В отличие от Валдайского форума новость о том, что Правительство Российской Федерации и Всемирный экономический форум (ВЭФ) подписали меморандум о создании в России Центра четвертой промышленной революции (4ПР), прошла практически незамеченной. Тихой сапой Россия встраивается в институты глобального управления, добросовестно исполняя далеко идущие планы ВЭФ.
Премьер-министр Михаил Мишустин распоряжением от 1 сентября 2021 г. № 2419‑р поручил своему заместителю Д.Н. Чернышенко подписать меморандум о сотрудничестве между Правительством РФ и ВЭФ по вопросу создания и функционирования Аффилированного центра 4ПР.
13 октября 2021 года Дмитрий Чернышенко и президент ВЭФ Бёрге Бренде подписали данный меморандум. «Основная цель создания российского Центра 4ПР – повышение узнаваемости России в мировом экспертном сообществе и возможность обмена с ВЭФ и его партнерами по всему миру накопленным опытом и экспертизой, – пояснил вице-премьер. – В целом сотрудничество с ВЭФ будет осуществляться по различным направлениям – политика в области данных, городская мобильность, поддержка экспорта и продвижение российских IT-технологий на зарубежных рынках». Чернышенко добавил, что в следующем году, совместно с ВЭФ, планируется развернуть проекты в области применения экспериментальных правовых режимов, искусственного интеллекта и интернета вещей. Первые из них будут запущены до конца этого года в сфере беспилотного транспорта, медицины и обработки данных.
«Стремительное развитие технологий разрушает прежние экономические и социальные системы. Для управления этими изменениями необходимы скоординированные, совместные действия. Новый Центр 4ПР в Москве станет важной частью глобальной сети Форума. Важно оставить позади границы на благо совместной работы, формируя общемировое технологическое будущее», – вторил Берге Бренде.
Подписание меморандума прокомментировал генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Евгений Ковнир: «Мы рады присоединиться к глобальной сети Центров 4ПР. Наша организация объединяет ведущие цифровые компании России, совместно с их лидерами мы будем изучать и адаптировать лучшие международные практики в области искусственного интеллекта, интернета вещей, регулирования данных и других перспективных направлений развития цифровой экономики, а также способствовать продвижению российских практик в другие страны».
Именно на базе АНО «Цифровая экономика» и будет создан Центр 4ПР в России. Следует отметить, что в состав наблюдательного совета АНО «Цифровая экономика» входят вице-премьер Д.Н. Чернышенко, министр экономразвития М.Г. Решетников, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций М.И. Шадаев, а также представители руководства «монстров цифры» – таких компаний, как Сбербанк, Газпром нефть, ВТБ, Почта России, Яндекс, Вымпелком, МТС, Мегафон, Ростелеком, VK и др.
Согласно определениям меморандума «Аффилированный центр», а именно АНО «Цифровая экономика», – организация, созданная на территории РФ, функционирует как платформа для государственно-частного сотрудничества и является частью Глобального совета по 4ПР. АНО «Цифровая экономика», как Аффилированный центр будет делать ежегодный платёж ВЭФ.
«Глобальный совет по четвертой промышленной революции» – интеграция ключевых сообществ представителей государства, лидирующих компаний, гражданского общества и технических компаний, вовлеченных в совместное ответственное управление и взаимное сотрудничество по вопросам 4ПР в интересах всего человечества.
Среди положений о взаимодействии сторон, кроме предписаний о содействии развитию Аффилированного центра указано:
– обеспечение взаимного обмена информацией и оказание консультационной поддержки Аффилированному центру в разработке и тестировании протоколов регулятивных практик в соответствии с задачами Глобального совета по четвертой промышленной революции;
– оказание поддержки Аффилированному центру в совместной разработке регулятивных практик в соответствии с задачами Глобального совета по 4ПР.
Таким образом, Аффилированный центр решает вопросы в соответствии с задачами Глобального совета по 4ПР. Соответственно, озвученная вице-премьером Д.Н. Чернышенко основная цель создания российского Центра четвертой промышленной революции, как повышение узнаваемости России в мировом экспертном сообществе, мягко говоря, была сформулирована неточно. Более точен был президент ВЭФ Бёрге Бренде, говоря о стирании границ и формировании общего будущего.
