Экономическая педагогика или педагогическая диверсия?

Какому идиоту пришла идея включить в школьную программу «Финансовую грамотность»?

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации  Семья 
1 Человек 
1072
Время на чтение 4 минуты
Фото: из личного архива автора

«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. <…> а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой» (Гоголь Н. В. Мертвые души).

Война за будущее России идёт не только на просторах Новороссии. Одним из ее ударов стало введение в 5-х классах средней школы обязательного предмета «Финансовая грамотность». Неизвестно, кому конкретно пришла мысль так осчастливить наших детей и родителей, но то, что это сделал или дурак или враг – несомненно, потому что вред от этой «инициативы» очевиден, а увидеть хоть какую-то пользу невозможно при всем желании.

1. О принципиальной ненужности этого предмета говорит тот факт, что его отсутствие в советской образовательной системе нисколько не помешало появлению разного рода барыг, умевших прекрасно вести свою персональную «экономику» за счёт паразитирования на ресурсах государства. Бок о бок с ними «трудились» и те, кто, не имея прямого доступа к сырью и сидя в кабинетах райкомов, горкомов, обкомов и разных «советов», как бы из ничего строили «коммунизм» в пределах своего семейства и ближайшего круга родственников.

Со смертью СССР все эти деятели мгновенно оказались во главе крупнейших государственных и частных предприятий, банков и сырьевых компаний. Часть из них и сегодня восседает на верхних строчках российского и мирового бизнеса.

2. Дети, набравшись в школе экономической «премудрости», обязательно начнут внедрять ее в практике межличностных отношений, как это делал известный литературный персонаж: «Он вдруг смекнул и понял дело <…> Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив – в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную <…> Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции, именно вот какие: накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые были побогаче, и как только замечал, что товарища начинало тошнить, – признак подступающего голода, – он высовывал ему из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки и, раззадоривши его, брал деньги, соображаяся с аппетитом». Заметим, что подобную модель предпринимательства с успехом использовал еще Джеймс Ротшильд.

Нетрудно догадаться, чем это закончится – класс превратится в сообщество индивидов, соединенных исключительно «экономическими», то есть эгоистическими и корыстными интересами. А поскольку социальный и материальный уровень родителей этих детей неоднороден, межличностных конфликтов избежать не удастся. И вполне возможно, что одной из форм разрешения этих конфликтов станет насилие.

Полученные в школе знания ребенок принесёт домой и обязательно попробует в той или иной степени применить их в отношениях с родителями. Возможно, те из них, кто выстраивал свой брак на основе экономического партнёрства («ты – мне, я – тебе»), только обрадуются такой «успешности» своего отпрыска, но нормальные семьи получат сильный удар, отразить который будет непросто.

3. Налицо и конфликт с известной установкой современного российского образования под названием «духовно-нравственное воспитание», конечным результатом которого является формирование представления об идеале, определяющем содержание аксиологической и моральной системы личности и реализующемся в нравственном поведении. Каков идеал – таков и человек. Если с раннего детства его мысли были обращены преимущественно к экономическим вопросам, ни о каком нравственном, а уж тем более духовном воспитании речи быть не может. Все усилия педагогов и родителей натолкнутся, в лучшем случае, на непонимание, а в худшем – на откровенный и циничный нигилизм.

4. Очевидно и то, что это нововведение не имеет ничего общего с русской национальной педагогической культурой, всегда ставившей своей целью воспитание человека и гражданина, а не субъекта экономической деятельности.

5. И главное. Чего уж действительно не хватает в жизни наших детей, их родителей и учителей, так это подлинно гуманитарных знаний – представлений о фундаментальных (т.е. тех, на которых строится всё остальное) знаниях. Вспомним, что крошка-сын пришел к отцу не с предложением оптимальных инвестиций на Московской бирже, а с действительно важным вопросом, без ответа на который он не мог дальше жить: что такое «хорошо», и что такое «плохо»?

Современная российская школа не даёт ответа не только на этот вопрос, но и на другие, не менее важные – о сущности добра, красоты и истины; любви и ненависти, верности и предательства, справедливости и честности. Она ничего не говорит о смысле жизни и смысле смерти, и не объясняет, что и как нужно делать, чтобы стать счастливым. В результате из школы выходит существо, обладающее множеством периферийных знаний, бо́льшая часть из которых ему никогда не пригодится. Это неполноценное существо с зачаточной духовностью и столь же неразвитыми моральными и аксиологическими представлениями будет питаться и размножаться, как всякой другое животное, но не будет способно к творчеству, а, следовательно, не будет и полноценным человеком. О таких существах поэт сказал: «А вы проживёте на свете, как черви слепые живут – не сказок о вас не напишут, не песен о вас не споют…».

И, в конце концов, случится так, что тот же самый сын, уже перестав быть милым «крошкой», однажды взглянет на своего престарелого отца как на расходную часть своего бюджета…

Олег Иванович Сыромятников, профессор Пермского государственного университета, кандидат филологических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. 2

А вот что там в Пермском государственном университете уже термоядерный реактор запустили , дали для страны дешевую энергию. А нет , не запустят ! На такое нужны огромные средства. А у них финансовой грамотности нет , чтобы самим заработать. И на любые научные исследования теперь нужны огромные средства , так что не будет там современной науки , нет у них денег на это. Если Российское государство заработает и им даст , но сколько в России университетов и институтов. А в Перми остается только Гоголя читать , современной науки там не будет, нет финансовой грамотности и денег нет. Только государство дай , а мы Гоголя будем читать. Показательно как в интернете астрономы Пулковской обсерватории на фоне поржавевших советских телескопов рассказывают о космическом телескопе Webb , такая теперь наука в России.
учитель / 10.10.2022, 06:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Сыромятников
«Противодействовать какой-либо идеологии можно только другой идеологией»
Задачи российского образования в свете актуальных проблем современности
19.09.2023
Задачи духовного строительства на современном этапе
Доклад на VI Свято-Феофановских чтениях в городе Соликамск
21.11.2022
Обезьяна или Бог
Россия – духовное явление, что всегда ставило Запад в тупик
27.07.2022
Трагедия в Перми – случайность или закономерность?
Мизантропия, нигилизм и эгоизм приобретают в нашем обществе чудовищные размеры
09.11.2021
Все статьи Олег Сыромятников
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
О воспитании человека Русского мира
Доклад в Общественной Палате РФ - 23.04.24
26.04.2024
В помощь зависимым и их близким
Книга «Преодоление зависимого поведения» стала более доступна
16.01.2024
Старательно забытое старое
Рецензия на монографию иеромонаха Прокопия (Пащенко) «Преодоление зависимого поведения»
15.12.2023
Махачкала: понять и простить?!
Открытое письмо Ассоциации патриотических сил юга России
08.12.2023
Можно ли вернуться к сталинской системе образования?
Судьба Беларуси и России решается не в Генштабе, а за школьной партой
01.12.2023
Все статьи темы
Семья
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
О призыве Валентины Матвиенко к моде иметь более двух детей в семье
26.04.2024
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
«Разговоры о программах ассимиляции – калька с европейских образцов»
О миграционной политике и демографической проблеме
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
27.04.2024 10:50
Притча о вратах, путях и слугах
Новый комментарий от учитель
27.04.2024 08:10
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 08:02
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
27.04.2024 08:01
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 07:54
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38