21 декабря у меня был прямой эфир на «Радонеже». Речь шла преимущественно об образовании в Российской Империи, по мотивам моей книги «Царская школа». Судя по отзывам и звонкам, интересно к теме есть. Поэтому предлагаю часть «тезисов» к передаче вниманию читателя.
Масштабность здания науки, техники, наукоемкой промышленности и, в конечном счете, обороноспособности любого государства, и главное – прочность этого здания, зависит в первую очередь от качества фундамента этого здания.
Фундаментом же этим является система народного образования данного государства. Чем совершеннее эта система, тем грандиознее и прочнее будут возведенные над ней корпуса отечественной науки, техники и всего с ними связанного.
Образовательный потенциал страны всегда лежит в основе и предшествует ее научному, техническому, экономическому и военному потенциалу.
Образование в широком смысле создает, формирует образ нации-народа, его сознание.
А сознание это в свою очередь формирует ту материальную действительность, которая данный народ окружает в конкретный исторический момент. Иногда к большому неудовольствию народа, склонного видеть в этой действительности чьи-то враждебные происки. Хотя на самом деле, для того, чтобы воочию увидеть того, кому ты обязан нынешним своим положением, зачастую достаточно просто посмотреть в зеркало.
Стандарты, нормы и эталоны образования должны естественным образом вытекать из истории данного народа, а также из целевой функции религии, которая является исторической, народной и государствообразующей.
Целевая же функция Христианства, и прежде всего нашего родного Православия, заключается в том, чтобы посильно вернуть греховного человека, находящегося в вырождающемся, деградационном состоянии в первозданное качество, присущее ему до его грехопадения, и во всяком случае, сделать его доброжелательным к ближним, и верным сыном своего земного Отечества.
В скобках заметим, что если Церковь, или, вернее, церковная иерархия, не выполняет этой целевой функции, все «православие» сводится в лучшем случае на «бытовой» уровень.
«ПОСЛЕДНИЙ РАЗ ДЕМОКРАТИЯ БЫЛА В РОССИИ ПРИ ЦАРЕ». В начале XX века Императором Николаем II была проведена грандиозная реформа отечественного образования. Только того, что было сделано Государем в области отечественного образования, и как следствие – русской науки и техники, достаточно, чтобы обезсмертить в анналах истории и благодарной памяти потомства любого государственного деятеля.
Говоря совсем кратко, Император Николай смог,
во-первых, вывести научно-техническое образование Империи к 1914 году на первое место в Европе, а значит в мире, оставив позади даже Германию,
во-вторых, ‒ консолидировать усилия государства и общества, главное – семьи и школы в деле народного образования. В деле школьного образования решающая роль была придана Родительским Комитетам, которые, во всяком случае, в сельской местности состояли из православных людей.
Едва ли не главная заслуга Императора Николая заключается в том, что он сделал все, что было в Его силах, чтобы развернуть корабль отечественного народного образования к отеческим истокам, на современном, разумеется, уровне. Вот подлинные слова Царя из Высочайшего Рескрипта 10 июня 1902 года:
«Прежде всего, подтверждаю Мое требование, чтобы в школе с образованием соединялись воспитание в духе веры, верности Престолу и Отечеству и уважения к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине.
Школа, из которой выходит юноша лишь с курсовыми познаниями, не сродненный религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубные для каждого дела своеволие и самомнение».
Государь впервые постарался вывести наше образование из-под тенет бюрократической машины Министерства Просвещения, за счет повышения роли Родительских Комитетов, которые к 1917 году стали играть весьма значительную роль в системе Имперского образования. Сотрудничество Царя и народа, развитие общественного самоуправления ‒ такие общие приоритеты политики Государя особенно ярко выразились в образовательной сфере.
Как сказал, один из исследователей столкнувшийся с этим необычным для нас фактором в царской образовательной политике: «похоже, что последний раз демократия была в России при Царе. И, похоже, что без Царя она оказывается невозможной...».
И в самом деле, ‒ первое, что сделало Временное ‒ «благоверное» по мнению нашего Синода ‒ правительство, ‒ это уничтожило роль Родительских Комитетов, ‒ «поскольку в них преобладают люди одной определенной конфессии». Какой именно – догадайтесь с трех раз в качестве самостоятельного упражнения.
Так что ленинско-луначарские реформы по слому лучшего в мире отечественного образования легли на подготовленную почву.
НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ И ЦИФР. Первоначальное обучение было у нас безплатным по закону еще с начала правления Государя Николая II, но с 1908 года оно становилось обязательным.
На 1918 год планировалось ввести обязательное безплатное среднее образование. Это и был тот «всеобуч», который должен был охватить страну уже к началу 1920-х годов. До сих пор существует устойчивая легенда, что одной из «заслуг» большевиков-ленинцев стало ликвидация безграмотности.