Центр запущенной в 2018 году сети 4ПР находится в Сан-Франциско, Аффилированные центры расположены в Азербайджане, Бразилии, Колумбии, Индии, Израиле, Японии, Казахстане, Руанде, Саудовской Аравии, ЮАР, Турции и ОАЭ – в основном, это страны «третьего мира», куда, судя по всему, решила откатиться и Россия.
Каковы же основные цели центров 4ПР, провозглашаемые ВЭФ? Возможности новых технологий, внедряемых надлежащим образом, должны использоваться в качестве основы для переосмысления того, как всё работает: начиная с государственных услуг, образования и здравоохранения, и заканчивая тем, как бизнес взаимодействует и обеспечивает ценность для своих клиентов, указано на сайте ВЭФ. ВЭФ предлагает также переходить к «интернету тел», когда встроенные датчики или вживленные импланты не только осуществляют функции передачи информации, но и изменяют само тело и даже поведение человека. Тело человека становится технологической платформой, а обмен данными о теле необходим ради коллективного и индивидуального блага, как его понимает ВЭФ.
Цифровые технологии будут играть решающую роль во внедрении капитализма стейкхолдеров и отчетности ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance – Экологическое, социальное и корпоративное управление). Пока о капитализме стейкхолдеров, где акционерам и обычным людям ничего не принадлежит, мы от нашего правительства ещё ничего не слышали, но в сентябре Правительство уже утвердило ранжирование – таксономию инвестиционных проектов, исходя из критериев «зеленого развития» – ESG, а 26 октября Минфин предложил финансировать из Фонда национального благосостояния именно «зеленые проекты».
У ВЭФ есть свои планы непосредственно на Россию, их можно вычленить из раздела «Стратегические идеи и контекстуальная аналитика». В материалах отмечаются вполне объективные трудности развития России, которые предлагается решить приватизацией (!), и ряд других требований:
«...для поддержания своего экономического роста и преобразований Россия должна сосредоточиться на изменениях в политике, которые будут способствовать дальнейшему развитию ее незападного экономического и политического способа взаимодействия, обеспечивая при этом компромиссы с Западом и укрепляя институты глобального управления.
Радикальное изменение политики страны в целях адаптации к постсоветскому миру может помочь создать более привлекательные преимущества экономической интеграции и укрепить коллективную безопасность в пределах своей сферы влияния.
Между тем усилия по достижению компромисса с Западом должны включать предотвращение новой гонки вооружений, переформатирование региональной безопасности, избирательное сотрудничество по общим проблемам и изменение тона отношений от конфронтации к взаимной выгоде. Укрепляя институты глобального управления, Россия может способствовать формированию общих интересов в решении глобальных проблем, связанных с энергетической безопасностью, продовольственной безопасностью, кибербезопасностью, изменением климата и экологической устойчивостью. При этом Россия должна сохранять свою позицию по вопросам, в которых у нее есть серьезные интересы, таким как ядерное нераспространение, поддержание мира, освоение космоса и полярные исследования.
России необходимо взять на себя долгосрочную приверженность институциональной реформе, которая улучшит как управление, так и гражданское общество в более широком плане».
Более чем откровенно написано, что Россия должна изменить свою политику и встроиться в институты глобального управления, идя на очередные (и внеочередные) уступки Западу. Можно бы было поблагодарить ВЭФ за то, что они констатируют наличие сферы влияния и хоть каких-то собственных интересов России. Однако, далеко не все представители российского политического класса осознают, каким образом видят Россию люди, претендующие определять глобальную повестку мира, и почему с этими людьми сотрудничает правительство РФ.
Необходимо отметить, что функционирование ООН в этих материалах описывается как недостаточное для глобального управления, так как не учитывает деятельность новых субъектов международных отношений – транснациональных корпораций. Тут сразу вспоминаются слова Клауса Шваба из книги «Great Reset»: «Мир больше не будет прежним, капитализм примет иную форму, у нас появятся совершенно новые виды собственности, помимо частной и государственной. Крупнейшие транснациональные компании возьмут на себя больше социальной ответственности, они будут активнее участвовать в общественной жизни и нести ответственность ради общего блага».
