Образование формирует образ нации

Об образовательной реформе Императора Николая II

Российская Империя  Освободительный поход Русской армии на Украину  Владимир Ильич Ленин  Бывший СССР  Николай II  Русская школа 
0
621
Время на чтение 12 минут
Фото: РНЛ

21 декабря у меня был прямой эфир на «Радонеже». Речь шла преимущественно об образовании в Российской Империи, по мотивам моей книги «Царская школа». Судя по отзывам и звонкам, интересно к теме есть. Поэтому предлагаю часть «тезисов» к передаче вниманию читателя.

Масштабность здания науки, техники, наукоемкой промышленности и, в конечном счете, обороноспособности любого государства, и главное – прочность этого здания, зависит в первую очередь от качества фундамента этого здания.

Фундаментом же этим является система народного образования данного государства. Чем совершеннее эта система, тем грандиознее и прочнее будут возведенные над ней корпуса отечественной науки, техники и всего с ними связанного.

Образовательный потенциал страны всегда лежит в основе и предшествует ее научному, техническому, экономическому и военному потенциалу.

Образование в широком смысле создает, формирует образ нации-народа, его сознание.

А сознание это в свою очередь формирует ту материальную действительность, которая данный народ окружает в конкретный исторический момент. Иногда к большому неудовольствию народа, склонного видеть в этой действительности чьи-то враждебные происки. Хотя на самом деле, для того, чтобы воочию увидеть того, кому ты обязан нынешним своим положением, зачастую достаточно просто посмотреть в зеркало.

Стандарты, нормы и эталоны образования должны естественным образом вытекать из истории данного народа, а также из целевой функции религии, которая является исторической, народной и государствообразующей.

Целевая же функция Христианства, и прежде всего нашего родного Православия, заключается в том, чтобы посильно вернуть греховного человека, находящегося в вырождающемся, деградационном состоянии в первозданное качество, присущее ему до его грехопадения, и во всяком случае, сделать его доброжелательным к ближним, и верным сыном своего земного Отечества.

В скобках заметим, что если Церковь, или, вернее, церковная иерархия, не выполняет этой целевой функции, все «православие» сводится в лучшем случае на «бытовой» уровень.

«ПОСЛЕДНИЙ РАЗ ДЕМОКРАТИЯ БЫЛА В РОССИИ ПРИ ЦАРЕ». В начале XX века Императором Николаем II была проведена грандиозная реформа отечественного образования. Только того, что было сделано Государем в области отечественного образования, и как следствие – русской науки и техники, достаточно, чтобы обезсмертить в анналах истории и благодарной памяти потомства любого государственного деятеля.

Говоря совсем кратко, Император Николай смог,

во-первых, вывести научно-техническое образование Империи к 1914 году на первое место в Европе, а значит в мире, оставив позади даже Германию,

во-вторых, ‒ консолидировать усилия государства и общества, главное – семьи и школы в деле народного образования. В деле школьного образования решающая роль была придана Родительским Комитетам, которые, во всяком случае, в сельской местности состояли из православных людей.

Едва ли не главная заслуга Императора Николая заключается в том, что он сделал все, что было в Его силах, чтобы развернуть корабль отечественного народного образования к отеческим истокам, на современном, разумеется, уровне. Вот подлинные слова Царя из Высочайшего Рескрипта 10 июня 1902 года:

«Прежде всего, подтверждаю Мое требование, чтобы в школе с образованием соединялись воспитание в духе веры, верности Престолу и Отечеству и уважения к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине.

Школа, из которой выходит юноша лишь с курсовыми познаниями, не сродненный религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубные для каждого дела своеволие и самомнение».

Государь впервые постарался вывести наше образование из-под тенет бюрократической машины Министерства Просвещения, за счет повышения роли Родительских Комитетов, которые к 1917 году стали играть весьма значительную роль в системе Имперского образования. Сотрудничество Царя и народа, развитие общественного самоуправления ‒ такие общие приоритеты политики Государя особенно ярко выразились в образовательной сфере.

Как сказал, один из исследователей столкнувшийся с этим необычным для нас фактором в царской образовательной политике: «похоже, что последний раз демократия была в России при Царе. И, похоже, что без Царя она оказывается невозможной...».

