть двадцатого века с центром в России. От Ленина до Путина.
Стяжать Дух Истории - вот идея России сегодня.
Игорь Бондарев / 20.01.2024, 06:09

10. Ответ на 2, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Дорогой Александр Николаевич!
Вы относите основание Государства Русского к 1613 г.?
Как оголтелые троцкисты - к 1917-му? Эльцинисты - к 1991-1993-му?


«Попытки обрести Царя среди иных родов, чуждых Московским Государям или далеко от них отстоящих по родству не оказались прочными, и этими попытками не было ни предотвращено, ни изжито Смутное время на Руси. В сознание лучших сынов Земли Русской, принявших участие в деяниях Великого Собора, постепенно проникла мысль, что лишь при законной природной преемственности Царского Престола возможно надеяться на его укрепление, а вместе с тем и на водворение государственного порядка на территории России. Торжественное крестное целование, сопровождаемое страшной и грозной клятвой перед Всевышним Творцом, мистически связало на вечные времена весь Русский Народ с новым Государем и с его потомками» (78. Обращение Главы Российского Императорского Дома Великого Князя Владимира Кирилловича в связи с 350-летием Дома Романовых // Сборник Обращений Главы Династии Великого Князя Владимира Кирилловича. Сост. А.П. Волков. – Нью-Йорк, 1971. – С. 48) .
Zakatov / 19.01.2024, 17:46

9. Ответ на 2, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Дорогой Александр Николаевич!
Вы относите основание Государства Русского к 1613 г.?
Как оголтелые троцкисты - к 1917-му? Эльцинисты - к 1991-1993-му?


"Однако, в конце концов, национальные силы одержали победу. Решение Великого Поместного и Земского собора 1613 года о призвании на царство Династии Романовых явилось эталоном соотношения легитимизма и народной монархии.

"Вопреки множеству обстоятельств предшествовавшей Смуты и существовавших на момент проведения Собора политических реалий, представители народа добровольно восстановили Законную Самодержавную власть и возвели на престол Природного (т.е. прирожденного) Государя, единственного на тот момент законного преемника Дома Рюриковичей – Михаила Феодоровича Романова (77. Никаких личных заслуг у 16-летнего Михаила Романова не было. Единственным основанием его призвания на Царство явилось свойство (родство по женской линии) с Династией Рюриковичей. С точки зрения религиозно-правовых представлений того времени ближнее свойство предпочиталось дальнему кровному родству. Этот подход основывался на христианском понимании семьи как единого целого («Оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей: и будета два в плоть едину» (Быт. 2, 24)), в силу которого родственники мужа почитались родственниками жены, а родственники жены – родственниками мужа.

"Поэтому первым преемником Рюриковичей стал шурин (названный брат) последнего Царя этой Династии Феодора Иоанновича Борис Годунов. Когда Династия Годуновых пала, после Смуты на Земском соборе 1613 года восторжествовал тот же принцип. Первым шурином предпоследнего Царя из Дома Рюриковичей Иоанна IV Грозного был Никита Романов. Он скончался в начале царствования Феодора Иоанновича, а его сын Феодор при Борисе Годунове был насильственно пострижен в монашество с именем Филарет. Поэтому законным наследником Рюриковичей оказался внук Никиты Романовича, сын Филарета Михаил Феодорович.

"Престолонаследие по свойству за неимением близких кровных родственников в условиях отсутствия писанного закона было присуще не только России, но и некоторым другим христианским государствам. Например, на тех же правовых основаниях еще в 1066 г. унаследовал престол последний англо-саксонский Король Англии Гаральд, шурин св. Короля Эдуарда III Исповедника (и, между прочим, тесть Киевского Великого Князя Владимира II Мономаха). ) . СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Zakatov / 19.01.2024, 17:45

8. Ответ на 2, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Дорогой Александр Николаевич!
Вы относите основание Государства Русского к 1613 г.?
Как оголтелые троцкисты - к 1917-му? Эльцинисты - к 1991-1993-му?

