О православной миссии в школе и об иссякшем доверии

Предмет «Разговоры о важном» вольно или невольно заменяет предмет «Закон Божий»

Традиционные духовно-нравственные ценности России 
2 Михаил Соловьев  JG 
699
Время на чтение 9 минут

Каждый понедельник в российских школах, техникумах и колледжах для обучающихся разных возрастов проводят «Разговоры о важном». На уроках дети узнают об истории, географии, культуре и государственном устройстве России, а также о ее роли в мировых процессах. Все занятия строятся в формате дискуссий разной сложности, в зависимости от возраста учеников, а педагоги готовят медиаматериалы и определенный сценарий урока. На некоторых уроках обсуждают темы, которые касаются жизни непосредственно самих школьников.

На уроке 13 ноября школьникам и студентам расскажут о технологичном будущем России, сообщают «Известия».

Ключевой темой на уроке 20 ноября станут взаимоотношения в семье. Занятие проводится в преддверии праздника Дня матери в России, который проходит ежегодно в последнее воскресенье ноября. В 2023 году День матери выпадает на 26 ноября. Обучающимся расскажут о роли матери в жизни каждого человека, о безоговорочной материнской любви и о том, легко ли быть матерью.

Школьники примут участие в дискуссии о недопонимании между мамами и детьми, причинах и решениях этих проблем. Урок включает в себя интерактивную часть в виде игры «Незаконченное предложение». Ребятам также расскажут о том, как сделать своих мам счастливее.

В «Разговорах о важном» 27 ноября школьникам расскажут о Родине и о том, какое значение она имеет для каждого человека. Будет уделено внимание и патриотизму — любви к своей стране, которая считается одной из важных составляющих формирования здоровой и взрослой личности. Эта тема является приоритетной во всех сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с содержанием, раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.

Цель занятия заключается в формировании у школьников целостного представления об исторических событиях, культурных и научных достижениях в России, воспитании патриотизма и ощущения причастности к судьбе Родины, формировании гражданской идентичности и гордости за свою страну. Обучающиеся узнают, что помимо Родины у каждого человека есть и малая родина — это место, где он родился.

Об уроке «Разговоры о важном» и о православной миссии в школе рассуждает в интервью «Русской народной линии» директор-хранитель Мемориального Музея-Квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:

На мой взгляд, именно на уроке «Разговоры о важном» школа выполняет не только образовательную, но и воспитательную функцию. Государство, общество и, в частности, родители ждут от школы выполнения, помимо образовательной, и воспитательной функции.

В Российской Империи для этой цели был предмет «Закон Божий», который можно было бы назвать «Разговор о самом важном и самом главном». Теперь в школе нет такого предмета, но потребность в нём очевидна. Иначе школа становится лишь компанией по приобретению суммы знаний.

Уроки «Разговоры о важном» вольно или невольно в наше время заменяют предмет «Закон Божий». Когда это понимаешь, тогда легче понять, а что собственно является самым важным на этих уроках?

Самое важное в человеке – душа. А в душе – вера и вытекающие из неё надежда и любовь. Понятно, что невозможно каждый понедельник говорить только об одной вере. Ведь «Закон Божий» включал в себя историю, нравственные понятия, Евангельские притчи, Праздники и в целом духовную жизнь.

Избранные темы уроков «Разговоры о важном» в ноябре понятны и актуальны: мать, Родина, а также наш технологический прорыв: всё это касается базисных понятий бытия народа и человека.

Чтобы я лично выбрал обсудить на уроке «Разговоры о важном»? Мой ответ вполне можно предсказать. О чём может говорить священник? О вере!

В День народного единства я задумался, а что нас собственно объединяет? Что нас делает единым народом? Конечно, это язык, культура, общая история, общая территория. Но День народного единства по-настоящему будет таковым, если мы в этот день осознаём своё единство не только в пространстве, но и во времени, единство с нашими предками, с нашим прошлом и нашей историей. И тогда возникает вопрос, а в чём мы едины с русскими, жившими тысячу лет назад? В наше единство с русскими, жившими 500 лет назад? Или сто лет назад? Что нас объединяет и позволяет нам говорить о том, что мы – один народ, одно целое?