Только социально-ответственных корпораций в природе не существует, цель бизнеса – это извлечение прибыли. Поэтому патриотической общественности стоит обратить внимание на то, что подготовка новой нормативной базы, обеспечивающей благоприятный правовой режим для передовых технологий в АНО «Цифровая экономика», осуществляется непосредственной связкой бизнеса и власти. В рабочей группе АНО «Цифровая экономика» по «Нормативному регулированию» представители общественных организаций отсутствуют как класс.
В.В. Путин в своей Валдайской речи вдохновенно и резонно говорил о необходимости укрепления национального суверенитета для противостояния глобальным цифровым платформам. Но ровно в то же самое время правительство РФ бросается в объятья ВЭФ, дирижёра и закопёрщика цифровой глобализации, бездумно встраивается в его институты и безумно подчиняется его бесцеремонным «указивкам». Положение усугубляется «вилкой», тем, что перехват управления осуществляется двумя способами: через описанный механизм развёртывания сети глобальных цифровых платформ и через механизмы противопандемийных мероприятий под эгидой ВОЗ, которые, дезорганизуя и демонтируя сложившиеся в стране социальные структуры, расчищают дорогу для внедрения новых форм социального управления.
Нашему обществу никак нельзя пропустить момент формирования правил «общества будущего» – цифрового общества, иначе наши интересы будут учитываться по остаточному принципу. То есть не будут учитываться вовсе. Мы одной ногой уже шагнули навстречу объятьям глобализаторов, польстясь на их сладкие посулы и испугавшись ковидного закошмаривания. Опомнимся ли мы, прежде чем объятья удушающей хваткой сомкнутся на нашей вые?
Костерин Андрей Борисович, редактор портала «Новый социализм – XXI век», г. Владимир
64. Ответ на 34, Ладога
Мир Традиции, если это мир крестьянина и труда на земле, лишен этого страха. Крестьянин уверен - земля и лес прокормят всегда. (как человек, проведший счастливое детство в деревне, подтверждаю) . Считал ли крестьянин свою жизнь сплошными "трудностями и болью", от которых можно "сломаться"? Никогда. Это его образ жизни и сама жизнь. Кто-то из батюшек сказал - "если вы живете на земле, это счастье, а если еще при этом в Бога веруете - блаженство".)
Современный "человек комфорта", лишенный этих корней., наоборот, полон страхов за свою жизнь, здоровье, работу, квартиру и увеличивающиеся платежи. Манипулировать таким человеком крайне просто.
Сейчас эти страхи многократно возросли - добавились умело накрученные страхи за свое здоровье и "страх ближнего" (как источника заразы). Мир теряет эмпатию именно сейчас.
Вот! Отсюда и ключевой вопрос - как с этим бороться? В данных конкретных современных условиях, когда на землю людей уже не вернёшь.
И, в том-то и дело, что это не "именно сейчас", а ещё в позднем СССР началось. Урбанизация, формирование общества потребления (вещизм, как тогда говорили), рост индивидуализма, потеря эмпатии... И ещё советские писатели - "деревенщики" всё это изложили.
И в самой деревне проблемы тоже нарастали. Алкогольные, например.
В общем, говоря умными словами, как актуализировать Традицию в современных мегаполисах?
Опыт СССР нам тут, к сожалению, вряд ли что даст. Он сам с этими проблемами не справился - скорее, наоборот - они "справились" с СССР.
63. Ответ на 23, Полтораки:
Тут вот какое дело… Запад не скрывает, что он «подлая система» – и в этом его сила. Невозможно упасть тому, кто уже на дне. А социализм претендовал, что он не просто социальная система, но моральная социальная система. Когда дела не расходятся с декларацией (как было при Сталине) – это была великая сила. А после оттепели, когда пошла мода на «кино морального беспокойства» – были брошены ростки сомнения в моральности системы, что было убийственным для системы.
Социализм в этом плане похож на христианство. Христианство в лице католической церкви тоже декларировало свои высокие моральные устои, но пришел Мартин Лютер и заявил: все зло от попов, которые грабят бедных немецких крестьян. И пошла «критика снизу», вся возрожденческая чернуха («Декамерон» Бокаччо, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Кентерберийские рассказы» Чосера). Возрождение работало на подрыв культурной гегемонии христианства и справилось с этой задачей великолепно. В идеологической борьбе социализма с либерализмом произошло ровно то же самое.
