Ведь мы хотим послужить еще большему прославлению Царственных Страстотерпцев

О некоторых высказываниях госпожи Елены Чавчавадзе на радио «Радонеж»

Екатеринбургские останки 
0
1013
Время на чтение 5 минут
Фото: из личного архива автора

Недавно в Екатеринбурге состоялись очередные ежегодные Чтения, посвящённые Царственным Страстотерпцам. Меня всегда интересуют эти конференции, имеющие, по моему мнению, очень большое значение в жизни Церкви и нашего народа. Попутно, я ознакомился с выступлением госпожи Елены Чавчавадзе по поводу ее фильма об убийстве Царской семьи на православном радиоканале «Радонеж». В самом фильме много интересного, он поставлен с увлечением и стремлением показать особенное значение мученического подвига Императорской Четы и Их Святых Детей. Я не имею чести быть знакомым с госпожой Чавчавадзе, но слышал много добрых слов о ней.

Однако, моя публикация – не об этом, а, к сожалению, о совсем другом: в выступлении госпожи Елены Чавчавадзе содержится совершенно неожиданный энергичный выпад против известного предпринимателя и исследователя Царского «дела» Василия Вадимовича Бойко-Великого. В.В. Бойко-Великий, так же, как и г-жа Чавчавадзе, изучает этот вопрос и он был участником конференции в Екатеринбурге в июле этого года. Между ними, как участниками широкого обсуждения общей большой темы почитания Царственных Мучеников, возможны определенные споры и расхождения во мнениях. Но госпожа Чавчавадзе говорит вовсе не о конкретных вопросах святости и благочестия, а публично заявляет о том, что якобы В.В.Бойко-Великий вообще находится вне Церкви. Она сообщает – вернее, предупреждает – что нельзя (!) «ориентироваться на такого человека как Бойко-Великий», что В.В. Бойко-Великий якобы «принадлежит к раскольничьей ветви зарубежной церкви и имеющей часть адептов в России. Поэтому, понимаете, у всех свои интересы». При этом, я полагаю, госпоже Чавчавадзе известно, что организатором конференции является Екатеринбургская епархия Русской Православной Церкви, и там знают, кто участвует в выступлениях; но даже это не могло остановить ее в выражении не только недоверия, но и неприязни к оппоненту.

Добавлю, что негодование известного режиссера обрушилось также и на историка, специалиста в русской истории начала 20-го века П.В.Мультатули, который также не согласен с позицией госпожи Чавчавадзе.

Еще один деятель, Михаил Скарятин, был обозначен, как оккультист и последователь Блаватской. Это также не соответствует действительности. М.Скарятин был благочестивым человеком и старостой православного храма. Оккультизм он действительно изучал, но с апологетическими целями.

Кадр из 3-й серии фильма Елены Чавчавадзе. Клевета на Михаила Скарятина

Такие «разоблачения» своих учёных оппонентов г-жой Чавчавадзе вызывает само по себе крайнее недоумение: мы, кажется, все здесь православные христиане и даже ко врагам должны относиться хотя бы по-доброму, не говоря уж о любви… Ведь, кажется, мы еще хотим послужить большему прославлению Царственных Страстотерпцев, показуя их в фильме и пытаясь обнаружить их останки, по мнению первого исследователя, Н. Соколова, сожженные сразу после убийства. Не все с этим согласны, но можно ли основываться на слухах? Все скажут: конечно, нет. Однако, приведённые высказывания об оппонентах уважаемой госпожи Чавчавадзе – это слухи.

Но, помимо этого, приведённые «характеристики» В.В.Бойко-Великого имеют прямое отношение ко мне лично, поскольку я являюсь духовником Василия Вадимовича Бойко-Великого, что и вынуждает меня высказаться. И я полностью и категорически отвергаю безапелляционные обвинения в каком-то скрытом сотрудничестве с раскольниками, высказанные в его адрес и одновременно падающие на меня и на наш приход: «у всех свои интересы». Никаких низменных «интересов» у нас нет. Каноническое единство является абсолютным, краеугольным камнем для всех нас. Василий Вадимович регулярно исповедуется и приобщается Святых Христовых Таин в храме Воскресения Христова в Кадашах, он помогает многим приходам и имеет благодарственные грамоты от Церкви. Определённые моменты церковных исканий у В.В.Бойко-Великого в прошлом были, но вообще он всегда исповедывал свое единство с Церковью и еще в 2007 году построил храм по благословению митрополита Ювеналия, где 15 лет идёт служба (пос. Беляная Гора, Подмосковье). Вообще в Церковь приходят не «праведные», а грешные люди, отягченные иногда самыми тяжелыми преступлениями, и находящие здесь спасение. Наши храмы наполнены бывшими атеистами, бывшими разбойниками, бывшими иноверцами и прочими. Уверяю всех, что В.В.Бойко-Великий к таковым не относится.