И в самом деле, ‒ первое, что сделало Временное ‒ «благоверное» по мнению нашего Синода ‒ правительство, ‒ это уничтожило роль Родительских Комитетов, ‒ «поскольку в них преобладают люди одной определенной конфессии». Какой именно – догадайтесь с трех раз в качестве самостоятельного упражнения.

Так что ленинско-луначарские реформы по слому лучшего в мире отечественного образования легли на подготовленную почву.

НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ И ЦИФР. Первоначальное обучение было у нас безплатным по закону еще с начала правления Государя Николая II, но с 1908 года оно становилось обязательным.

На 1918 год планировалось ввести обязательное безплатное среднее образование. Это и был тот «всеобуч», который должен был охватить страну уже к началу 1920-х годов. До сих пор существует устойчивая легенда, что одной из «заслуг» большевиков-ленинцев стало ликвидация безграмотности.

Обратим внимание на следующую таблицу:

Начальные школы

Средние школы и гимназии

Школ

Учеников

Школ

Учеников

1894-1914

Рост в 2 раза

Рост в 2,9 раз

Рост в 15 раз

Рост в 13 раз

1917-1928

Сокращение в 1,1 раз

Сокращение на 2%

Сокращение в 1,5 раза

Рост в 1,1 раз

Как видим, при Ленине и его подельщиках проходила не ликвидация безграмотности, а ликвидация образования. Восстановлением образования занялся уже в 1930 годы Сталин, по мере разборки с ленинскими «ликвидаторами». Ценой огромных усилий ему удалось в 1932-1953-е годы воссоздать примерно имперский уровень научно-технического образования и соответствующего самоощущения ученого сословия.

Разоренная Великой Отечественной войной страна тратила на образование в 1945-1953 годах больше всех в мире, и только при Хрущеве-Брежневе существенно сошла с первых мест. К сожалению, как в свое время «наполеоновская», тоже одна из лучших в мире, «сталинская» система образования не проявила способности к самовоспроизводству, во многом благодаря усилиям следующих за Сталиным руководителей.

Результатом чего и стало падение отечественного образования, науки и техники, наблюдаемое в последние годы существования СССР. Про нынешнее «болон-к-ское» говорить не приходится.

РОСТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ НИКОЛАЕ II. Но даже наши послевоенные вложения в образование несравнимы с пропорциональными вложениями в образование при Николае Александровиче.

С самого начала царствования Николая II имел место опережающий рост бюджетных расходов на образование, причем в 1906-1916 годах рост совершенно безпрецедентный. Ни до, ни после этого периода Российское государство не расходовало на образование столь большую часть своего бюджета.

И это так. В начале царствования Николая II из средств государственного казначейства на образование выделялось немногим более 40 миллионов рублей, а земства, города и учреждения расходовали еще 30-40 миллионов». То есть по совокупности, 70-80 миллионов рублей.

А в 1914 году консолидированный бюджет составил уже 660 миллионов рублей ‒ это порядка 20% госбюджета. Так что если брать на 1894 год цифру 70 миллионов рублей, то рост будет почти десятикратный, на порядок. Но и по минимальной оценке – более чем в восемь раз. Стоит учесть, что 660 млн. рублей 1914 года, это примерно 2 триллиона (две тысячи миллиардов) нынешних.

Наиболее впечатляющее представление о росте бюджетного финансирования образования в Российской Империи при Николае II, дает график этого финансирования, причем только по линии Министерства народного просвещения (рис. 1).

Рисунок 1. График бюджета Министерства Народного просвещения с 1802 по 1917 год

Обратите внимание на форму графика начиная с 1906 по 1917 год. Он идет едва ли круче графика экспоненты. График же консолидированного бюджета шел еще круче.

График, независимо от нашего желания показывает, что в образовании, а вслед за ним в науке и технике, мы шли с опережением, которого нам хватило до тех самых 1960-1961-1962 годов, когда мы еще смогли даже первыми выйти в космос.

Поскольку образовательный потенциал страны с абсолютной необходимостью и неизбежностью предшествует потенциалу научному и техническому, график финансирования образования в Российской Империи в царствование Императора Николая II, есть математическое обоснование того неотвратимого факта, что именно Император Николай IIтворец нашего не только образовательного, но и научного и технического потенциала за последний век.