Да! Подписываюсь, как говорится, под каждым словом.
Да я тоже давно говорю, что и Российская Империя, и Советский Союз развалились примерно по одним и тем же причинам.
Но именно поэтому я не хочу снова на те же грабли. Поэтому построения твои и твоих товарищей по христианскому социализму и рождают у меня сомнения, притом, что чисто по-человечески, конечно, очень хотелось бы жить "при христианском социализме".
Но, что меня смущает - не в христианском социализме, а в самом себе - я бы хотел там быть наверху пирамиды. Тут ведь тоже получается - есть высшие, а есть низшие - быдло, язычники - да, которое хорошо живёт, и которому можно даже заниматься коммерцией и обогащаться... Но они всё равно низшие. И это как-то неправильно. Я уже молчу, что они быстро устроят "восстание масс", и опять будет крах. Но главное - что это в принципе что-то не то. Замечу, СССР хотел это преодолеть - грубо говоря, чтобы все стали космонавтами, пусть и каждый немного по-своему.
62. Ответ на 23, Полтораки:
А в 60-е Лиознова снимала другое кино – доброе, светлое, советское: «Три тополя на Плющихе». «Евдокия», «Рано утром»…
А, так я тебе сейчас "Три тополя..." затроллю твоим же методом. Итак, простая деревенская женщина. Её деревенский муж - такая классическая тупая оглобля. Считает себя молодцом, потому, что не бьёт жену. И тут она приезжает в Москву и встречает тонкого душевного интеллигентного московского таксиста... Не чета этому её быдляку. Как и Москва не чета её родной беспросветной глуши. Понятно, что она влюбляется в обаятельного таксиста (ещё бы, сам Олег Ефремов), и сердце её разбито. И вот она возвращается в свою постылую деревню к своему постылому леснику, и слышит по радио ту самую песню "Нежность", и рыдает...
Короче, гнилой фильм и беспросветный. Снобистский, социально-расистский и прочее. Где русская сельская женщина обречена всю жизнь тянуть лямку и страдать в этом дерьмище (и никакая советская власть тут ничего не сделает), а столичный таксист на голову (нет, голов на 10) выше простого деревенского труженика. Таксист, не физик-ядерщик даже. Что, не так? Тебе вообще не смешно? Ты в жизни много таких таксистов видел?
Нет, Андрей, тут дело в том, видимо, что любое искусство - это искусство "Возрождения".
Тут был один товарищ пару лет назад - очень жёстко троллил Достоевского - дескать, не христианин он, не православный, а так - какой-то либеральный гегельянец. И вообще светская культура - гадость. Своя внутренняя логика в этом есть.
Ну нету морально-этически безупречного кина или романа, они не для того снимаются и пишутся в принципе. Или будет плоское нравоучительное занудство, или хорошее, но очень неоднозначное, тут, боюсь, третьего не дано.
61. Ответ на 52, Полтораки:
60. Ответ на 50, Полтораки:
Еды рано или поздно хватит на всех людей на земле, как хватило развитым странам, тк ее производство это не какая-то там вызывающая научная или инженерная проблема (даже при условии ухудшения почв). А вот лечение болезней - в научном плане очень вызывающая тема, амбициозная. Доля пожилых растет, и все больше людей должны уделять время старшим родственникам, уметь оказывать помощь. Это не просто хороший и естественный для человека, но и все более актуальный способ проявления эмпатии. Возможно, Вы и Диана не настроены об этом говорить, как я уже понял, но это все равно одна из мейнстримных тем. Она вызвана увеличением продолжительности жизни и ростом требований к медицине и уходу. То есть это естественно возникшая в ходе развития модерна тема, а не "мода". "Избавление от страдания" это может не лучшая интерпретация, тк никакого избавления при 1) росте доли пожилых 2) постоянно поднимающейся планке потребностей - не происходит. Это с одной стороны. С другой, все большее число людей узнают азы ухода за больными, перестают бояться болезни, учатся преодолевать страх, брезгливость, ищут баланс между своими продуктивными задачами (основной труд) и репродуктивными (помощь детям, больным, старикам). Вас смущает наверное только то, что значительную часть решений тут придумал капитализм, как и современную парадигму "болезнь - не приговор"? Но логически, причем тут капитализм, если это следствие накопления ресурса у людей? Социалисты не рассчитывают управлять миром с высокой продолжительностью жизни, ориентируясь на ситуацию столетней давности? Но ее нет уже нигде, даже в Африку пришла медицина (вызвав увеличение населения). Чем плохи существующие наработки? Социалисты отменят хосписы, запретят цифровые слуховые аппараты и мобильные ИВЛ? Утрирую, может и тонометры перестанут продавать населению, как в СССР? Андрей. Вы осознаете, что с эпохи СССР очень много воды утекло, есть новые парадигмы, их надо изучать и встраивать в социалистические проекты, а не шарахаться как от буржуазного изобретения. И еще раз: ну нет большей сферы применения эмпатии в технологически развитом мире. В нем все насущно материальное, кроме медицины - покупается, притом относительно дешево. А вот в медицине технологии буксуют, человеческое участие требуется, и все более растущее. Как можно не видеть этого - просто не представляю. Любовь к кому Вы хотите культивировать в идеальном обществе? К государству, аки к Богу?
