«Анна Сергеевна Вырубова. Вкус к жизни. Домашний круг и рецепты в историко-мемуарном контексте» (М.: Издательский Дом «ЯСК», 2023)
Огромные изыскания по истории рода Вырубовых, русских аристократов, из которых выделяются две ветви — московских и владимирских Вырубовых, многочисленными ниточками связаны с родами августейших Романовых, декабриста Ивашева, Трубниковых, Толстых, Аксаковых, Апраксиных, Милославских и многих других. И все служили Отечеству: генералы, дипломаты, морские офицеры. А женщины — это всегда благотворительницы, сёстры милосердия, служительницы муз и учёные.
Книга Екатерины Сергеевны Фёдоровой — это глубина русской жизни, потрясающая своей многогранностью и судьбами известных и неизвестных представителей рода Вырубовых, которых автор каждой страницей выводит из забвения.
Вступление к книге написано князем Никитой Дмитриевичем Лобановым-Ростовским, мать которого Ирина Васильевна Вырубова принадлежала к потомкам московских Вырубовых. Долгое время автор книги и Никита Дмитриевич ничего не знали друг о друге, а когда встретились, поняли, как много у них общего, и прежде всего — интерес к изобразительному искусству Серебряного века, собиранию коллекции которого Никита Дмитриевич посвятил практически всю жизнь. А эстетические интересы Екатерины Сергеевны были определены художественно-музыкальным салоном её прабабушки Анны Сергеевны Вырубовой, которые были реализованы профессором Фёдоровой в спецкурсе МГУ «Культура Серебряного века сквозь призму художественных журналов: “Мир искусства”, “Аполлон”, “Золотое руно”, “Столица и усадьба”».
Никита Лобанов-Ростовский отмечает, что Екатерина Фёдорова давно занимается генеалогией своего рода. Её перу принадлежит очень интересная книга «Безымянное поколение. Записки правоведа, адвоката, бывшего меньшевика Александра Гюнтера» (М., 2004). Эта книга вошла в целую серию книг о её предках «Идеи века в истории рода». Никита Дмитриевич подчёркивает необычайность жанра новой книги Екатерины Фёдоровой — это «генеалогический альбом». Фото и иллюстрации книги представляют большой интерес с точки зрения исторической и эстетической, велика работа иллюстратора — искусствоведа, профессора Валерия Ивановича Филоненко.
Надо отметить, что в 2021 г. Никита Лобанов-Ростовский вместе с Екатериной Фёдоровой и Марией Александровной Трубниковой-Муре, племянницей Николая Васильевича Вырубова, создали фундаментальный сборник о нём, русском герое Франции, участнике антифашистского движения во Франции, награждённом высшими наградами этой страны «Герой французского освобождения, русский дворянин Н. В. Вырубов» (М.: Издательский Дом «ЯСК», 2021).
Главная героиня книги — Анна Сергеевна Вырубова (1885-1975), прабабушка автора, — это потомок героя Отечественной войны 1812 года Петра Никифоровича Ивашева, его сына декабриста Василия Петровича Ивашева. Она — жена архитектора Серебряного века Владимира Николаевича Покровского, хозяйка популярного художественно-музыкального салона Серебряного века, среди гостей которого бывали крупные деятели культуры, а кроме того её связывали добрые дружеские отношения с поэтом Максимилианом Волошиным.
Каждую историческую новеллу исследования можно превратить в отдельную книгу — столько выстраивается сюжетных линий с судьбами и эпохами, в которых довелось жить предкам и потомкам Анны Сергеевны Вырубовой. «Открылась бездна, звезд полна» — это о русской жизни в XVIII-XX веках.
Узнаю от Екатерины Сергеевны о Петре Никифоровиче Ивашеве, адъютанте Александра Васильевича Суворова, а затем начальнике его штаба, выдающемся инженере, наводившем плоты и мосты по пути русских войск под началом Суворова и строившем мосты-«обманки» при отступлении войск Наполеона во времена Отечественной войн 1812 года. Когда ему было 27 лет, за штурм Праги при подавлении Польского восстания 1794 года подполковник Ивашев стал кавалером ордена святого Георгия 4-й степени, причём одним из самых молодых в истории обладателей этого ордена. Когда началась Отечественная война 1812 года, Ивашев был призван на неё императором Александром I. Во времена Заграничных походов русской армии 1812–1813 годов Петр Никифорович стал директором путей сообщений действующей армии, командовал всей её инженерной службой. После поражения Наполеона в 1814 году в Париже был пожалован прусским императором Фридрихом-Вильгельмом III орденом Прусского Красного Орла 2-го класса «за выдающиеся заслуги в окончившейся войне».
И даже когда при Павле Первом Пётр Ивашев попал в немилость и был отстранён от службы, он продолжал свои инженерные работы, конструируя машины и приспособления для облегчения ведения сельского хозяйства.