И остатки этого имперского потенциала, восстановленного Сталиным, пока позволяют России, даже в структурной форме Российской Федерации, оставаться независимым государством и дают нам всем ‒ пока еще дают! ‒ шанс.

Разумеется, развитие образования сопровождалось открытием библиотек и музеев. В 1914 году в стране действовало 76 тысяч библиотек, посещаемость музеев достигла 5 млн. человек в год.

Ежегодно печаталось около 100 млн. книг и 11 млн. журналов.

Почтенные цифры, не так ли?

НЕТОЧНОСТИ ИЛИ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДИВЕРСИИ? Но откуда же спросите вы, столь любимый необольшевиками и либералами миф о дремучей российской безграмотности при дремучем царизме? О, ответ на это прост, как правда. Работать уметь надо!

Приведу единственный, но многозначительный пример, стоящий диссертациипо контрразведке.

В Русском Календаре Суворина за 1917 год опубликованы данные о том, что грамотность в стране составляет только порядка 20%. Правда мелким шрифтом в примечании указано, что в качестве источника использованы данные за 1915 год. Казалось бы, приемлемая точность.

Но нигде не пропечатано, что в статистическом ежегоднике за 1915 год, опубликованы данные за 1897 год!!!

Данные 20-летней давности, в упор игнорирующие всю образовательную реформу Императора Николая!

Автор, приводящий этот возмутительный факт, с некоторым недоумением говорит о некоторых «неточностях в дореволюционных документах».

На самом деле, речь должна идти не о неточностях, а об идеологических диверсиях, равных государственной измене. Которые и подготовили катастрофу 1917 года.

Сейчас, в связи с фактической многомерной войной России с объединенным Западом, в чисто военной форме ограничивающейся пока рамками СВО, многие патриоты говорят о необходимости воссоздания СМЕРШ, или подобной ей по эффективности работы организации.

Но судя по всему, подобной организации очень не хватало и Российской Империи.

О Царской Школе в широком смысле, и об особенностях ее – наш дальнейший разговор.

Борис Глебович Галенин, военный историк

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

Ваша книга "Царская школа" о системе дореволюционного образования единственная по объему и качеству информации. Низкий вам поклон! Прочитала на одном дыхании. Многая вам, Борис Глебович, и благая лета!
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Галенин
Все статьи Борис Галенин
Российская Империя
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
К 150-летию со Дня рождения Правителя Приамурского Земского края
27.04.2024
День памяти святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия
Сегодня мы также вспоминаем князя Д.М.Голицына, географа И.К.Кириллова, философа П.Я.Чаадаева, поэта В.Г.Бенедиктова, композитора А.Н.Скрябина, летчика П.Г.Головина, адмирала Н.И.Виноградова, генерала И.Г.Павловского и актера К.Ю.Лаврова
27.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
День памяти генерала А.П.Ермолова
Сегодня мы также вспоминаем адмирала М.П.Лазарева, профессора А.С.Архангельского, писателя и публициста И.Л.Солоневича, поэтессу Е.А.Благинину, героев Великой Отечественной войны Ф.Г.Коробкова, Н.А.Острякова и Н.А.Журкину, реставратора И.В.Ватагину
24.04.2024
Все статьи темы
Освободительный поход Русской армии на Украину
Привет от Евгения Пригожина
Только ли за взятки арестовали Тимура Иванова?
27.04.2024
Нужно ли выдавать российские паспорта «хорошим украинцам»?
Человек, заявляющий себя украинцем, уже предал, ибо отказался от русского имени, оставленного ему предками
27.04.2024
Откуда летят камни раздора?
О нападках на Союз писателей России извне и инспирируемых склоках внутри
27.04.2024
Страх и подвиг
Если б этой войны не было, её надо было бы выдумать
26.04.2024
Все статьи темы
Владимир Ильич Ленин
Богатые страны богатеют, бедные беднеют
О международных инвестициях
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
О Ленине, Сталине и «красно-белом» конфликте
24.04.2024
«Предать земле из христианского милосердия»:
Почему нам важно похоронить Ленина
20.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
27.04.2024 16:28
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
27.04.2024 16:14
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
27.04.2024 15:28
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 14:01