59. Ответ на 52, Полтораки:
Все что угодно я не толковал как эксплуатацию. Фратриальность - это архаика Сибири (и чуток перенесенная в Америку), ее трудно вообще засунуть в экономические термины. Речь шла о родовом строе, его экономика известна для любого региона, где таковой строй засвидетельствован. Родовой строй - неолитического происхождения, а фратриальность - еще более древний пережиток. Эпоха до производящего хозяйства вряд ли может описываться в наших терминах, тк там тонна мифологических истоков.
58. Ответ на 52, Полтораки:
хахаха ))) в инкорпорирующих языках в личную форму глагола засовывается не только инфа о лице и числе субъекта (как в русском скажем, нам-то тоже "я" не требуется, избыточно) но и то каковы лица и числа косвенных объектов. Им для нашей целой фразы хватит 1 глагола )))) так что эгоизм можно удачно припрятать.
57. Ответ на 48, Полтораки:
Я мог действительно не понять, как Вы определяете границу между нормой и эксцессом. Можно определить по среднему, но это отвлечение от конкретностей. Но что есть порог "мало, много, очень много"? Снохачество это эксцесс, безусловно. но эксцесс возникающий в определенных кривых условиях - 25-летней воинской повинности например. То есть если эксцесс связан логически с определенной нормой, то и взгляд на него был "системным": надо устранять нечто, вызывающее порок. Традиционный взгляд - проповедовать в народе больше морали. Не работало никогда. Модерн предложил иначе: менять условия, делать грех менее выгодным, а упертых грешников наказывать, тк только наказание не работало (я не про снохачество конкретно сейчас)).
56. Ответ на 49, Полтораки:
Тогда не было рецептов и технологий избавления от страдания. Сейчас таковые есть. Меняется ли сознание человека в зависимости от того, какой локус контроля - внешний или внутренний - является основным? Еще как! Едва внутренний локус стал нормой у большинства, управлять по старому больше никто не мог: требовалась рационализация каждого шага власти. И это притом что у большинства людей все равно не сильно много вариантов выбора, лифты ограничены, или лучше сказать определены в массе своей эпохой. Но перестройка сознания при модерне - штука очевидная. Локус контроля, забранный у Бога - это психологическое определение модерна, если угодно.
55. Ответ на 50, Полтораки:
Ну вообще-то Вы говорите сейчас о пути от греха к Богу, что с мирской задачей избавления от страдания не связано никак. С мирской т.зр, религия есть форма психотерапии, ну со своимми особенностями. В христианстве грех или его отсутствие слабо коррелируют со страданием: есть комфортно живущие грешники, и страждущие, давно пытающиеся жить по-христиански. Не говоря уже о страждущих от рождения. Это догма всех осевых религий, ушедших от магизма и простых объяснений. В Евангелиях есть набор абсолютно недвусмысленных цитат, вроде Ин. 9:2 "ни сей согреши, ни родителя его". Поэтому с т.зр. светского гуманизма, фраза "лечиться надо в Церкви" (в корректном ее понимании) - ни о чем, тк светский гуманизм рассчитан на безверующее большинство. Но какой смысл в христианском социализме для общества постхристиан? Вам это интересно, но не большинству. Его надо сначала образовать и заинтерсовать вопросом.