В 2020-е гг. проблема России как цивилизации по-прежнему является предметом научных и околонаучных дискуссий. Этимология слова «цивилизация» (от лат. civilisatio – общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина) определена В.И. Далем. В таком контексте можно утверждать, что Россия с ее истинными «глубинным народом» и «глубинным государством» не представила еще миру свою уникальную цивилизацию домостроительства спасения. Россия как цивилизация и цивилизация как Россия – это ее не настоящее, а будущее.
Однако существуют и другие трактовки «цивилизации»; определяются две ее природы и четыре подхода к ней, а также различные ее классификации от Н.Я. Данилевского с его «культурно-историческими типами» («кит»), А. Тойнби и др. Под термином «цивилизация» зачастую воспринимается высокотехнологичное производство материальных благ под влиянием промышленных революций, технический и технологический прогрессы, а также культура, прежде всего сельскохозяйственная. Однако следует разделять понятия «цивилизация» и «культура». Экономистам близок стадиальный подход как переход от дикости, варварства к цивилизации. В теологии обозначена каинитская как городская цивилизация и/или каинитство. В цивилизации выделяют еще компенсацию как утрату духовных, душевных и телесных сил человечества.
«Русская и/или российская цивилизация» ныне ассоциируется с «русским миром» и не выступает как самостоятельная. А.С. Панарин исследовал Россию как «православную цивилизацию». О.А. Платонов написал книгу «Экономика русской цивилизации».
П.А. Флоренский в своей статье «Органопроекция» (1929 г.) представляет результат своего исследования в области цивилизации, тончайшей метафизической взаимосвязи человека и механизмов, культуры, технологии и техники. Человек предстает как Вселенная, как микрокосм и макрокосм одновременно в контексте пневматосферы; только в этом контексте можно позиционировать технику как часть культуры и человека как человека. Последователи восторжествовавшего с идеей «покорения природы» в ХХ в. материализма, якобы «убившего» Творца по Ницше еще в XIX в., создали бездуховную «механистическую цивилизацию», которая приближается к самоуничтожению.
По-настоящему «русская и/или российская цивилизация» это цивилизация домостроительства спасения. Однако это — это еще не реальность России, это в своей целостности будущее России, которая обречена на успех при определенных условиях.
Юдина Тамара Николаевна, доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН, действительный член АФХ