Водный путь вокруг планеты в одиночку

О калининградском кругосветчике Владимире Маратаеве

Санкции против России  Санкции Запада и ответ России
Время на чтение 12 минут
Фото: Предоставлены автором

Во всяком путешествии главное – счастье возвращения. Владимир Маратаев живёт в Калининграде, и здесь был дан старт его кругосветке 19 июля 2016 года, возвратился он 11 августа 2019 года. Он прошёл по воде вокруг Земли, намереваясь ловить поток ветра и лететь вперёд, наслаждаясь свободой. Но мореходство – это всегда приключение, для Владимира длившееся три года, давшее уникальный опыт, отображённый им в книге «Парус вокруг света», изданной в серии «Современные российские путешественники» Союза кругосветчиков России в 2021 году.

Он профессиональный моряк, всегда в своей жизни увлекался яхтами, а это более пятидесяти лет, и медленно, но верно шёл к осуществлению своей мечты – обойти на яхте Землю, испытав силу ветра и высоту волны, которые всегда неожиданны, хотя на берегу ты, казалось бы, предусмотрел каждую мелочь, увидеть берега дальних стран и их обитателей, чтобы, возвратившись домой в привычный земной ритм, ощутить, что ты другой человек.

Ты испытал себя в сражениях со штормами, коварными ветрами, течениями, пиратами, голодом, жаждой, одиночеством, поломками в яхте, зноем, ливнями и вышел победителем над теми условиями бытия на воде, которых люди обычно избегают. А ты «попадаешь» в них как первооткрыватель, заново постигая цену жизни, расставляя её приоритеты и постигая шкалу счастья «от кочки и до Казбека».

И вот Владимир вернулся. Его встречали друзья, семья и немногочисленные журналисты. Четвёртый в России кругосветчик в одиночном плавании и первый, и единственный в Калининграде. Я полагала, что его будут приглашать на приёмы первые лица города и области, он будет, как говорится, не слезать с экрана телевидения, со страниц газет, что его будут приветствовать различные организации и учреждения, отдавая дань уважения мужеству и воле победителя над морской стихией, но это сделал лишь Музей мирового океана.

Ступив на землю, яхтсмен был счастлив, потому что здесь, на родном берегу, ему не надо думать, какая за бортом погода, не нужно думать о воде и пище, не надо просыпаться каждые полчаса, чтобы осмотреться, а что происходит вокруг твоей яхты. - И ещё, - сказал Владимир, - когда ты не можешь долгое время говорить на русском языке и возвращаешься домой – говорить свободно по-русски – это счастье.

Попытка второй кругосветки. Наслаждаясь своей победой над стихией, твёрдой почвой под ногами, оставаясь наедине с собой, Владимир всё же слышал шёпот любви океана, его зов, солнечные блики на поверхности воды, в которой в глубине прячутся молчаливые рыбы, а обрамлённые золотым песком сверкают зеленью южные острова, полные пения ярких птиц и звуков диких животных.

Недавно мы встретились с Владимиром, и он произнёс: «Сейчас, в 2023 году, вернулся из второго большого путешествия, нет, не кругосветного, просто не удержался дома, ведь по жизни я профессиональный моряк. Много ходил в море, и оно притягивает, манит своими испытаниями. Сейчас, во втором плавании, я пытался выяснить, насколько хватит моих сил. И я отправился в море больше испытателем. Я никому ничего не обещал и почти никому не говорил, что я отправляюсь в плавание. Мне 74 года, и составлять глобальные планы нелегко, поэтому я никому не давал обещания, что это будет кругосветное плавание. Я выхожу в море тихо. Это совсем не то, что происходит, когда выходит Фёдор Конюхов. У него огромное финансирование, он истратил на свои путешествия около 50 млн. долларов. У Конюхова целый штаб, который работает на безопасность и на обеспечение его кругосветок. А я без всякого финансирования. В первое кругосветное плавание я пошёл на деньги, которые сам заработал, когда ходил в море. Спонсоров я даже не искал, это очень сложно сейчас, тем более, что налоговая политика у нас совсем не стимулирует предпринимателя к меценатству. Пытался, конечно, но понял, что не получится. Сейчас я даже до Испании не дошёл, а намеревался дойти до Марокко. Возникла проблема техническая. Яхта старая, 1979 года. И травма плеча даёт знать. К тому же санкции и отсутствие "шенгена" вынуждали к длительному нахождению в порту, заходить в него можно было, а в магазин, например, пойти – нельзя. Нельзя было выходить в город. И в ожидании благоприятной погоды нужно было сидеть на яхте. Однажды начальница гавани сама сходила в магазин и купила продуктов (апельсины, хлеб, молоко), не взяв денег. Видимо, она тоже яхтсменка, поняла меня. В целом везде было уважительное отношение, несмотря на сложности в политике».

