Пассионарная теория этногенеза Льва Гумилёва о будущем России

Главная причина неприятия теории этногенеза заключается в том, что Лев Гумилёв, как это случается с авторами больших, прорывных теорий, опередил своё время

0
548
Время на чтение 13 минут
Фото: Из личного архива автора

В прошлый раз мы говорили о болезненном фазовом переходе (с 1980-х гг.), который близится к завершению. Из этого следует, что наша задача сегодня – дожить до следующей, стабильной фазы инерции, когда этнос (суперэтнос) выздоравливает и вновь укрепляется. Эта благополучная фаза продолжается 250-300 лет, после чего наступают сумерки обскурации – медленное умирание этноса (100-150 лет). Иногда это умирание растягивается на более продолжительный срок, благодаря регенерации за счет пассионарности окраин (Византия).

Чем фаза инерции (цивилизации) отличается от других фаз этногенеза? Говоря языком Гумилёва, в начале этой фазы этническая система восстанавливается и становится более устойчивой (резистентной), т.е. способной сопротивляться внешним и внутренним врагам, в том числе, организованным антисистемам. Это резко контрастирует с психозами и недомоганиями предыдущей фазы надлома и шизофренией переходного периода.

Энергии в фазе инерции меньше, чем в фазах подъема и перегрева, но зато она вполне поддаётся координации со стороны власти. Что позволяет консолидировать народ, навести порядок в стране и даже совершить рывок вперёд. В этой фазе укрепляются государственные и социальные институты, развивается экономика, усиливается внешнее влияние государства. (Здесь может возникнуть вопрос: а если власть не национальная? Отвечаем: так не бывает, выздоравливает народ – очищается власть. Здесь зависимость четкая).

В Древнем Риме фаза инерции (цивилизации) занимает «лучший период римской истории», с конца I века до н.э. (от Октавиана) по II век н.э. (до Коммода), когда после окончания гражданских войн Рим начинает экспансию, богатеет и становится мощной империей. В Византии – это период IX-XI вв. – время успокоения после религиозных столкновений VIII в. (иконоборчества), культурного и экономического роста.

В Древней Руси фаза инерции Славянского суперэтноса (не путать с Российским!) выпадает на X-XII вв. (от усиление власти Киева и Крещения Руси до нарастания раздробленности после Владимира Мономаха); в этот период уровень русской экономики и культуры заметно превышает европейский. Ну, а в Западной Европе фаза инерции – это эпоха Просвещения, капитализма и колониальных войн, в ходе которых европейцы ограбили полмира (XVII - XX вв.) (подробнее см. в моей кн. гл. «Фаза инерции»).

А как это было в Азии? В Азии было сложнее, но общая закономерность – та же. Например, фаза инерции в Древнем Китае – это великая империя Хань (после «войны царств», с III в. до н.э.); в Средневековом Китае – империя Сун (после тяжелого периода «десяти царств», с X в. н. э.).

Заметим в скобках, что сейчас Китай переживает очередной подъем пассионарности, после последнего пассионарного толчка XVIII века. Как, собственно, вся Азия от Японии и Кореи, до Северной Африки – по дуге, близкой к широтному направлению, – через Северную Индию, Пакистан и Иран. Гумилёв этот последний толчок не описывал в своих книгах, но говорил о нем незадолго до смерти, в конце 1980-х. Жизнь подтвердила его прогноз – Большая Азия набрала силу и бурлит по нарастающей, становясь головной болью для глобалистов.

Другой пример – Турция. Турки с великороссами ровесники, поскольку они сформировались в результате пассионарного толчка XIII в. Однако турки вошли надлом несколько раньше (уже в середине XIX в. появляется выражение «Турция – больной человек Европы») и сегодня находятся в начале фазы инерции. Отсюда их имперские амбиции, возвращение к исламу и всплеск национал-патриотизма. Налицо все признаки выздоровления. (Да-да, это и есть выздоровление! см. гл. «Пассионарность»). И это несмотря на то, что собственно турки, как государствообразуюший этнос, уступают русским в процентном соотношении ко всему населению.