"Уже в самом начале российской государственной истории наши предки сформулировали необходимость призвать Князя, который бы «владел и судил по праву». Монархия, и в период господства догосударственных родоплеменных отношений, и после торжества государственного начала, оставалась строго династической и наследственной. Пока существовала удельная система, немыслимо было, чтобы хоть в самом маленьком княжестве был правитель, не происходящий от Рюрика. В XV веке Великому Князю Василию II только благодаря поддержке народа удалось заменить устаревшую лествичную систему наследования власти (73. Лествичная система, как наследие родового строя, предполагала замещение Великокняжеского и удельных престолов по принципу личного старшинства в роде, а не старшинства линии, что чрезвычайно усложняло соблюдение преемственности.) более совершенным и современным престолонаследием по нисходящей мужской линии (74. Противники нового принципа – Князь Юрий Звенигородский и его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка - развязали Гражданскую войну, но потерпели в ней поражение, ибо народ и Православная Церковь встали на защиту законного Великого Князя и его прогрессивной династической политики) .

"Когда оформилось Самодержавие, никто не мог претендовать на Престол, кроме Данииловой ветви Рюриковичей (75. Предпоследний ее представитель Царь Иоанн Грозный, идеолог и апологет Самодержавия, по собственному почину создал такие демократические учреждения как Земский Собор (территориально-сословное представительство «всея Земли») и выборную систему местного самоуправления.) .

"Ее пресечение подвергло легитимный принцип суровым испытаниям. Абсолютно законная с точки зрения правовых представлений того времени Династия Годуновых не удержалась на Престоле из-за многих субъективных и объективных факторов. Но главнейшим среди них было умелое использование Самозванцем стихийной приверженностью русского народа принципу династичности. «Легенда одержала победу над действительностью тем, что смутила общественное сознание призраком легитимизма и дала, в тоже время, опасное знамя в руки всех элементов населения, недовольных своим положением» *(76. Три века. Исторический сборник под ред. В.В. Каллаша. – М.: Изд. И.Д. Сытина, 1912. – В 6-ти т. – Т. 1. – С. 15.) .

"Разоблачение и гибель Лжедимитрия I не остановили попрания законности, а лишь вызвали новые потрясения, ставящие под вопрос дальнейшее существование не только законной монархии, но и Российского государства как такового" СМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Zakatov / 19.01.2024, 17:43

7. Ответ на 2, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Дорогой Александр Николаевич!
Вы относите основание Государства Русского к 1613 г.?
Как оголтелые троцкисты - к 1917-му? Эльцинисты - к 1991-1993-му?


Дорогой отец Александр, с чего Вы это взяли?

В соответствии с "Повестью временных лет" и иными историческими источниками я отношу основание Российского государства к 862 году, когда был призван Рюрик и в его лице - Дом Рюриковичей, правивший до 1598 года. Дом Романовых воцарился в 1613 году на основании всенародного соборного призвания как законный правопреемник угасшей Династии Рюриковичей. Подробнее: "Монархия народная и легитимная" https://proza.ru/2011/03/07/1056
Zakatov / 19.01.2024, 17:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Можегов
«Эта война — за власть над миром»
О переводе британской экономики на военные рельсы для помощи Украине
25.04.2024
«Все говорят Кант, Кант». Хороший немец, плохой русский
Он узаконил грабёж тысячелетия
24.04.2024
Эпоха Возрождения как политический проект
Смена христианской парадигмы мира парадигмой иной, нехристианской
18.04.2024
Ещё раз о теракте в Крокусе и его акторах
У нашей дипломатии нет внятного языка для осмысливания реальности
09.04.2024
«Мы говорим Украина - подразумеваем неоконы…»
Об основных причинах и целях теракта в «Крокусе»
27.03.2024
Все статьи Владимир Можегов
Дискуссия о монархии
Человеческому ресурсу зачем Царь?
Кажется, что Россия у нас на глазах превращается сейчас в сухое дерево
17.02.2024
О революции, интеллигенции и власти в России
Дискуссия в Макарие-Калязинском клубе на тему осмысления русской истории патриотами-консерваторами
16.12.2023
Романовы и Рюриковичи: финал?
Для выживания русские нуждаются в Отце нации
12.12.2023
Дураков Русский Царь повесит
Что сделает истинный Русский Царь, когда придет на изгаженную и запоганенную грехом Русскую землю?
18.11.2023
Нужны ли нам новые дворяне?
Решение вопроса формирования русской элиты является для государства жизненно необходимым
18.11.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06