Почему детям нравится травить людей?

О глубинных причинах буллинга и формализма школьных служб медиации

Семья 
1 Алексей Петрович 
3092
Время на чтение 6 минут
Фото: НТВ

Сотрудники аппарата уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой в ходе проверок выяснили, что работа школьных служб медиации во многих регионах РФ оказалась формальной, сообщает «Интерфакс».

К сожалению, порой они (службы медиации - ИФ) оказались абсолютно формальными. Полагаю, что нужны законодательные механизмы для того, чтобы это все заработало. Думаю, сегодня в помощь этой проблеме будет закон о воспитании, который инициирован Президентом РФ», - сказала Кузнецова журналистам в ходе рабочей поездки в Ставрополь.

По ее словам, по результатам опроса более половины детей в стране сталкивались с травлей в школе.

«К сожалению, по результатам опроса более 50% детей сталкивались с буллингом. Это чаще, чем каждый второй. Только 39% детей никому об этом не рассказывают. То есть основная беда травли в школе - это ее латентность. Когда взрослым не хватает времени, может быть профессионализма, может, порой, желания увидеть, что ребенок страдает по какой-либо причине. Это может обернуться очень большой бедой», - подчеркнула Кузнецова.

«И конечно, после того, как мы увидели эту печальную статистику, мы провели проверки почти во всех регионах России. Проверили службы медиации», - пояснила она.

Омбудсмен отметила, что школьная жизнь должна быть наполнена не только стремлением сдать ЕГЭ на 100 баллов, но она должна стать «более комфортной, более принимающей, человечной».

«Нужно единство школы и семьи, чтобы мы достигли желаемого результата, это - не 100 баллов по ЕГЭ, а счастье ребенка», - добавила она.

Заместитель председателя Государственной думы Пётр Толстой в своём телеграм-канале отметил, что «травля или, как это принято сейчас называть, буллинг – одно из самых мерзких явлений современной системы образования».

«Да, в той или иной мере такие факты всегда имели место, но нынешних масштабов они не достигали, - подчеркнул он. - Сегодня открытая пропаганда ненависти в соцсетях, подверженность детей деструктивному контенту и полный отказ школы от воспитательной функции выводят буллинг в ряд серьезных проблем нашего общества. Именно общества: ведь жестокость детей – лишь неприкрытая калька с того, что они видят в поступках взрослых».

«Я полностью согласен с детским омбудсменом в том, что школьная жизнь должна быть наполнена не одним стремлением сдать ЕГЭ, - заявил депутат. - Потому и бороться с буллингом нужно не точечно, а решать системные кризисы системы образования: начать наконец учить и воспитывать, а не выполнять норму, и открывать в детях потенциал, позволяющий им направить энергию в созидательное русло».

«Хватит делать из школы источник ненависти!» - призвал Пётр Толстой.

Как бороться с травлей в школе, какие необходимо внедрить механизмы по противодействию буллингу или корни проблемы в самой школьной системе образования? На эти вопросы ответил в интервью «Русской народной линии» руководитель Центра кризисной психологии при Патриаршем подворье храме Воскресения Христова на Семёновской, член Общественного Совета Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (ФСИН), член консультативного Совета Московского межрегионального следственного Управления на транспорте Следственного Комитета Российской Федерации Михаил Игоревич Хасьминский:

Я целиком и полностью поддерживаю Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Анну Юрьевну Кузнецову. Я согласен, что работа школьных служб медиации очень часто ведётся формально.

Однако проблема не в том, что люди формально относятся к своим обязанностям, а дело в том, что в целом — это «Сизифов труд».

Нельзя примирить людей, если они относятся друг к другу как к конкурентам, наподобие животных. Они в этом случае не видят в человеке образ Божий, им никто об этом не рассказал. Они чувствуют себя индивидуальностями, являясь эгоистами, которым другой человек просто мешает.

Как вообще их в этом случае можно примирить? Надо объяснить человеку: кто он, почему так нельзя делать. Я приведу простой пример: 45 лет тому назад, когда я был школьником, мы с ребятами постоянно дрались. В те времена никому, ни учителям, ни родителям, и в голову не приходило организовывать службу примирения. Дрались мальчики, порой дрались и девочки. И всё было спокойно.

