Чтобы понимать нашу будущность, смыслы нашего пути и дальнейшее развитие, надо глубоко знать историю.
История государства Российского – одна из самых загадочных и великих историй.
Сохранилось ещё много тайных уголков, не высвеченных долгим солнечным лучом эпизодов. И даже то, что казалось понятно и естественно, что незыблемо и затвержено, не зафиксировано в наших книгах.
Фиксация требуется, как писал Геродот, ибо Храм Артемиды из камня, но и он ручной кладки. Рукопись «Истории в девяти книгах» Геродота была обнаружена не ранее XV в. н.э., когда, после взятия Константинополя турками в 1453 г., эти документы были вывезены в Западную Европу. И там-то они осели.
Анатолий Дмитриевич Степанов в своём труде «Русская идея. 21 век» прослеживает путь от царского времени в наше время, находя в путеводителе яркие места и отмечая неясные. Это – большой труд, состоящий из статей и опубликованный для читателей. Особенно меня заинтересовала глава «Николай II: несостоявшаяся реставрация Самодержавия», и размышления, и вывод. Как абзац и его грани. Так я думала, пока не осознала, что передо мной перламутровый шар: «Более 100 лет прошло с той страшной ночи в Ипатьевском подвале, когда приняла мученическую кончину Святая Царская Семья со своими верными слугами. В те дни общество практически никак не отреагировало на это величайшее злодеяние. Даже Поместный Собор посчитал неуместным выступить с заявлением, осуждающим цареубийство. Царственные Мученики умерли оставленные всеми за исключением горстки верных слуг. «Кругом измена и трусость и обман» – записал Государь в своём дневнике в горькие февральские дни 1917 года, ставя диагноз военной и политической элите страны, предавшей своего вождя. Императора, попавшего в ловушку к заговорщикам, никто не защитил и практически никто не поддержал, почти все окружавшие его «верноподданные» разбежались…».
Царя предали его близкие. Кто они? Вспомним одну из одиозных фигур – Василия Шульгина, политического деятеля тех времён, уроженца Киева, ридной Украины, публициста, депутата Второй, Третьей и Четвёртой Государственных дум, во время Февральской революции В.В. Шульгин принял отречение из рук Николая II. Он, по данным энциклопедии, русский националист и монархист. Повторяю, Шульгин – русский.
Из книги Шульгина «Украинствующие и мы»: «Как и другие сектанты, украинствующие могут быть разделяемы на три категории: 1) Честные, но незнающие. Это те, которых обманывают. 2) Знающие, но бесчестные; призвание сих обманывать "младшего брата". 3) Знающие и честные. Это маниаки раскола; они обманывают самих себя. Первые две категории порой сливаются до неразличимости. Иногда никак не разберешь, почему человек юродствует: потому ли, что он ничего не знает, что он rusticus, как говорили римляне, и его обманывают другие; или же потому, что, очень хорошо всё зная, он сам обманывает действительно незнающих. Гораздо интереснее маниаки чистой воды. Они часто весьма образованы. Иногда по-своему честны». Эта книга написана в 1939 году.
Итак, царь Николай – преданный. Шульгин – принявший его отречение.
Какой смысл было царя с его семьёй везти в Тобольск, затем в Екатеринбург? И всё равно расстрелять, а в Ганиной яме сжечь? Царь-то уже отрёкся.
Здесь приведу небольшой кусок из моей поэмы «Возвращённая цивилизация», Часть первая «Разъятие: Батюшка-Царь и Вождь».
Всех жалко: убитого и убивающего, убитому – в рай, на икону, что Троица. Убитому в руки Святой Богородицы, чтоб раны омыть, чтоб в рубашечку чистую его нарядить, грудь пробитую выстрелом его целовать, обнимать, горько каяться. Убитый во гробе. Последняя здравица… последняя заупокойная или же воскресная песня святой водой вылижет царапины и переломы смертельные да кости сберёт, как хирург, ювелирно так, да скобами скрепит, да нитками свяжет. Воскресни, воскресни царь-батюшка! Страшно народу простому, лихому, боярам, бореям твоим, скоморохам, Икарам. Как жить без царя? Без икон? Без молитвы? А царь Николай во подвале убитый…
Думаю, что многие задумываются над темой предательства. Иуда предал Христа. Царя предали свои же люди. Где было царское войско, отчего не заступилось?