Главная причина восстановления этно-системы по Гумилёву заключается в том, что в фазе инерции народ вновь обретает единство и цельность после расколов и столкновений надлома, когда пассионарная энергия гасится во внутренних конфликтах. И еще – этнос освобождается от паразитов-субпассионариев – бомжей, «алкашей», тунеядцев и пр. паразитов – число которых заметно сокращается. Они не исчезают полностью, но уходят в тень до фазы обскурации. (См. гл. «Фаза надлома» и гл. «Субпассионарии»). Эти два главных фактора выздоровления и позволяют системе стабилизироваться.

Отдельный вопрос – с антисистемщиками, которых не следует путать с субпассионариями. Эта группа патологических разрушителей представляет серьезную проблему, но – для ослабленного надломом или обскурацией этноса. Сплоченному и пассионарному этносу антисистемы не страшны, точнее – не фатальны, даже в нынешних, благоприятных для них условиях глобализации.

Конечно, недооценивать наших главных антисистемщиков-либералов не следует, поскольку они действуют исходя из логики раковой опухоли (Я неисправима! Я не могу не пожирать здоровые клетки, даже если сама сдохну вместе с организмом!.. Я его ненавижу!!!). Именно поэтому антисистемщики никогда не успокоятся и будут грызть Россию (и все человечество) до последнего. Но!.. Но на данном отрезке истории (с 1980-х) они основной пар уже выпустили. Кто-то уехал за границу, кто-то напился крови и отвалился, кто-то нарожал дегенератов и не оставил смены. Их пассионарный потенциал снизился, и сейчас они держатся на плаву только благодаря внешней поддержке своих хозяев – глобалистов. Когда эта поддержка ослабнет (а она обязательно ослабнет!), «либералы» потеряют свое влияние.

Но главное: народ этих оборотней давно раскусил, и ненавидит от всей души! И эта ненависть рано или поздно будет реализована, поскольку на дворе уже не 90-е годы. В конечном итоге – радикальная часть «либералов» будет наказана (кто не убежит), другая часть попрячется по щелям и замрет «до лучших времен», а третья начнет изображать из себя «крутых патриотов» (что, собственно, уже происходит).

Это третий, «оперативный» фактор выздоровления.

Главное внешнее отличие фазы инерции от других фаз этногенеза в том, что в это время происходит развитие экономики и финансовых институтов, накапливаются материальные и культурные ценности, растёт комфорт, повышается уровень жизни. Это самая лучшая фаза для среднего человека – законопослушного обывателя.

В начале этой фазы происходит возвращение к традиционным устоям, но в умеренном виде, без прежнего накала. Когда всё в меру, всё на среднем уровне – и религиозность, и патриотизм, и количество детей в семье. Такая среднепассионарная этническая система, как правило, хорошо организована и функциональна. В этом смысле она выгодно отличается от высокопассионарной системы в акматической фазе, когда все хотят быть первыми (в России это – опричнина, Смута, Церковный раскол, дворцовые перевороты XVIII в.). И от расколотой этнической системы в фазе надлома, когда все враждуют (общественные столкновения в XIX – нач. XX в., рецидивы второй половины XX в.), и где для наведения порядка необходимы радикальные меры (Сталин). При этом, повторим, с XIX века надо делать серьезную поправку на глобализацию, которая искажает природные этногенезы, но не отменяет их.

Международное положение страны в этой фазе, как правило, укрепляется. В нашем случае это означает, что когда русские войдут в фазу инерции и наведут порядок у себя дома, то вокруг них объединятся остальные этносы. Как на уровне Большой России – Беларусь и Украина (без западной «опухоли») – так и на уровне всего Евразийского пространства, в первую очередь, Казахстан и Ср. Азия (как союзники).

Разумеется, произойдет это не сразу и уже на новой политической основе. В каких формах – покажет время. В любом случае России придется выстраивать свою евразийскую зону ответственности в грядущем многополярном мире.