Почему спокойно? Потому что были приняты принципы, которые никогда не нарушались в драке: «один-на-один», «лежачего не бьют» и «драться до первой крови».

Эти железные принципы как раз говорили об уважении к тому, с кем ты вступаешь в драку, о признании в сопернике личности. Не говорили таких слов, как «подобие образа Божьего», но было уважение к человеку, с которым ты не согласен.

Сейчас дерущиеся могут забить друг друга. И это действительно опасно. Почему? Что случилось? Откуда взялись эти животные инстинкты? Почему дети стали так себя вести? Потому что исчезло понимание человечности. Если в советское время оно передавалось нам от наших дедушек и бабушек, которые воспитывались верующими людьми — своими дедушками и бабушками, то потом эта инерция прервалась.

В 2011 году на одной из конференций в Минске, посвящённой профилактике суицида, белорусские учителя говорили о том, как всё тяжело и плохо, тогда встал архимандрит Августин (Пиданов), с которым мы приехали, и сказал:

«Дорогие мои, можно я задам вам вопрос? Есть ли в белорусской школьной программе информация о том, что люди произошли от высокоорганизованных животных?».

Учителя отвечают: «Конечно, есть, это же научный взгляд».

Отец Августин говорит: «А что вы тогда удивляетесь? Дети и ведут себя, как животные. Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт. Вы же не говорите им, что человек — это образ и подобие Божие. Что такое поведение оскорбляет Божие величие. Вы ведь об этом не говорите детям? Раньше об этом говорили, дети придерживались совершенно других рамок. Но поскольку вы сейчас об этом не говорите, то они ведут себя, как животные, и не стоит по этому поводу переживать. А как вы-то хотите, чтобы они себя вели?».

Как сейчас помню, после слов архимандрита была немая сцена.

Глубинная причина буллинга в том, что нет основополагающего уважения человека к человеку. Уважение не формируют. Уважение ученика к учителю тоже нет. Чуть что — сразу жалобы на учителя. Я слышу, например, говорят, что «мой ребёнок боится в школу ходить, потому что ему там двойки будут ставить». Я боялся из школы с двойками приходить, а они в школу. Всё перевернулось!

Учителя поставили в униженное положение. Ребёнка возводят на некий пьедестал, он соответственно чувствует себя пупом земли, но не только по отношению к родителям и учителям, а вообще по отношению ко всем. Один ребенок пуп земли и второй такой же пуп земли. Они чувствуют, что имеют право на то, чтобы травить, унижать, оскорблять, потому что — это всё его, он же звезда.

И как возможно его с таким мировоззрением потом с кем-то примирить? Для этого надо изменить это мировоззрение. А кто это будет делать? Как его менять? Где эти программы? А где вообще чёткое понимание, какое мировоззрение должно быть у человека? Вот в этом, на мой взгляд, вся проблема. Она, увы, гораздо глубже. Мы признаём и говорим о формальном отношении, но как можно к этому относиться, если эта задача на данный момент невыполнима?

Попробуйте буллинг профилактировать в какой-нибудь колонии особо строгого режима. Вряд ли получится. Там обычно люди другого мировоззрения.

Точно так же и в школах. Если ученики уже приходят и убивают в школах абсолютно невинных людей, то с чем мы имеем дело? Мы понимаем, что у этого ребёнка уже нет никакой ценности человеческой жизни. У него вообще нет уважения к другому человеку, даже страха никакого нет.

На мой взгляд, пока мы эту глубинную проблему не начнем решать, то в целом мы проблему не решим, буллинг будет продолжаться. Сколько бы мы мер ни принимали — проблема будет всё равно усугубляться.

Я повторю, что согласен с Анной Юрьевной в том, что к проблеме подходят формально, но мне кажется, что ещё совсем не учитывается эта мировоззренческая сторона вопроса, которая должна формировать отношение человека к человеку

На мой взгляд, кроме медиации надо учить людей созиданию, уважительному отношению друг к другу. А это возможно только на религиозной основе. Почему мы должны уважать другого? Потому что он тоже образ и подобие Божие, его тоже когда-то Господь призвал из небытия к бытию и дал ему жизнь. Я не имею права его унижать, потому что он точно такой же, как я, сколько бы я ни считал себя превосходящим.