За 1000 лет столько всего поменялось: и язык претерпел изменения, и территория, и культура, но есть одна неизменная константа – это наша вера. Именно она нас объединяет на протяжении всего тысячелетия? А вера означает и наши общие ценности, общие представления о добре и зле, о мире и человеке.

Поэтому я предложил бы тему «вера». Причём не в сугубо конфессиональном смысле, а вера как базис бытия человека, вера – как Богом данное нам чувство, жажда вечного, стремление к высшему, уверенность в осмысленности жизни.

Вера – это такая же основа души, как и Любовь. Убежден, что человек по определению является «существом верующим», в соответствии с библейским принципом «верою жив человек». Апостол Павел писал: «Праведный верою жив будет» (Евр.10,38).

Вера заложена в нашу природу. Никогда не было на земле неверующих народов и даже наш 70-летний опыт построить жизнь на основе безбожия лишь доказал невозможность этого. Тут же вместо религиозного культа был создан псевдорелигиозный культ Ленина, веры в светлое будущее. Основные клише коммунизма являются пародией на Христианство.

Коммунистическая идеология – по типологии является разновидностью религиозной веры. Поэтому так трудно представителям старшего поколения расстаться со своими идолами. Святой Князь Владимир тысячу лет назад был более решительным – он твердо свергнул идола Перуна, отправив его в дальнее плавание по Днепру. C идолами нужно расставаться.

Проблема состоит в том, что мы не осознаём до конца, что вера – это важнейшее фундаментальное понятие нашей жизни, от которого зависят все наши ценности, представления о жизни, сам смысл жизни, самосознание и самочувствие человека, его поведение, отношения между людьми, и даже демография. Вера даёт аксиомы нашего бытия.

Мне было бы, что рассказать детям на этом уроке.

Почему нас, пастырей, не пускают в школы?

Вспоминается начало 90-ых годов, когда священники были нарасхват. Мы были такими желанными и приятными гостями в школах. Помню, что даже не успевал отвечать на приглашения петербургских школ. Проводил встречи и занятия с учениками прямо в Музее Достоевского, где я тогда работал. Это был «медовый месяц» Церкви и общества. И казалось, что он будет длиться, если не вечно, то долго. Но, к сожалению, мы просмотрели тот день, когда этот месяц окончился и какое-то время ещё пребывали в эйфории, а отношение к нам уже изменилось. И в какой-то день нам напомнили, что Церковь в нашей стране отделена от государства. В чем здесь причина?

К началу Перестройки у Церкви был колоссальный моральный запас доверия общества. Церковь в течение 70 лет была гонимой и бедной. И в этом, как ни удивительно, была ее сила. Церковь воплощала в себе образ Христа, ведь на земле Христос был также бедным и не имел места, где главу преклонить. Но потом по объективным причинам мы стали богатеть, и нам стало труднее отражать в себе образ Христов. А ведь еще Фёдор Михайлович Достоевский говорил, что высший смысл духовенства (он говорил, прежде всего, о монашестве) «хранить образ Христов». И это новое испытание оказалось не меньшим, чем годы гонений.

В советское время уподобляться Христу заставляли внешние обстоятельства гонений, наши враги вынуждали следовать за Христом. А с обретением свободы и достатка остались только внутренние стимулы. Да, Церковь – свята, но мы – немощные люди. Как ни странно в условиях свободы, благополучия, достатка от Церкви требуется еще более твёрдое стояние в основах веры, еще более глубокая мотивация в следовании и подражании Христу. Искушение сытостью более сложное, нежели испытание гонениями.

Общество в течение 30 лет увидело наши немощи и недостатки. К сожалению, необходимо отметить роль прессы, которая любой недостаток рассматривала в увеличительное стекло, а все достоинства Церкви рассматривала в уменьшительное. Поэтому у общества создалось искаженное представление о церковной жизни. Медиа интересуют больше церковные скандалы, нежели ее ежедневное служение. В силу этого общество не знает героев и подвижников современной Церкви. Если провести опрос населения: кого Вы знаете в Русской Церкви? Ведь у нас около 40 тысяч духовенства, множество интересных ярких священников, мирян. А назовут два-три имени – Патриарха Кирилла, митрополита Тихона (Шевкунова) и протоиерея Андрея Ткачёва. И всё. Печально.