Что же касается «национальной идеологии» (которую ищут), то в спокойной фазе инерции внутренние идеологические разногласия уступают место идеологическому равновесию. Поскольку этнический раскол преодолевается, и идейных бойцов-пассионариев в этой фазе остается немного, то на смену противоборствующим «горячим» и «революционным» идеологиям приходит умеренно-консервативная идеология «золотой середины», т. е. идеология ПОРЯДКА И СТАБИЛЬНОСТИ. Пассионарным идеалистам такая «идеология» кажется скучной, но большинство населения она вполне устраивает («Ну, сколько можно воевать! Дайте пожить спокойно!»)

Очевидно, что Россия беременна именно такой, «разумной» консервативной идеологией. Что, впрочем, вовсе не исключает необходимости идеологии мобилизации на современном, переходном этапе. И уж тем более не исключает сохранение позиций Православия, как основы для нового имперского проекта на старом фундаменте «Третьего Рима». Почему? Потому, что в XX веке в мировой этногенез грубо вмешался инфернальный фактор глобализации. И нужен Удерживающий. Этот момент очень важен, ибо сейчас в мире главная борьба разворачивается на СМЫСЛОВОМ, ДУХОВНОМ УРОВНЕ. (Поэтому, заметим, РПЦ с конца 1950-х гг. и пытаются развалить изнутри так наз. церковные либералы). Атеисту эти вещи объяснить невозможно, но православные нас поймут.

Таким образом, в фазе инерции преобладает уравновешенный обыватель, «гармоничный человек» по Гумилёву. С социально-экономической точки зрения, фаза инерции – это буржуазная фаза, а с культурологической – эпоха «модерна» (в Европе).

Причем пассионарное ядро – глубинный народ – сохраняется и в этой, потребительской фазе. Оно начинает распадаться и терять этническую традицию (коды) лишь в последней фазе обскурации («постмодерна» в западной терминологии).

Что же касается «обывателя», то следует пояснить, что он отнюдь не балласт и, тем более, не отрицательный тип. Нормальный обыватель нацелен на созидание, на ведение своего дела и сохранение накопленного на своей земле. Этот человек хотя и приземленный, но основательный и законопослушный. Беспорядка он не любит. Это главное.

Здесь возникает вопрос: а что остается делать в это время оставшимся бойцам-пассионариям?.. Увы, выбор у них невелик. Конечно, кто-то может заняться экстремальными видами спорта, или путешествиями в стиле Федора Конюхова. Но если серьезно, то в это правильное время пассионариям высшего, «жертвенного» типа (по Гумилёву) жить не интересно. Такие сверхпассионарии, зачастую, не находят себе применения в жизни и превращаются в «неуспешных» людей. Ну, если не случается война или иное потрясение.

У многих из них возникает вопрос: ради чего все было?! Об этом еще в конце XIX века хорошо сказал русский мыслитель Константин Леонтьев: «Не ужасно ли и не обидно ли было думать, что … апостолы проповедовали, мученики страдали, поэты пели, живописцы писали и рыцари блистали на турнирах для того только, чтоб французский, немецкий или русский буржуа, в безобразной и комической своей одежде, благодушествовал бы «индивидуально» и «коллективно» на развалинах этого прошлого величия?..»

Соглашаться, или не соглашаться с Константином Леонтьевым – это дело вкуса. Но, увы, от природной закономерности этногенеза уйти нельзя. Как, к примеру, нельзя пожилому человека вернуться назад – в свою бурную молодость… Впрочем, поспешим успокоить оставшихся бойцов-пассионариев: в ближайшие годы господа глобалисты нам спокойной жизни, точно, не дадут! Так, что скучно не будет…

А для идейных (аттрактивных по Гумилёву) пассионариев есть Православная церковь, в которой сегодня сложилась, прямо скажем, непростая ситуация. И извне и внутри. Заметим, что главная проблема современной церковной жизни – это нарастание буржуазности, то есть – протестантизма! Раньше это называлось «розовым христианством», сегодня – «православием-лайт».