Если мы из этой позиции убираем Бога, то тогда, на мой взгляд, всё становится непонятным: «Почему я не должен его унижать? Что тут такого, если он сильно мешает?». Все традиционные конфессии учат уважительному отношению к другому человеку. И именно этим объясняется тот факт, что у нас в стране всегда разные народы, разные сообщества людей жили в уважительном друг к другу отношении.

В этом также и профилактика межнациональных конфликтов: любого человека создал Бог и мы должны с уважением к нему относиться, к какой бы конфессии он ни принадлежал, какого бы он ни был происхождения. Всё остальное – путь к фашизму, экстремизму и насилию.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

47. Точно так же и в школах. Если ученики уже приходят и убивают в школах абсолютно невинных людей, то с чем мы имеем дело? Мы понимаем, что у этого ребёнка уже нет никакой ценности человеческой жизни. У него вообще нет уважения к другому человеку, даже страха никакого нет.

Ныне всё перемешалось и перепуталось, но ведь даже ребёнок любого возраста должен понимать, что за всё надо держать ответ. В моём детском представлении было даже необходимость наказания ребёнка смертной казнью за убийство другого ребёнка. И даже безо всякой психиатрической экспертизы, всякая экспертиза это обман, а склонный к убийству другого должен непременно быть убитым. Но если преступнику не дорога своя жизнь, то и смерть ему должна быть особенно мучительна.
Мне в детстве сильно повезло, что тогда не было засилья СМИ и единственным источником информации в бабушкином доме была радиоточка, транслировавшая первую программу радио. У бабушки тогда не было даже телевизора. Я ждал 10 вечера и развёрнутый выпуск новостей на целых полчаса, там были и вести с полей страны, и обличение империализма, там называли американского сенатора Уоллеса и мой слух ласкали его призывы держать негров на дистанции (потом я долго о нём ничего не слышал и только из интернета узнал, что вскоре какой-то цветной подстрелил его и навек приковал к инвалидному креслу, Уоллес простил стрелявшего, я бы не простил). После новостей почти на полтора часа была передача "Театр у микрофона" или долгая симфония и это никак не сравнишь с нынешним вавилоном в СМИ. Ради спасения нашего народа надо срочно изгнать всякую нечисть из СМИ.
Не надо детей боготворить, но надо и уважать и совершенно надо исключать высокомерное отношение к младшим. Не потакать, но и не ущемлять.
Hyuga / 17.09.2021, 11:37

46. Ответ на 44, В.Р.:


А вам?
С. Югов / 16.09.2021, 12:12

45. Ответ на 20, В.Р.:

Сегодня родители боятся своих малолетних детей одних отпускать в школу, или на улицу. Каждый день их провожают и встречают из школы.В СССР не рассказывали по ТВ сколько детей пропало, сколько нашли мертвыми и сколько маньяков осудили, хотя все это было, тк не зависит от бирочки общественного строя. В СССР даже когда самолет падал, не писали в газетах. А что касается педофилов, которые не убивают а насилуют (сейчас ст. "развр. действия", основная часть преступников, маньяки это редкость) - их вообще не искали, не рассказывали людям как беречь детей от них, не было настороженности. Потому что жестокая реальность, как она есть, противоречила марксистским представлениям, что в соцраю жизнь - нехищная, люди братья итп бред. Но сексуальный преступник, хоть детей он ищет, хоть взрослых - это хищник по определению, независимо от строя где он живет. Так что не надо писать глупостей, Александр, Вы сейчас путаете черты советского строя, отличающие его от буржуазного, с универсалиями человеческой жизни - наличием людей с патологией в голове, втч массы таких, кто будет совершать преступления, если знает, что останется безнаказан. До 1980х в мире вообще не было настороженности на эту тему. Темные стороны человеческой сексуальности были во все века, просто 1) раньше мало интересовались насилием, когда жрать было большинству нечего 2) дети не были такой ценностью, какой они являются сейчас. Абсолютно логичная трансформация общества. Если бы СССР прожил дольше, все это появилось бы и в нем. Не будьте наивны. Не бывает рая на земле.

Лгунишка.