Обратим внимание на следующую таблицу:
|
Начальные школы |
Средние школы и гимназии |
||
Школ |
Учеников |
Школ |
Учеников |
|
1894-1914 |
Рост в 2 раза |
Рост в 2,9 раз |
Рост в 15 раз |
Рост в 13 раз |
1917-1928 |
Сокращение в 1,1 раз |
Сокращение на 2% |
Сокращение в 1,5 раза |
Рост в 1,1 раз |
|
Как видим, при Ленине и его подельщиках проходила не ликвидация безграмотности, а ликвидация образования. Восстановлением образования занялся уже в 1930 годы Сталин, по мере разборки с ленинскими «ликвидаторами». Ценой огромных усилий ему удалось в 1932-1953-е годы воссоздать примерно имперский уровень научно-технического образования и соответствующего самоощущения ученого сословия.
Разоренная Великой Отечественной войной страна тратила на образование в 1945-1953 годах больше всех в мире, и только при Хрущеве-Брежневе существенно сошла с первых мест. К сожалению, как в свое время «наполеоновская», тоже одна из лучших в мире, «сталинская» система образования не проявила способности к самовоспроизводству, во многом благодаря усилиям следующих за Сталиным руководителей.
Результатом чего и стало падение отечественного образования, науки и техники, наблюдаемое в последние годы существования СССР. Про нынешнее «болон-к-ское» говорить не приходится.
РОСТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ НИКОЛАЕ II. Но даже наши послевоенные вложения в образование несравнимы с пропорциональными вложениями в образование при Николае Александровиче.
С самого начала царствования Николая II имел место опережающий рост бюджетных расходов на образование, причем в 1906-1916 годах рост совершенно безпрецедентный. Ни до, ни после этого периода Российское государство не расходовало на образование столь большую часть своего бюджета.
И это так. В начале царствования Николая II из средств государственного казначейства на образование выделялось немногим более 40 миллионов рублей, а земства, города и учреждения расходовали еще 30-40 миллионов». То есть по совокупности, 70-80 миллионов рублей.
А в 1914 году консолидированный бюджет составил уже 660 миллионов рублей ‒ это порядка 20% госбюджета. Так что если брать на 1894 год цифру 70 миллионов рублей, то рост будет почти десятикратный, на порядок. Но и по минимальной оценке – более чем в восемь раз. Стоит учесть, что 660 млн. рублей 1914 года, это примерно 2 триллиона (две тысячи миллиардов) нынешних.
Наиболее впечатляющее представление о росте бюджетного финансирования образования в Российской Империи при Николае II, дает график этого финансирования, причем только по линии Министерства народного просвещения (рис. 1).
Рисунок 1. График бюджета Министерства Народного просвещения с 1802 по 1917 год
Обратите внимание на форму графика начиная с 1906 по 1917 год. Он идет едва ли круче графика экспоненты. График же консолидированного бюджета шел еще круче.
График, независимо от нашего желания показывает, что в образовании, а вслед за ним в науке и технике, мы шли с опережением, которого нам хватило до тех самых 1960-1961-1962 годов, когда мы еще смогли даже первыми выйти в космос.
Поскольку образовательный потенциал страны с абсолютной необходимостью и неизбежностью предшествует потенциалу научному и техническому, график финансирования образования в Российской Империи в царствование Императора Николая II, есть математическое обоснование того неотвратимого факта, что именно Император Николай II ‒ творец нашего не только образовательного, но и научного и технического потенциала за последний век.
И остатки этого имперского потенциала, восстановленного Сталиным, пока позволяют России, даже в структурной форме Российской Федерации, оставаться независимым государством и дают нам всем ‒ пока еще дают! ‒ шанс.
Разумеется, развитие образования сопровождалось открытием библиотек и музеев. В 1914 году в стране действовало 76 тысяч библиотек, посещаемость музеев достигла 5 млн. человек в год.
Ежегодно печаталось около 100 млн. книг и 11 млн. журналов.
Почтенные цифры, не так ли?
НЕТОЧНОСТИ ИЛИ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДИВЕРСИИ? Но откуда же спросите вы, столь любимый необольшевиками и либералами миф о дремучей российской безграмотности при дремучем царизме? О, ответ на это прост, как правда. Работать уметь надо!
Приведу единственный, но многозначительный пример, стоящий диссертации ‒ по контрразведке.
В Русском Календаре Суворина за 1917 год опубликованы данные о том, что грамотность в стране составляет только порядка 20%. Правда мелким шрифтом в примечании указано, что в качестве источника использованы данные за 1915 год. Казалось бы, приемлемая точность.
Но нигде не пропечатано, что в статистическом ежегоднике за 1915 год, опубликованы данные за 1897 год!!!
Данные 20-летней давности, в упор игнорирующие всю образовательную реформу Императора Николая!
Автор, приводящий этот возмутительный факт, с некоторым недоумением говорит о некоторых «неточностях в дореволюционных документах».
На самом деле, речь должна идти не о неточностях, а об идеологических диверсиях, равных государственной измене. Которые и подготовили катастрофу 1917 года.
Сейчас, в связи с фактической многомерной войной России с объединенным Западом, в чисто военной форме ограничивающейся пока рамками СВО, многие патриоты говорят о необходимости воссоздания СМЕРШ, или подобной ей по эффективности работы организации.
Но судя по всему, подобной организации очень не хватало и Российской Империи.
О Царской Школе в широком смысле, и об особенностях ее – наш дальнейший разговор.
Борис Глебович Галенин, военный историк
1.