Национальный код белорусской науки и культуры. Объёмный труд в полтысячи страниц двух учёных, докторов философских наук, Евгения Бабосова и Валерия Старжинского «Философско-методологические основания науки: от классики к высоким технологиям», его высокое качество и безмерную глубину трудно переоценить. Знакомясь с ним, я горжусь представителями белорусской науки, которые сумели проследить историю философского осмысления важнейшей в становлении человеческого познания мира науки любомудрия, начиная с античной классики и заканчивая самыми современными направлениями, пополнив интеллектуальный ресурс не только Республики Беларусь и Союзного государства, но и во многом определив итоги и перспективы философской мысли сегодня в мире, подвергнув анализу такие явления как цифровизация, блокчейн-технология (база данных с транзакциями), теория Больших данных, Облачная технология и другие.
Но я хотела бы обратить внимание читателя на особенно замечательные страницы, посвящённые белорусской идентичности и ментальности нашего народа.
Этот удивительный культурный код белорусской науки начал складываться в ХII веке, в период формирования белорусского языка в произведениях Ефросиньи Полоцкой, Клемента Смолятича, Кирилла Туровского, рассматривающих в своих размышлениях человека как Божественное творение, устремлённое в самоотвержении к Творцу, высшему духовному началу в своей подвижнической деятельности. Акцент в ней на духовно-нравственные цели продолжили в XVI веке такие деятели как Франциск Скорина, Николай Гусовский, Сымон Будны, Андрей Волан, Василий Тяпинский, которые внесли свой вклад в духовно-нравственный Ренессанс белорусской культуры. С конца ХIХ века и до нашего времени своими художественными произведениями работали на укрепление стержня белорусского культурного кода, национальной идеи Франтишек Богушевич, Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Иван Мележ, Иван Шамякин и многие другие.
Духовный колорит восприятия культуры белорусами определяется как эмпатический, выражающийся в отзывчивости, сопереживании, симпатии к другому. Базовые ценности нашего народа: любовь к Родине, чувство справедливости, трудолюбие, терпимость, ответственность, уважительное и охранительное отношение к традиции, к народному творчеству, любовь к родителям, бережное отношение к семье и роду, благородство, доброта, надёжность, уверенность в будущем, гостеприимство.
Техногенная цивилизация. Притом надо учитывать, что существует угроза погружения в потребительство и стремление к комфорту, которые, особенно у молодёжи, вытесняют потребность в духовно-культурном обогащении.
Угроза техногенного общества, которое чем сильнее, тем опаснее для природы и культурного развития человека, состоит в том, что втягивает в спускание к комфорту, который несёт техническое развитие.
Традиционная цивилизация в основе своей – это бережное отношение к человеку и природе, гармоничное поведение в использовании природных ресурсов. Человечество, погнавшись за комфортом техногенного общества потребления, уже сегодня живёт в долг у своих внуков и правнуков, оставляя их без чистой питьевой воды, уничтожая почвенные покровы, сам воздух, который мы дышим.
Техногенная цивилизация положила начало множеству проблем на земном шаре, которые относятся к климатическим, антропогенным, социальным, экологическим, политическим сферам деятельности человека и поставила под угрозу само существование планеты и человечества.
Развитие технологий, компьютерных наработок позволяет техногенное общество назвать информационным, а теперь уже и цифровым. Развитие интернетных социальных сетей приводит их владельцев к полному контролю над их участниками, над личностью, которую уверяют в её полной свободе мнений, а за фасадом уверений – полный контроль за той информацией, которой он делится. В конечном итоге цифровой контроль над человеком и всеми его характеристиками охватывает все сферы деятельности человека: науку, образование, медицину, банковские системы, производство, досуг, массовую культуру, управленческие решения, что приводит к ослаблению государства и национальных культур.
Кластерный подход. Что касается Республики Беларусь, то она пример для многих государств мира, заключающийся в гармоничном балансе межу сохранением суверенитета государства, его традиционной культуры и новейшими технологическими разработками. Авторы книги говорят о кластерном подходе как инновационном социальном институте, который опирается на синергетический фактор, синтезирующий и объединяющий предприятия на основе науки, образования, способов организации производства, что позволяет выходить на новые «рыночные ниши», на основе своих национальных экономических программ и национальных интересов.
Белорусская философская мысль сегодня. Рассматривая белорусский этнос как часть славянского мира, в основе которого мировоззрение космизма, что нашло отражение в мифологии, в преданиях, в музыке, в художественном творчестве, в частности в народных орнаментах, а впоследствии приводит к единой, целостной, гармоничной картине мира в мировоззрении, построенном на общих философских основаниях.
Современность бросила вызов, и мы не можем пойти по пути некритического отношения к заимствованиям и не учитывать вызовы цивилизационной специфики. Авторы книги предлагают для создания адекватной мировоззренческой парадигмы учитывать синтез критически переосмысленного, недогматического диалектического материализма, идей философского космизма и синергетики. Результатом становится гибкая система мировоззренческих принципов и положений, что позволит адекватно структурировать современные научные знания, формировать на их основе целостную картину мира и использовать её в процессе модернизации современного национального образования.
Синергетика оказала огромное влияние на формирование научного знания во всем мире. Общенаучная парадигма синергетической картины мира лежит в основе выделения этапа постнеклассической науки, её классификации на основе синергетики крупнейшим российско-белорусским философом, доктором философских наук, профессором, академиком РАН Стёпиным Вячеславом Семеновичем (1934 -2018) – специалистом в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры, истории науки.
Белорусские учёные поставили своей целью разработку синтеза важнейших идей фундаментальных философско-мировоззренческих направлений в единую концепцию. А это широкий трансдисциплинарный синтез философских оснований с другими направлениями современной науки.
Трансдисциплинарность и синергия определяют ключевое направление в современном развитии белорусской философской мысли. Блестящее начало этому процессу положили авторы монографии «Философско-методологические основания науки: от классики к высоким технологиям» Е.М. Бабосов и В.П. Старжинский.
Евгений Михайлович Бабосов (р. 23.02.1931, г. Рязань, Россия), философ, социолог. Академик Национальной академии наук Беларуси (1994; чл.-корр. с 1977), доктор философских наук (1972), профессор (1973). Заслуженный деятель науки Республики Беларусь (1996);
Старжинский Валерий Павлович родился в 1950 году. Доктор философских наук, профессор кафедры философских учений Белорусского национального технического университета. Автор работ по проблемам противодействия антикультуре и духовной деградации молодежи. Опубликовано 14 монографий, более 400 статей. Прозаик. Член редакционной коллегии журнала «Берега».
Бабосов Е.М., Старжинский В.П. Философско-методологические основания науки: от классики к высоким технологиям (Минск, 2022)
Лидия Владимировна Довыденко, главный редактор художественно-публицистического журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, член Союза Писателей Союзного государства, автор более 30 художественных, историко-краеведческих, публицистических и научных книг, прозаик, публицист, критик, член Союза журналистов России, кандидат философских наук