Он много пережил, горюя от разлуки с сыном, которого отправили в Сибирь как участника восстания декабристов. Его жена из рода Толстых, Вера Александровна, занималась благотворительностью, сведения о которой доходили до супруги императора Николая I, написавшей благодарственное письмо Вере Александровне. Письма императрицы Вере Ивашевой сохранились в Санкт-петербурском архиве и от вдовы императора Павла I Марии Фёдоровны, и от супруги императора Александра I Елизаветы Алексеевны. Да и сам Николай I, будучи в Симбирске, навестил эту почтенную семью, выразив слова благодарности.
Екатерина Сергеевна собрала огромный материал о жизни декабриста Василия Ивашева и его жены — француженки Камиллы Ледантю, которая отправилась вслед за мужем в Сибирь, не будучи его женой и даже невестой, а испытывая к нему с юности глубокую любовь. Она открылась своей матери, та написала Вере Ивашевой, в результате, усилиями волевых, сердечных и просвещённых женщин весть дошла до императора Николая I, и на письме Камиллы он оставил положительную резолюцию. А потом и её мать Мари-Сесиль Ледантю отправилась в Сибирь помогать, чем может, семье дочери.
«Документальные новеллы, — пишет Екатерина Фёдорова, — объединены одним — в книге запечатлена непрерывная линия жизни нескольких поколений».
Удивляют новизной и подробностями эпохи и личной судьбы других героев книги. Это новелла о Николае Алексеевиче Вырубове, служившем во внешней разведке в конце 19-го века, о выдающемся враче-психиатре и неврологе Николае Алексеевиче Вырубове, о морском офицере Балтийского флота Сергее Алексеевиче Вырубове, о петербургском салоне Марии Васильевны Трубниковой, о враче Екатерине Петровне Ивашевой-Александровой, дожившей до 111 лет, спасавшей детей в блокадном Ленинграде, об истории семьи Камиллы Ледантю, о великой балерине Нине Вырубовой и многие-многие другие.
Удивителен рассказ о выдающемся архитекторе-конструктивисте и историке архитектуры профессоре Генрихе Маврикиевиче Людвиге, который, попав в лагерь под Карагандой, находился в одном бараке и дружил с А.Л. Чижевским, известным основоположником гелиобиологии — его называли «Леонардо да Винчи ХХ века», В.И. Бухариным, братом известного «врага народа» Н.И. Бухарина, секретарём Ленина В.А. Смоляниновым.
Заключительная глава книги посвящена известному собирателю и меценату из рода московских Вырубовых Никите Дмитриевичу Лобанову-Ростовскому, о котором Екатерина Сергеевна пишет: «Крупная личность, огромная планетарная система, живущая по своим законам, высокий интеллект в процессе самосовершенствования, генетическая аристократическая стать его предков: Лобановых-Ростовских, Лопухиных, Кропоткиных, Львовых, Вырубовых, Галаховых, Шеншиных — высказалась в этом потомке Рюриковичей со всей возможной полнотой».
Книга снабжена обширным, многостраничным именным указателем; квалифицированным списком сокращений, а также подготовленной к публикации рукописью «Кулинарной книги» Анны Сергеевной Вырубовой. Наконец-то я узнала рецепт тех сухариков, которые делала княгиня Хованская для царской семьи в последние дни жизни в Тобольске. Этот вопрос часто поднимался в среде последнего из князей Хованских, известного математика, преподававшего в Калининградском государственном университете: а что это были за сухарики? Обычно Алексей Николаевич отвечал: «Мама говорила, но я не очень запомнил». Итак, рецепт: «Одна четверть фунта масла сливочного, одна четверть фунта мёда, 1-2 яйца, замесить тесто некруто, сформировать длинные булочки, испечь легко, порезать на сухарики и подсушить». Эта кулинарная книжечка, как говорит Екатерина Фёдорова, имеет самодостаточную ценность, как документ эпохи, предмет материальной и духовной культуры, включающий любопытную смесь исторической памяти стародворянских традиций еды и «напластований» советской эпохи.
Род Вырубовых ведёт начало с XVI столетия. Сейчас потомки этого обширного рода рассеяны по всей Земле, а благодаря книге Екатерины Фёдоровой мы узнаём многих его представителей, которым свойственно национальное начало.
Это русские люди, которые в течение веков служили своему народу, были носителями высокой культуры и нравственного чувства. Многие имена стали историческими, многие персонажи книги впервые выплыли из небытия, забвения, чтобы стать художественно окрашенными, страстными и живыми, незабываемыми в памяти читателя книги Екатерины Сергеевны. Книгу отличает нравственная определённость высокой концентрации её героев, стойкость в защите духовных твердынь, целостная этическая и эстетическая концепция, скреплённая автором исследования её личной оценкой реальной жизни персонажей книги, её историческая осведомлённость и интуиция. Сказанное рождает уважение к этому необычному и поражающему своей свежестью и новизной литературно-историческому труду с его духовной трезвостью, прозорливостью и сердечной чуткостью.
Лидия Владимировна Довыденко, главный редактор журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, член Союза журналистов России, кандидат философских наук