Яхта «Вдохноение-2».Так называется яхта Владимира - «Вдохновение-2». В паспорте записано: Inspiration-II. Я прошу рассказать её историю и как она оказалась у Владимира. – Тот, кто мне её продал, - говорит Владимир,- обошёл свет на яхте «Инспирейшен». И ему оставалось дойти всего-то от Карибского моря до Германии, как яхта утонула в Карибском море. Сам он спасся, вернулся в Германию и купил другую, назвав её «Вдохновение -2».

На ней он совершил кругосветку успешно. И я решил, что это имя счастливое, и купил у него эту яхту. Меня поразило, что он отважился назвать яхту в честь той, что погибла. Удивительно, конечно. И такого названия в мире больше нет. Она уникальна. Десятки лет я думал о приобретении своей яхты, и вот она моя. Живя в Находке в 80- годы, я встретился с одним из четырёх нас российских кругосветчиков, с Виктором Языковым, который родился в пригороде города Сочи и тоже мечтал о своей яхте, и он её построил».

Согласно открытым источникам интернета, Виктор Языков совершил кругосветное путешествие на 10,5-метровой яхте «Дочь ветра», построенной по собственному проекту, за 181 день. Он стартовал из марины в Лас-Гальетас на юге Тенерифе 30 сентября 2018 года и вернулся туда же 31 марта 2019 года. Виктор Языков приурочил свою кругосветку к юбилею гонки Golden Globe Race 1968 года – первой одиночной кругосветной регаты в истории человечества.

Таким образом, Виктор Языков был в плавании почти одновременно с Маратаевым. А ещё ранее первое в истории России одиночное кругосветное плавание на яхте без остановок (1990—1991 год) совершил Фёдор Конюхов.

Вторым был Евгений Александрович Гвоздев. На яхте «Лена» 7 июля 1992 года он вышел из махачкалинского порта, 19 июля 1996 года завершил свой поход.

Но вернёмся к путешествию Владимира Маратаева.

Карта путешествия В. Маратаева

Предназначение или мечта. – Вы решили, что это Ваша миссия, предназначение, это Вам необходимо – совершить кругосветное плавание? – спрашиваю Владимира. – Эт о осуществлённая мечта. Когда я заканчивал флотскую карьеру, я вспомнил, что я когда-то мечтал совершить кругосветное плавание. И меня интересовала техническая сторона, на чём. Купить яхту, запастись продуктами, и вперёд. Когда ты в море, у тебя нет стопроцентного чувства, что ты вернёшься домой, потому что океан непредсказуем, потому что возраст твой уже не маленький.

Но маршрут, по которому я пошёл, не считается трудным. Я проходил через Панамский канал. Самое сложное было – пройти Индонезию, потому что в Малайзии я ждал полгода ветров, которые понесут тебя на парусах. За это время подремонтировал яхту, паруса, слетал домой и подлечил плечо, которое порвал, когда утихомиривал паруса. Попал в шторм и состязался со стихией. Я прикладывал усилия больше, чем мог физически, поэтому порвал плечо, разорвалась мышца и на спине. Долго лечил плечо и поясницу.

Водный путь Маратаева. – Пройдя Балтийское море, Кильский канал, я оказался в Северном море, потом сделал небольшую стоянку в Амстердаме, и далее я дошёл до Канарских островов. Здесь, на Канарах, меня поджидала неприятность: я повредил спину, поднимая тяжёлый якорь, поэтому стартовал на Карибские острова с опозданием почти в месяц. Через Атлантику я шёл не один, а с молодым парнем из Германии. К сожалению, попутчик не разбирался в яхтенном деле. Во время своей вахты он прозевал шквал ветра, который разорвал передний парус. Снять его и починить из-за сильного ветра было невозможно, поэтому Атлантический океан мы прошли по времени больше, чем Колумб.

На Карибских островах попутчик высадился, и я отправился в Панаму. Мне пришлось месяц ждать очереди, чтобы пересечь Панамский канал. Там же я оформил визу на Маркизские острова – заморскую территорию Франции в центральной части Тихого океана.

