Тревожное письмо получила я из Луганска от друга-писателя Андрея: то был отклик на мою статью «Варианты «оба они хуже» и образ будущего», размещённую на моей авторской странице Прозы.Ру. В статье я вспомнила знаменитое выражение Сталина «оба они хуже». В письме Андрея сопоставлялись два образа будущего – украинский и российский: «Мы об этом постоянно говорим в контексте ситуации с освобождёнными от укронацистов регионов: ведь им не даётся четкий образ будущего. Украина же давала им вполне ясный и понятный образ – прозападный, «как в Европе». Образ «как в России» сомнителен, темен, размыт. «Как в Москве» – это да, но как же живет глубинка в России?
Далее в письме Андрея речь шла о печальной и неприятной новости: «Союз писателей ЛНР, можно сказать, прекращает своё существование… Единственная приятная новость – выход в свет восемнадцатого номера ежегодного литературного альманаха «Крылья». Он будет иметь статус независимого литературного издания».
С горечью прочла я это письмо, хорошо зная, какой «большой крови» стоил луганским писателям каждый выпуск альманаха, постоянным автором которого я являюсь уже много лет.
Ситуация с русской литературой в России – давно наболевшая, и требует своего незамедлительно решения, о чём, буквально, бьют в набат публикации на портале «Русская народная линия». Я целиком и полностью поддерживаю статью Алексея Шорохова от 22.12.2023 «Пора проститься с колониальным прошлым» с подзаголовком «Почему сложилось такое вопиющее писательское бесправие в стране?».
Речь в ней шла о псевдо «элите», которая уже более тридцати лет занималась «насаждением колониальной культуры, в первую очередь – трансляцией и продажей среди аборигенов созданного в метрополии (США) "образа жизни" через Голливуд, переводную литературу, "болонскую систему"… Почему-то так получилось, что элита эта почти полностью совпала с представителями либеральной диаспоры в СССР – так называемым "малым народом" – подробнее у Шафаревича в "Русофобии"». Автор статьи делает абсолютно правильный вывод: «Суверенное государство невозможно без суверенной литературы и суверенной культуры. А с колониальным прошлым нужно проститься».
А незадолго до публикации Алексея Шорохова на РНЛ гневно прозвучала статья Натальи Варламовой «Нужен книжный СМЕРШ!» – от 13.12.2023. Цитирую её: «Еще в девяностые годы издательский рынок и магазины монополизировали и до сих пор прочно удерживает группка лиц, которых принято считать «семейными». Повод для разговора об этом дал вице-спикер Мосгордумы Андрей Медведев. «На выставке Нон-фикшн среди новинок где-то обитает и моя книга “Война Империй”. Издательство пыталось устроить встречу с читателями. Организаторы выставки отказали. Почему – понятно. Все же видели возмущение гражданки Юзефович, “зачем на книжной ярмарке выступают всякие эти патриоты”? Думаете она одна такая?», – возмутился Медведев. Его книга о Большой Игре и вечном противостоянии России и Британии, а шире Запада, и ее содержание, никак не вписывалось в ту политику книжного рынка, как эти мерзавцы себе его представляли до февраля 2022 года. Юзефович, о которой говорит Медведев, в московских книжных кругах персона значительная. Она – известный литературный критик, обозреватель «Медузы», до недавнего времени преподавала в ВШЭ – а где же еще! Конечно же, осудила СВО, ведь современная Россия – мировое зло. «Пострадала за правду» и слиняла из России в Турцию. Возможно, сейчас вернулась». Автор назвала Галину Юзефович представителем «семейной конторы "Юзефович отец и дочь"».