Общество должно воспринимать Церковь через подвижников. Церковь – это не только декларация Евангельских заповедей, но и живые её носители. Они есть и их много, но, к сожалению, средства массовой информации больше интересуют скандальные личности типа Андрея Кураева, и маргиналы (не буду их рекламировать).

В этой ситуации возникло с одной стороны привыкание к Церкви, с другой стороны разочарование и дистанцирование по отношению к ней Церкви. Истощился запас доверия, хотя он до сих пор остается достаточно большим и Церкви все еще доверяет большая часть общества. Мне кажется. Что Церковь должна более чутко относиться к реакции общества, его запросам, иметь точный и тонкий внутренний сейсмограф.

Приглашают ли меня в учебные заведения? Слава Богу, у меня сохранились личные контакты со школами. В частности, я дружу с директором Павловской гимназии № 209 Дмитрием Георгиевичем Ефимовым, с которым мы сотрудничаем почти 20 лет. Меня приглашают на праздники, мероприятия и уроки. Периодически провожу памятные уроки, посвящённые игуменьи Таисии (Солоповой), Государю-Императору Павлу Петровичу. Я вижу, что дети с большим интересом воспринимают священника, потому что батюшек они видят, но живое общение – не частое явление, а для многих и вовсе первое в жизни. Конечно, старшеклассники более скептичны, но когда с ними говоришь по душам – они искренне откликаются.

Важно прийти в школу добрым другом и помощником, принести какую-то новую тему, неожиданную общую инициативу. Когда есть понимание, взаимное уважение, то есть и плоды. Мы со школой 209 проводили и Таисиинские концерты в БДТ, и вечера памяти игумении Таисии в стенах самой школы, совместно издавали книги о матушке Таисии (она училась в стенах школы). В школьном музее появился целый раздел, посвященный великой выпускнице.

На этом примере я вижу большую пользу дружеских личных контактов с администрацией школ. Всё решает, как говорится, человеческий фактор.

Еще хотел бы высказать одну мысль. Должны быть промежуточные формы общения Церкви и школы, да и в целом – Церкви и общества. В этом меня убеждает опыт Мемориальной Квартиры о.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, которым я руковожу уже четверть века.

Буквально на днях к нам обратилась администрация города Кронштадта принять группу школьников средних и старших классов, гостей города. Они пожелали побывать «в гостях у Батюшки». А это оказалось два больших автобуса, ни много ни мало, почти 100 человек. Конечно, для нас это был определённый экстрим, ведь Батюшка Иоанн жил не во дворце, и его тесная квартира чисто технически не может принять одновременно столько школьников. Пришлось делить на несколько групп, одни ездили по городу, другие были в квартире. Для школьников у нас разработана особая экскурсия в виде квеста – вопросов и ответов, и даже подарков в конце. Дети слушали с большим интересом. В чем смысл моего рассказа? Не мы просили разрешить прийти в школу к детям, а дети сами пришли к нам в музей и разговор был, поверьте, о самом важном. Дети пришли в музей, но это музей Святого Пастыря. Экскурсия стала тем самым «уроком о важном», о котором мы с вами говорим. Мы не заставляем детей верить, молиться и креститься, но мы говорим об отце Иоанне Кронштадтском как образе веры, молитвы и лике всего Православия.

Должен сказать, что дети частые наши посетители. Некоторые кронштадтские школы приводят нам своих учащихся в полном составе. В 2022 году мы течение полумесяца принимали класс за классом учащихся одной кронштадтской школы, в общей сложности более 200 учеников.

Музей – это буферная зона, в которой встречается Церковь и общество, прекрасная форма катехизации и даже миссионерства в наше время.

Думаю, что создание православных музеев одно из направлений церковной миссии.