Переход через Тихий океан был непрерывным и длился 52 дня. Я высадился на Маркизах и понял, что мышцы мои перестали работать.

Я профессиональный моряк, для меня качка – обычное дело. Но когда, мышцы перестали работать, то было новое испытание. Чтобы оформить документы, нужно было идти в полицию – четыре километра от порта. Туда я дошел, а обратно – не могу. Мимо проезжали машины, которые предлагали подвезти, а я отказывался, потому что надо было заставить ноги функционировать. Тут меня поджидало удивительное открытие – целительные свойства горной воды. Спотыкаясь, добрёл до горной реки. Выпил чистейшей воды и, не поверите, пошёл дальше, как ни в чём не бывало. Вот вам доказательство правдивости сказки о живой воде.

С Маркизских остров я пошёл на Таити, ведь я всегда мечтал там побывать. Оттуда направился на Бора-Бора. Я очень хотел зайти на атолл Суворова и остров Беллинсгаузена – ведь их открыли русские моряки в начале XIX века. Но для их посещения нужна была отдельная виза, и за неё нужно было платить. К тому же погода портилась на глазах, не располагая к ожиданию. Увы, я прошёл мимо на Самоа, о чём очень сожалею.

После Самоа я обогнул Новую Гвинею со стороны Тихого океана. А потом были стоянки в Восточном Тиморе и на Бали.

Маратаев на своей яхте «Вдохновение -2»

Роль ветров и благословения. Побывал ли Владимир в храме перед отплытием, – спросила я у путешественника. И он ответил, что не смог из-за сильной занятости и подготовки. Но в пути в первом же православном храме он попросил батюшку благословить его, и понял, что часто шторма проходили рядом, не задевая его.

– В море атеистов не бывает, – задумчиво произнес Владимир. – А шторма я делю на две категории: первая, когда капитан и экипаж судна делают всё, чтобы выйти из этого шторма. Это 5-6 баллов. И вторая группа – когда судно не может выдержать силу стихии, и экипаж обессилен. И тогда им ничего не остаётся, как молиться Богу. Люди, бывает, погибают даже в небольшие шторма, когда судно разваливается или даёт течь, и никто не может прийти на помощь, потому что слишком далеко.

Ветра, которые подхватывают тебя от Индонезии, называются муссонные. Раньше путешественниками были купцы, они везли товары одни и назад брали что-то другое. Они всегда ждали попутного ветра.

Когда ты дойдёшь до Канарских островов от Калининграда, там уже везде попутный ветер. И до Карибского моря ветер не опасный по силе и благоприятный. А пройдя Панамский канал, идёшь с такими же ветрами до Индонезии. А там уже муссоны.

С едой и питьем я не рассчитывал никогда на определённое количество дней. Это непредсказуемо. Может яхта сломаться. И в то же время я избегал перегруза яхты, идя на понижение скорости движения. Но я делал запас всегда достаточно большой. Главная еда – это каша, потому что я же без холодильника. Продукты покупаешь в портах.

Связь с Калининградом? В основном, телефон выключен. Когда нужно я отправляю сообщение. А разговаривать – это очень дорого. Дома ждут жена и дети – трое – все уже взрослые. Есть и внуки их восемь. Связь держу с очень узким кругом людей из-за дороговизны трафика. Раз в три дня мне присылали прогнозы погоды. И я отвечал только текстом: свой курс, скорость движения. Это был когда-то вахтенный капитан, мой воспитанник Андрей Корнилов. Это клубные взаимоотношения. Мы входим в Калининградский областной яхтенный клуб. Там только те, кого интересует яхтенный спорт.

Семья, конечно, была против, все родные и друзья были против. Но я сам решил. Главное для меня – осуществить мечту. Есть пословица о том, что каждый солдат мечтает быть генералом. Я был студентом, когда занялся парусным спортом, окончив институт инженеров морского транспорта в Одессе, и по распределению попал на Дальний Восток. А через 4 года переехал в Калининград.

- Пройдя моря и океаны, что Вы могли бы сказать об экологии на планете?

- Экология требует экстренного внимания. В южном полушарии так замусорены воды – это не передать. У берегов сплошной мусор на воде. Особенно много масок, появившихся во время «пандемии». Они держатся на воде, не промокая – миллионы масок наряду с пластиковыми бутылками и пакетами.

В Нидерландах

- Что Вы скажете о дружбе народов после встреч с людьми в разных странах?