Процесс этот, как мы выяснили, для фазы инерции закономерный, однако, это не значит, что следует опустить руки. Задача оставшихся пассионарных идеалистов – этому теплохладному протестантизму, всеми силами препятствовать. Быть «якорем», или «тормозом», как говорил К. Леонтьев. И в первую очередь для того, чтобы не дать церковным либералам-антисистемщикам (этим «волкам в овечьей шкуре»!) использовать этот протестантизм для проталкивания своего экуменизма, то есть, глобализма!

Вместо заключения. Таким образом, теория Гумилёва объясняет очень многое и в истории, и в современности. Она является составной частью ИСТОРИОСОФИИ – науки о законах исторического развития (см. текст «Мало знать историю, ее надо понимать...»). И в этой области, повторим, у нас дефицит на специалистов – у большинства наших историков и публицистов или марксизм (формационный подход), или либерализм (постиндустриальное, постмодерн и пр.) в головах сидит. А чаще – то и другое вместе. Поэтому сегодня есть немало людей, которые знают историю, но не понимают ее. Точнее, понимая какие-то фрагменты, пускай даже важные (формационный подход), не понимают ее ВСЮ, целиком – от древнейших цивилизаций Египта и Междуречья, до наших дней… Отсюда же и отсутствие картины будущего! Ведь сегодня мало кто знает, КУДА МЫ ИДЕМ?.. Поэтому столько паники и «страшилок» в прогнозах (см. текст «Мировое правительство зашло в тупик…»).

Тем и ценен Лев Гумилёв, что нащупал и развил верную методологию – ЦИВИЛИЗАЦИОННУЮ – от Н. Данилевского и К. Леонтьева, через евразийцев. Единственную, кстати, методологию, в которую наше Православие вполне укладывается. Как? Как духовная основа Русской цивилизации.

Вообще, для того чтобы понять динамику новейшей истории необходимы две вещи: 1) пассионарная теория этногенеза и 2) «теория» глобализации (которую Гумилёв почти не затрагивал). Если применять эти два подхода вместе, то многие вопросы, висящие «в воздухе», проясняются.

Разумеется, теория Гумилёва не отвечает на все вопросы истории и современности, и в ней есть место для критики (см. в кн. гл. «Вместо заключения»). Но после нее картина, действительно, становиться яснее. Это проверенный факт. Для этого надо прочитать хотя бы две-три лекции, и что-то «разжевать» аудитории. Результат налицо, люди подходят и говорят: нам говорили, что Гумилёв – «это ненаучно», а жизнь-то, оказывается, подтверждает его теорию. Или как пошутил один известный историк: я в теорию Гумилёва не верю, но почему-то в жизни она сбывается (см. в кн. «Краткая биография Л.Н. Гумилёва» и «Введение»).

Практика показала, что главная причина неприятия теории этногенеза заключается не в академических трениях, и даже не в идеологиях, а в том, что Лев Гумилёв, как это случается с авторами больших, прорывных теорий, ОПЕРЕДИЛ СВОЕ ВРЕМЯ. (Про «либеральных» экспертов, ненавидящих Гумилёва за его учение об антисистеме, и тех специалистов, которые его книг не читали, но «что-то слышали» или «просматривали», мы здесь не говорим).

Учёный умер в 1992 году, когда его книги только-только начали выходить. И то, что сегодня многие интеллектуалы критически относятся к его концепции вполне объяснимо. Это «мозговая» инерция. Человеку психологически очень трудно отказаться от тех схем, которые складывались в его голове десятилетиями, и с которыми он сроднился.

Но, с другой стороны, есть серьезные ученые и публицисты, которые пассионарную теорию этногенеза принимают и даже одобряют. Так, что признание Гумилёва – это вопрос времени. Ведь Лев Николаевич учил смотреть на историю не с позиции мыши, а с высоты полёта орла. Подождём.

Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Евтушенко
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Вторжение мигрантов
Грозит ли нам новое переселение народов?
14.03.2024
Религиозная глобализация и филокатолики в Русской Церкви
Митрополита Илариона сняли, но дело его живет?
27.02.2024
Достоевский о кризисе русского общества и грядущем выздоровлении России
В продолжение дискуссий о тов. Сталине и современном моменте
08.02.2024
Все статьи Евгений Евтушенко
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28