С директором Павловской гимназии № 209 Дмитрием Георгиевичем Ефимовым

В Павловской гимназии

В музее-квартире о.Иоанна Кронштадтского

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

24. Ответ на 19, РомКа:

А вот наши до сих опр советские ваньки и маньки "с-богом-в-душе" ничего такого сделать не в состоянии, ибо атрофировано.


Ну, всех собак вешать на СССР не стоит. Согласно расхожему, но никем не опровергнутому утверждению, после отмены обязательного причастия в армии (между Февралем и Октябрем) причащаться перестало не то 80%, не то 90% солдат. Надо бы разобраться, с чем связан такой провал духовного руководства. Вообще падение воцерковленности в народе отмечается еще с XVII в. Тут сказался и церковный раскол, и возросший уровень эксплуатации, и другие причины.

Не совсем понял про народы и нации - что имеется в виду, в чем взрывоопасность.


Преподавание основ веры в школе есть смешение светского и духовного. Вера редуцируется до этнической характеристики. Забыл написать об этом Андрею Карпову (так что адресую следующее соображение и ему): в старину, до возникновения школьной системы, на Руси основной формой обучения (где знания не отделялись от нравственности) были взаимоотношения с духовными отцами. Поэтому нужно бороться не за присутствие Церкви в школе, а за рост воцерковленности народа.
Константин В. / 13.11.2023, 15:41

23. Ответ на 20, Андрей Карпов:

Поэтому и школа должна быть отделена от Церкви (если это - государственная школа).


Так я же об этом и говорю... Зачем Церкви административный ресурс? Она по определению несет всем Истину, которую каждый волен принять.

Государственнический подход скорее у Вас.

Константин В. / 13.11.2023, 15:30

22. Ответ на 21, иерей Илья Мотыка:

.А кто сказал что атеизм и антицерковность признак просоветскости. ..

Автор комментария 18 счел такой мой вывод из его же комментария 12 ошибочным. От просьбы обосновать его мнение о ложности такого моего умозаключение меня удержало некоторое предчувствие увидеть столь же четкий ответ, что и в комментарии 18.
Разумеется, сам я не считаю советское общество атеистичеким.
"— Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны,
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!." В безбожном обществе ни церквей разрушенных не пожалеют, ни песен на стихи Поэта во всеуслышание и всеувидение не исполнят -
https://clck.ru/36aJav

21. Ответ на 16, Советский недобиток:

Отче, если по ходу мысли РомКа, то выходит, что по шапке директора получали от просоветски настроенного начальства? )

А кто сказал что атеизм и антицерковность признак просоветскости. Современный буржуа не только в Центральной и Восточной Европе антиклерикален. В Скандинавии, Франции и США это культурный мейнстрим. Достаточно посмотреть их сериалы чтобы сделать такой вывод.

20. Ответ на 15, Константин В.:

Константин, вот вопрос - что является духовной истиной - Православие или Ислам? А дальше есть вопрос, который задан апостолом Павлом: Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?

/Все Ваши прогосударственническия рассуждения - они из политической, а не из духовной плоскости. Именно поэтому Церковь и должна быть отделена от государства: цезарево и Богово мешать нельзя. Иначе мы получим квазирелигию. Не сразу, но через несколько итераций обязательно.

Поэтому и школа должна быть отделена от Церкви (если это - государственная школа).

Главная проблема - не внешняя (государственная), а внутреннняя - мы как бы уже приняли, что Церковь - это про национальности. Есть национальности христианские, а есть мусульманские - вот это отношение есть предательство Христа. Государство может думать как угодно, мы - нет. Христос приходил ради людей всех национальностей.
Андрей Карпов / 13.11.2023, 07:51

19. Ответ на 15, Константин В.:

Вы путаете политическое с духовным. Православие и Ислам — это не два варианта одного плана, а истина и заблуждение. Представьте себе, что одни говорят дважды два = 4, а другие = 5, вы каких пустите в школу?


Андрей, Вы специально троллите? Повторю еще раз: внедрить конфессиональные оценки в учебные программы можно только в рамках теократии. Кроме того, это отличная "мина" под наше государство.

Как Вы думаете, кто учил мусульман Закону Божьему до революции? Муллы.