Фамилия мне хорошо знакома: с Леонидом Абрамовичем Юзефовичем я проучилась пять лет в одной студенческой группе на филфаке Пермского университета. Однако, наши серьёзные идейные разногласия начались уже в зрелые годы, когда я, работая в пермском институте повышения квалификации работников образования, читала лекции учителям-словесникам по проблемам русской литературы и культуры, а Юзефович, переехав в Москву, и став известным писателем в либеральных кругах, занялся пропагандой творчества ярого русофоба Алексея Иванова. С двухтысячного года все книжные магазины Перми были завалены «шедеврами» А. Иванова: «Сердце пармы», Золото бунта», «Географ глобус пропил», «БЛУДА и МУДО», «Ненастье» и другими. Анализируя эти «опусы», я объясняла учителям сущность всей их антиправославной и антирусской направленности.
Так, в частности, в романе «Золото бунта» образ Святого Трифона Вятского был снижен до уровня юродивого, который по своей оплошности сжег все запасы дров на соляных варницах и за это был скинут с горы: «Трифон “по ночам вставал на молитву без рубахи”, Николай Чудотворец “явился ему в бреду”, “Трифон потом много еще где подвизался… На Вятку он лишь умирать приплелся”. Сама лексика, семантика и подборка глаголов были направлены на уничижение доброй памяти о праведных деяниях Святого, на нарочитое искажение ценностей и смыслов его жизни и жизней людей той поры.
Рекой Чусовой в романе безраздельно владели вогульские шаманы да речные духи, вот и приходилось всем, кто проплывал мимо опасных скал, снимать свои нательные крестики, дабы остаться живыми – такова ещё одна нелепица в романе, где – по воле автора – в мире властвует не Бог, а бесовские силы. И молодёжь читала всю эту ахинею, зачастую веря ей.
Роман «Географ глобус пропил» – злая издёвка над школой и учителями, о чём гласит само название. Прискорбно, что по нему был снят фильм в Перми с актёром Константином Хабенским в главной роли. А «дяди и тёти» от культуры щедро финансировали этот фильм, как и роскошные издания ивановских книг. Подобной чести в те годы не удостоился ни один русский писатель!
За истекшие постсоветские времена Леонид Юзефович стал автором семидесяти пяти книг, наиболее известны из которых «Казароза», «Самодержец пустыни», «Князь ветров», «Журавли и карлики», «Зимняя дорога», «Филэллин». Неоднократно был он обладателем разного рода литературных премий – по инициативе могущественного еврейского лобби. Либеральные критики, как могли, раскручивали перед читателями «достоинства» его романов: его издатели и спонсоры трудились на полную мощность.
Чтение книг Алексея Иванова я прервала раз и навсегда на первых страницах романа «БЛУДА и МУДО», чтение Л. Юзефовича – после знакомства с текстом о журавлях и карликах, не несущим в себе ни малейшего позитивного смысла и русских ценностей.
Русская литература пока что по-прежнему отброшена на обочину культуры, является пасынком в книжном мире. Думается, что читателям понятно, по чьей злой воле это происходит. И эту позорную, унизительную ситуацию пора решительно менять! Без русской литературы и культуры, без национальной духовности и нравственности невозможен позитивный образ будущего для нашего народа.
Галина Васильевна Чудинова, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, член старообрядческой общины, Пермский край
2. Ответ на 1, prot:
Вот через таких протов по госдеповской методичке "Православие" и происходит отмена русской классической литературы, в первую очередь, советской литературы. К сожалению, нашёптывания протов привели к тому, что даже на РНЛ в 2013 году опубликована статья Шорохова, в которой он называет Аркадия Гайдара "палачом, бывшим ещё и детским писателем". А более ранняя статья нижегородского борца с большевизмом, в которой сбрасывается с парохода современности Иегудиил Хламида (Горькой), вообще по своей грандиозности "переучёта" классиков русской литературы превосходит открыто продекларированные замахи на это "малого народа". У борцов и с классической, и с совецкой литературой один божок - Солженицын. В его попытках сделать из Шолохова "вора" и заключена программа "малого народа" по уничтожению русской литературы. Начать с Шолохова, а дальше пойдёт как по маслу. При этом Солженицына выбрали в "учителя" многие "патриоты". Чтобы преодолеть бушующую беду, нужно сказать это себе вслух.
1. На реках Вавилонских...