Мне, однако, понятно, что госпожа Чавчавадзе не имела столь далеко идущих намерений обвинения в мой адрес и в адрес прихода, поскольку о нас, как очевидно, она вообще не ведает. Но такой удар, тем не менее, состоялся, просто как невольное следствие ее весьма горячего желания «разобраться» со своим оппонентом в вопросе об отношении к так называемым «екатеринбургским останкам», выдвигающим слишком трудные возражения против концепции Чавчавадзе, и отвечать на них трудно.

Не вникая в подробности большой и сложной дискуссии об останках из Поросёнкова Лога, считаю необходимым напомнить, что в вопросах о святынях на нас, православных христианах, всегда лежит особо строгая ответственность за конечный результат. Полемическая аргументация в духе «мы – специалисты, а они – дилетанты», «мы их шапками закидаем» годится для предвзятой публицистики, а не для серьезных научных и тем более научно-церковных обсуждений. Также, как специалист, много лет занимавшийся русской историей, считаю полезным подчеркнуть, что всякая наука, как таковая, требует спокойного, осторожного, всестороннего, строго последовательного анализа каждого элемента в предмете исследования. Всегда, в любом серьезном историческом исследовании выводы всех направлений должны быть согласованы и полностью опубликованы. Всякий переход на личность, сводящийся к вариантам «мы хорошие – они плохие» или «этот ученый мне нравится, а этот не нравится» абсолютно недопустимы, но, к сожалению, именно такое мы видим в том, что говорит г-жа Чавчавадзе. Подмена научного подхода публицистическими приёмами всегда есть явный признак слабости самой научной аргументации у авторов предлагаемой концепции. Игнорирование аргументов, приводимых оппозицией, помогает только на уровне административного ресурса, который постоянно меняется. И все согласятся, что необходимая духовная настроенность, о которой учит Православная Церковь, требует критического отношения к самому себе и умения признать себя неправым, когда это доказано объективным научным анализом в работах других ученых. Всем необходимо смирение.

В вопросе такого масштаба, как обсуждение «екатеринбургских останков» могут быть заинтересованы в самом деле, далеко не церковные силы, у которых, действительно, имеют место «свои интересы». Но г-жа Чавчавадзе ищет их не там, где следует. Их нужно искать не в нашем православном приходе, и не среди ученых, отстаивающих свою позицию, как вполне объективную, а среди тех, кому не нравится историческая Россия и кому чуждо Православие и которые по-прежнему ненавидят Царскую семью. Такие люди есть, их немало и они непременно скажут своё слово по поводу – извините – грубых, непреодолённых противоречий в аргументации г-жи Чавчавадзе – я имею ввиду в данном случае выпады против исследований В.В.Бойко-Великого.

В.В.Бойко-Великий, как истинно православный христианин, призывает к вдумчивому и острожному, всесторонне продуманному подходу к вопросу с останками. Госпожа Чавчавадзе говорит о своей «абсолютной уверенности» в вопросе об останках. Но, как видим, не все с нею согласны. Давайте же серьёзно рассматривать каждый аргумент по отдельности, учитывая и рассматривая не спеша все возражения, которых немало. Именно это предлагают независимые эксперты. Не следует забывать о событиях столетней давности, когда при кощунственном вскрытии мощей святых обнаруживались, к глубокому сожалению, не всегда правомерные «дополнения» к останкам Святых, что активно использовалось в антирелигиозной пропаганде к великому вреду для веры.

Исследования по екатеринбургским останкам не закончены. Хотелось бы надеяться, что дальнейшая работа всех участников будет проходить со взаимным уважением и с христианским отношением к учёным, аргументы которых поддерживают иную точку зрения, чем у автора фильма и его сторонников. При подлинно христианской любви окончательные выводы послужат к вящей Славе Божией. Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, член Союза художников России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Жить не по лжи!

Настоятель храма в Кадашах Александр Салтыков прекрасно знаком с госпожей Чавчавадзе и не раз лично встречался с ней в Фонде культуры на Гоголевском бульваре.
museum / 19.07.2022, 11:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Салтыков
Новая книга о «екатеринбургских останках» и проблема идентификации
Арх. Тихон (Затекин) «…Я понял, что это меня уже никогда не отпустит». Романовы: убийство, поиск, обретение»
15.05.2023
Не стоит думать о том, что в следующем году будет непременно лучше
В Новый год следует молиться Богу о благополучии, но не стоит ждать благополучия, если Россия будет терять православную веру
01.01.2021
Все статьи Протоиерей Александр Салтыков
Екатеринбургские останки
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 22:19
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 21:07
Цепочка
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:56
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:15