Можно поступить так же. Но в условиях, когда народы привыкли считать себя нациями, это тоже взрывоопасно. Остается единственный вариант: светская государственная школа и отделенное от государства духовное образование.



Не совсем понял про народы и нации - что имеется в виду, в чем взрывоопасность?

А насчет Закона Божьего - мне кажется, что мусульмане - как более здоровые и пассионарные сейчас (совка, богоборчества и борьбы с их народами в течение - в таких масштабах у них не было многих десятилетий) прекрасно смогут обучить своих детей основам ислама. Будь то компактные районы или дети мигрантов, рассеянные по стране. А вот наши до сих опр советские ваньки и маньки "с-богом-в-душе" ничего такого сделать не в состоянии, ибо атрофировано. Соответственно, не будет ли здесь полезен государственный ресурс - как костыли? Государство и Церковь здесь могли бы взять на себя то, что у мусульман делают родители и их собрания (и муллы). Ведь, как ни крути, а без Закона Божьего реально никак. Вымираем и деградируем. Про запрет абортов только-только начало доходить, но ещё сколько дойдёт о запрета... А с ЗБ глядишь и уже были бы другие понятия в обществе
РомКа / 12.11.2023, 11:44

18. Ответ на 13, Советский недобиток:

.Зачем же переворачивать всё с ног на голову. Напротив - то были люди, настроенные религиозно и культурно антисоветски, ибо наелись этого (или напротив изголодались) благодаря "Советам".

Очевидно, в протекающие времена преподавательский состав школ настроен просоветски, закрывая доступ священству к ученикам?

Только когда исчезли гнусные богоборческие запреты и препятствия к вере и церковной жизни - бывшие одним из столпов советского общества и государства - тогда только и стало возможным приглашать священников, не раньше. В этом смысле общество уже не было советским. Я говорил об этом.
РомКа / 12.11.2023, 11:37

17.

У меня самого в реале все нормально. Приглашали. Слушали. Неоднократно.

16. Ответ на 14, иерей Илья Мотыка:

Отче, если по ходу мысли РомКа, то выходит, что по шапке директора получали от просоветски настроенного начальства? )

15. Ответ на 6, Андрей Карпов:

Вы путаете политическое с духовным. Православие и Ислам — это не два варианта одного плана, а истина и заблуждение. Представьте себе, что одни говорят дважды два = 4, а другие = 5, вы каких пустите в школу?


Андрей, Вы специально троллите? Повторю еще раз: внедрить конфессиональные оценки в учебные программы можно только в рамках теократии. Кроме того, это отличная "мина" под наше государство.

Как Вы думаете, кто учил мусульман Закону Божьему до революции? Муллы.


Можно поступить так же. Но в условиях, когда народы привыкли считать себя нациями, это тоже взрывоопасно. Остается единственный вариант: светская государственная школа и отделенное от государства духовное образование.

Константин В. / 11.11.2023, 18:11
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
В обществе преодолён страх технологической революции
О правильном отношении к новым технологиям – ИИ, нейросети, биоинженерии
18.04.2024
«Неужели всё это будет?!»
О встрече Путина со старцем о.Иоанном Крестьянкиным в 2000 году
11.04.2024
«Страдание и смерть за Христа стали её свободным выбором»
К 85-летию мученичества св.Параскевы Известковской (Кочневой)
08.04.2024
Косоворотке — быть!
Путин и Алиханов разыграли блестящий пиар-ход по презентации русского традиционного мужского одеяния
05.04.2024
«Это был символический расстрел самой России»
На месте «Крокуса» нужно воздвигнуть Храм памяти жертв теракта во имя Сорока Мучеников Севастийских
01.04.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Традиционные духовно-нравственные ценности России
После краха идеологий
Нынешние идеологи должны развеять все смысловые нагромождения, разделяющие и без того не самых сплоченных россиян
30.04.2024
Белый ангел русского балета…
К 15-летию со дня смерти великой русской, советской, российской и мировой балерины Екатерины Максимовой
29.04.2024
«Война против семьи в культуре – неправительственные организации в сербском образовании»
Резолюция международного Круглого стола, состоявшегося в Белграде
27.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05