Итак, проследим историю царствования по статье А.Д. Степанова: «Подавляющее большинство представителей военной и политической элиты не понимали его упорное нежелание согласиться на формирование «правительства народного доверия», пойти на уступки «обществу» (либеральным политиканам), считали это упрямством. Время показало, кто был прав, – «любимцы общества» в феврале 1917 года сформировали правительство, но оно просуществовало всего несколько месяцев, с позором уйдя в небытие. Хотя и тут, в своём бездарном провале они попытались обвинить Царя, мол, поздно согласился пойти им на уступки, вот если бы раньше... Мало кто из представителей высшего света понимал его искреннюю религиозность, – в обществе уже было распространено формальное отношение к православию. Многие не понимали и не одобряли его кадровые решения. Наконец, почти все представители высшего света не понимали его дружбы с простым русским мужиком Григорием Распутиным, всеми фибрами своих душонок ненавидели Распутина и с удовольствием повторяли всякого рода грязные сплетни о нём».
Николай Алексеевич Маклаков, о котором Государь сказал, по свидетельству Анны Александровны Вырубовой: «Наконец-то я нашел человека, который меня понимает и с которым я могу работать…». То есть это тот человек с кем царю хорошо и удобно.
«Еще один характерный пример – судьба Александра Дмитриевича Протопопова, депутата Госдумы, одного из любимцев "общества", кандидата в министры от оппозиции. Государь, зная, что Протопопов – один из лидеров октябристов, является оппозиционером, но, видя, что он – человек честный и порядочный, предложил ему возглавить министерство внутренних дел. Царь ко всему прочему рассчитывал таким образом сделать шаг навстречу оппозиции, показать, что он готов к диалогу…».
«Да, Государь был страшно одинок тогда. Но понимаем ли мы сегодня Николая Александровича по прошествии 100 лет со дня его мученической кончины? Конечно, Царская Семья вместе с некоторыми слугами прославлена Церковью, растёт их почитание в народе. Канонизация привела к тому, что умолкла откровенная хула на Царя, редко кто уже дерзает повторять сплетни и клевету о последнем русском Императоре. Но по большому счёту и сегодня Николай II не понят русским народом, не понят смысл его царствования».
Царское одиночество… Царская смерть... Мученичество царское...
Всё царское. Поэтому и отречение. Поэтому и смерть. Поэтому и мученичество.
Мучеников на Руси много. И в данное время тоже. Ибо люди забыли крест свой, отошли от града на Холме. Забыли старинные законы. Утопили свой град-Китеж.
Вспомним царских предшественников – Александра III, Николая I, опричнину, чёрную сотню, нигилизм, народников и прочая, прочая…
Трагедию личную и общественную.
Трагедию царскую…
Почивший царь Россию не оставил. Почивший царь в Россию лёг всей плотью! Почивший царь для высшего был явлен. Почивший царь восстанет из лохмотьев. И ввысь пойдёт, крича, вопя, люблю вас! Особенно тех, кто мне пулю в спину. Особенно всех тех, кто чёрным дулом прицелился! И я вас не отрину. И я молюсь за вас, родные чада! Я заслоняю вас от пуль, мин, снарядов! Я заслоняю, ибо вы так смертны! Родные дети… Ну-ну, то-то же…
«Когда в ответ на вызов революции 1905 года по всей стране стали организовываться монархические общества и союзы, которые фактически расчистили улицы российских городов от антиправительственных демонстраций и позволили органам правопорядка восстановить спокойствие, появилась надежда, что Чёрная сотня может стать той силой, которая позволит Царю избежать революционной катастрофы и в дальнейшем…».
Глубже думать о Чёрной сотне, значит, восхищаться ею. Но Чёрная сотня – это зародыш так называемой демократии, оппозиции и лояльного к ней отношения со стороны властей. Ибо грешен, грешен человек.
Чёрная сотня – это украинствующие. Чёрная сотня – это вооружённые люди. В конце концов, это тоже власть. РЕАКЦИОННАЯ…
Шульгин: «История у украинствующих. Главное поле деятельности, где подвизаются знающие, обманывая невежд, это история. В качестве историков иные украинствующие доказывают, что не только в настоящее время народ, живущий от Карпат до Кавказа, есть народ украинский, но что всегда, во все времена, он таковым был…».