- В Индонезии я стоял в Рыбачьей гавани. Там было много детей. И они стали моими друзьями, как и их отцы – рыбаки. Они все ездят на мотоциклах, а дети с удовольствием катались на моём складном велосипеде. Когда я уходил, они прощались со мной, как с родным человеком. Мы фотографировались вместе. Это дружба народов в самом полном виде.

- Встречались с русскими яхтсменами?

- Встречались в пути яхты под флагом России. У кого-то скромная яхта, у кого-то большая, на всех в основном путешествовали семьями. На Бали было много наших тоже, очень много, но мы почти не общались.

Среди русских были в основном те, кто владел дорогой яхтой. И кто-то запросто общался, что было приятно. Но были и те, с кем я бы, находясь на берегу, в городе, не разговаривал бы.

Вот пример, почему. У меня была красивая варочная плитка, в которой вместо газа я использовал керосин. Как-то на ней я начал варить курицу. И вдруг она сломалась. Починить не получилось. И я кастрюльку с недоваренной курицей положил в сумку и пошёл к одному человеку, которому буквально вчера целый день помогал в ремонте. И он мне отказал. Я у него денег не просил за помощь. И вправе был рассчитывать на него в таком малом деле, как доварить еду. Но он отказал.

У яхтсменов принято помогать друг другу. Неважно, какой ты национальности. Самое главное - это взаимопомощь. И мне помог один человек из местных, который продавал горячие бутерброды. Доварили вместе курицу.

Как я уже говорила, Владимир написал книгу, прислав мне её в электронном виде со словами: «Как сумел, так и написал. Много яхтенной терминологии. Она для специалистов. Но и рядовому читателю интересно услышать историю о пиратах, о штормах. Если ты после этого вернулся живым, то это интересно».

Лидия Владимировна Довыденко, главный редактор художественно-публицистического журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, член Союза Писателей Союзного государства, автор 34 художественных, историко-краеведческих, публицистических и научных книг, прозаик, публицист, критик, член Союза журналистов России, кандидат философских наук, почётный гражданин Балтийского городского округа, почетный член философского делового клуба, заместитель Президента Всемирной Информэнциклопедии (Калининград), член редакционного совета журнала «День и ночь» (Красноярск), член жюри Литературного конкурса «Новая Библиотека» – премии имени святых благоверных Петра и Февронии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:

Лидия Довыденко
«Духовное опознание действительности»
О книге С.В. Корнилова «Русская философия: идеи, имена, концепции»
03.05.2024
«Служить Отечеству»
О книге Григория Некрашевича-Поклада
24.04.2024
«Помогать быть счастливыми»
О конференции в Калининграде, посвященной реабилитации инвалидов
23.04.2024
«В мою жизнь пришло что-то прекрасное!..»
О Галине и Евгении Киндиновых
29.03.2024
Из блокнота украинского «иноземца»
О книге Валерия Громака «Южный рубеж»
14.02.2024
Все статьи Лидия Довыденко
Санкции против России
Зачем ждать неминуемого финансового краха?
Легче заменить «светочей» финансовой мысли
03.05.2024
«Руководство Финляндии лишило страну возможности развиваться»
Антироссийская политика дорого обходится финнам
29.04.2024
«Прибалты "гавкают" больше всех, потому что они голодранцы»
О предложении латвийских парламентариев изъять деньги российских бизнесменов, которые лежат на европейских счетах, потому что они все «агенты Москвы»
27.04.2024
Разгром Запада
Наш ответ на решение конгресса США
22.04.2024
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Известные политические деятели прокомментировали принятый Конгрессом законопроект о выделении Украине $61 млрд
Все статьи темы
Санкции Запада и ответ России
Ахиллесова пята китайских банков
О санкциях Вашингтона против Поднебесной: чем могут ответить Москва и Пекин?
22.04.2024
У нас уже давно идут разговоры об импортозамещении
Полное импортозамещение по всему спектру товаров фактически будет означать индустриализацию, где и понадобятся производимые нами металлы
19.04.2024
Вместе с Китаем идти к научно-технологическому прорыву
Эксперты «Партии дела» связывают низкую активность на рынках капитала Китая с внутренней политикой страны
18.04.2024
Шольц передал Си тайное послание Запада Путину?
Известные эксперты об итогах визита канцлера Германии в Китай
17.04.2024
Национальный капитал – это опора для национальной политической системы
Необходимо обеспечить национализацию власти во главе с Путиным
12.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!