44. На 42. С.Югов

Представление о "любом"(!) человеке - здесь явно собственная проекция


Вам еще не надоело заниматься бездумными личными выпадами против комментаторов, которые Вам чем-то не нравятся?
В.Р. / 15.09.2021, 20:54

43. На 42. С.Югов

Вы сильно мимо кассы. Потребляют сейчас все люди. Но не все живут потреблением. Речь о той степени комфорта, когда любая потребность в пределах разумного сразу же удовлетворяется без намека на "этого лекарства нет", "этого оборудования нет" и "вообще денег нет". Люди, занятые делом, стремятся как раз к такой жизни, чтобы не размениваться на быт, бюрократию итп. Речь об этом. Но это эгоистическое желание в том смысле, что человек (занятый чем-то "важным" в деловой, научной, инженерной или иной сфере) получает доход выше среднего и так или иначе расходует человечесвие ресурсы в силу того, что при текущей конъюнктуре рынка он более "ценен", чем "простые" люди. Скажем, наука есть втч удовлетворение собственного любопытства за казенный счет, как известно. Вот речь именно об этом. А не о потреблении как наслаждении (оно более характерно как раз для бедных и необразованных людей, у образованных и обеспеченных наслаждения прикопаны куда хитрее). Вообще "ешь ананасы рябчиков жуй" - дико устаревшая штука, релевантная для поры, когда богатые были толстыми, а бедные тощими (сейчас все наоборот). И наслаждения и похоти богатых стали весьма изощренными, они далеко не всегда идентифицируются как таковые религиозной моралью, а бедные как раз и начали получать виды наслаждений, ранее доступные только богатым, ввиду удешевления всего. Этот момент по ходу многие морализаторы архаического склада совершенно не учитывают, а зря.
В.Р. / 15.09.2021, 20:47

42. знал ходы к сердцу советского человека (= любого современного человека, который в течение жизни оказывался во все большем комфорте).

Представление о "любом"(!) человеке - здесь явно собственная проекция.Привет от министра-администратора.
"Администратор. Ах, дорогая, а кто хорош? Весь мир таков, что стесняться нечего.. . Люди - мошенники. Все! Даже грудные младенцы только об одном мечтают, как бы пожрать да поспать".
С. Югов / 15.09.2021, 19:32

41. Это особенность человека, который едва обретя какие-то познания и силы, стремится перестроить весь мир под свой комфорт.

Это особенность не человека, а потребителя "клопа"- Пьера Скрипкина. А первопричиной этого являются как раз соблазны князя мира сего, о чём и говорилось на другой "ветке". Человек вовсе не столь элементарен.
С. Югов / 15.09.2021, 19:22

40. На 39. потомок тамбовского сапожника

Если исходить из логики "все лучшее, что могло быть, было в прошлом" - то на все Ваши примеры оппоненты найдут аргументы )) Взаимное непонимание кроется думаю вот где. С точки зрения светского гуманизма, есть ясные критерии что хорошо, а что плохо. Эти критерии меняются, гуманисты 19в что-то иначе понимали, поэтому речь о сегодняшних. Важно, что все формулируется в светских терминах, "материалистично". С точки зрения религии (авраамизма прежде всего) тоже есть критерии что хорошо а что плохо, но они формулируются в "нечеловеческих" терминах: что-то может быть вроде как хорошо человеку, но не соответствовать воле Бога, или человеку что-то плохо, но это послано во вразумление итп или вовсе недоступно пониманию. Там нет универсальной причинности, тк Бог в таких мировоззрениях может менять что угодно и определять невидимые причины событий. Верующие будут сопротивляться уточнению "мирских" критериев добра и зла, тк эти критерии могут ясно показать, что благосостояние людей и их способность сотрудничать развивались эволюционно, а религии сложились в пору когда эволюционизма еще не было и такая точка зрения чаще всего противоречит догме. У христиан например нет теории золотого века, все что было после Рая - сплошное зло. То есть как бы нельзя сказать что некие древние люди были идеальны, даже священная история полна зла. Но тем не менее христиане видят в современной гуманистической морали угрозу и поэтому находят тысячи аргументов, почему нынешний век злее минувших. Влияет и Откровение Иоанна Богослова, которое ясно показывает, как кончится человеческая история. То есть принципиально вопрос у христиан решен полностью, дело лишь в сроках. Надо сказать, что мировые войны и геноциды 20в вполне логично этой точке зрения способствуют и спорить с христианским воззрением в этом не так и просто, хотя вполне возможно. То есть я бы предостерег от кажущейся простоты эволюционистского воззрения и примитивизации аргументов религиозных людей.
В.Р. / 15.09.2021, 12:48

39.