Итак, в чём же всё-таки заключается эта загадочная Русская идея по Степанову? Что это за такой шар перламутровый?
«Один острослов заметил, что у России всегда непредсказуемое прошлое. Шутка отдает русофобией, но в ней уловлена существенная черта нашего национального характера, – для русского человека прошлое – не есть что-то канувшее в Лету. Русский человек, даже порвавший с церковной традицией, понимает, что в России грань между историей и вечностью очень тонка. Поэтому русские споры о прошлом – это споры о настоящем и будущем. Поэтому они такие ожесточенные».
Русская идея – это справедливость. Русская идея – это Бог. Всё под Его покровом, под Его приглядом.
Русская идея – это её прошлое. И настоящее. Это царь. Ленин. Сталин. Путин. Это мы – непослушные и кающиеся. Мы дорастающие до праведности. За миг до смерти.
Русская идея – это жертвенность…
…Да, ты есмь – священная корова,
да ты есмь – священная теляти…
Авраам, клади меня на камни,
вместо сына я идти готова.
Причащённая, развоплощённая,
в рваном рубище, платком обвёрнута
я иду сквозь жизнь дорога торная,
но для меня она дороже золота.
Россия как очищающий фактор. Как жертва. Как кровь жертвы.
Но всё равно надо идти.
«И в центре этих споров обречены быть события трагического и героического ХХ века, – века, в котором произошла и революционная катастрофа 1917 года, повлекшая ожесточенную братоубийственную войну, и великая русская Победа 1945 года, увенчавшая кровопролитную Великую Отечественную войну. Наполненный преступлениями и изменами, жертвенностью и героизмом XX век обречён быть предметом споров сегодня. Ведь от понимания того, что мы пережили в ХХ веке, от извлечения уроков из трагического и героического национального опыта зависит наш путь в будущее. Преодолеет ли русский народ идеологическое разделение? Или мы на радость нашим врагам продолжим вновь делиться на «белых» и «красных», что завершится новой междоусобицей? Это фундаментальный выбор. Потому и споры о нашем прошлом такие ожесточенные.
И ключевые фигуры этого спора о преемственности или катастрофичности нашей истории – Царь-Мученик Николай Александрович и Иосиф Виссарионович Сталин. Понимание смысла их служения, их подвига только и может помочь нам понять нашу непростую историю минувшего столетия. По большому счету речь должна идти о примирении Царя Николая и Иосифа Сталина, о понимании того общего великого дела, которое по-разному делали эти два великих творца нашей истории…».
И вот ещё два вопроса: А сейчас что происходит, не продолжение ли нашей войны и окончание революции? И когда говорят: нет у революции начала, может, люди правы?
Ибо гибель царя – это и есть революция. Его канонизация – тоже революция.
Это жертва. И это жертвенный камень.
«К сожалению, сделать это непросто, ведь внешне Царь-Мученик Николай и Иосиф Сталин – два исторических антипода, представители антагонистических сил, действовавших в нашей истории. На это напирают люди, привыкшие мыслить схоластически. Однако и диалектика оказывается бессильной при решении многих проблем истории России первой половины ХХ века. Их можно пробовать решить только используя метод икономии, который часто использовался Церковью при решении сложнейших вопросов ее бытия. Самый свежий пример применения икономии – урегулирование отношений между Русской Православной Церковью во Отечестве сущей и Русской Православной Церковью Заграницей. Использование метода икономии основано на общей любви. В случае воссоединения РПЦ и РПЦЗ – на любви к Русской Церкви. В случае примирения Государя и Сталина – на любви к России».
Когда находится жертвенный камень, то пропадает жертва. А когда жертва склоняет голову, то вдруг исчезает камень. И на его месте – шар перламутровый.
А.Д. Степанов реалистично подходит к вопросу решения Русской идеи. Ибо она цельная даже если ранена. Она ясная, хотя и кружит голову. Она в нас. В каждом. Как революция, как царь, как Ленин, как Сталин. Всё находится в нас.
И Бог тоже…
Светлана Геннадиевна Леонтьева, член Союза писателей России, лауреат литературных премий