В 2011 году на одной из конференций в Минске, посвящённой профилактике суицида, белорусские учителя говорили о том, как всё тяжело и плохо, тогда встал архимандрит Августин (Пиданов), с которым мы приехали, и сказал: «Дорогие мои, можно я задам вам вопрос? Есть ли в белорусской школьной программе информация о том, что люди произошли от высокоорганизованных животных?». Учителя отвечают: «Конечно, есть, это же научный взгляд». Отец Августин говорит: «А что вы тогда удивляетесь? Дети и ведут себя, как животные.

Одно другому не мешает и не способствует. Закон Божий и "Образ и подобие " ничуть не означают отсутствия травли. В Российской империи были и уроки Закона Божиего, и детям говорили, что они "по образу и подобию", а травля была - хотите, читайте "Очерки бурсы" Помяловского, "Кондуит и Швамбрания" Кассиля или "Детство Тёмы. Гимназисты" Гарина-Михайловского. Да и воспитанники Школы-коммуны имени Достоевского ("Республика ШКиД") - выходцы из преимущественно патриархальных крестьянских семей. С другой стороны, если я считаю, что я - всего лишь представитель одного из видов млекопитающих животных (что было ясно еще Аристотелю), что произошел от общего с шимпанзе предка (с которой у меня разницы всего-то 3%), и про другого человека считаю то же самое, так мы совершенно равны, и с какой стати я должен его уничтожать? Или унижать? Какое право на то имею, если от него ничем не отличаюсь? У нас равные права, мы совершенно одинаковые, совершенно равны, равного биологического происхождения, к какой бы конфессии, расе, национальности и проч. не относились. P.S. Древние евреи, веря в своё богоизбранность, под водительством Иисуса Навина в своё время "очистили огнём и мечом" землю Ханаанскую от населявших её народов. Об этом эпизоде из Ветхого завета вспоминали вожди Тевтонского ордена, направляя своих рыцарей уничтожать язычников - пруссов и ятвягов; о том же вспоминали переселенцы из Старого Света, "зачищая" Свет Новый от коренного населения (индейцев). При этом были верующими людьми. Да и у нас в России не со всеми жили в мире - было и "принуждение к миру", и даурские войны (когда Поярков и Хабаров чуть ли нес единственной пушкой победили дауров с их крепостями), и три чукотских войны, и стычки с теми же казахами, для защиты от которых методично основались крепости, от Оренбурга и Омска до Семипалатинска и далее, всё глубже и глубже отодвигавшие в степь границу со степняками... Было разное, такова природа людей.

38. На 36. Александр

А во-вторых, "прослойка" коммуняк, про которую Вы тут пишите, это уже Горбачёвские времена


В 70х это началось массово, как только номенклатура стала часто ездить заграницу. То есть вполне при Брежневе. Не осмелюсь увязывать с какими-то глобальными вещами, детант например, или советский экспорт сырья в З.Европу, но наверное политические и экономические стимулы такому ходу вещей были.
В.Р. / 14.09.2021, 19:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Хасьминский
Детям больше нужна духовная или уже психиатрическая помощь
В России начинает работу онлайн-портал, на котором школьники смогут получать профессиональные консультации психологов
16.09.2023
«Контроль за соцсетями – задача государства!»
О проблеме зависимости молодого поколения от соцсетей
26.10.2021
Пандемия депрессии и агрессии
На фоне коронавируса была осуществлена настоящая психическая атака на население страны
29.01.2021
Нужна самоизоляция от истерии СМИ
Кризисный психолог Михаил Хасьминский о суициде послушника Троице-Сергиевой лавры, а также о том, как сохранить спокойствие в эти нелегкие дни испытаний
01.05.2020
Все статьи Михаил Хасьминский
Семья
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
О призыве Валентины Матвиенко к моде иметь более двух детей в семье
26.04.2024
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
«Разговоры о программах ассимиляции – калька с европейских образцов»
О миграционной политике и демографической проблеме
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.04.2024 11:57
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.04.2024 11:50
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Калужанин
27.04.2024 11:14
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
27.04.2024 09:52
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
27.04.2024 09:43