О гармонии в экономике-домострое, а не «христианском социализме»...

О гармонической системе жизнедеятельности человека и человечества, правде как ее клеточке

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1088
Время на чтение 7 минут

Посвящается 310-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765 гг.) и 200-летию со дня рождения и 140-летию со дня кончины Федора Михайловича Достоевского (1821-1881 гг.)

Везде исследуйте всечасно,

что есть велико и прекрасно.

М.В. Ломоносов

Начало XX в. характеризуется геоидеологической, геополитической, геоэкономической (всеми тремя составляющими мировой институциональной матрицы) катастрофой в мире: «обрушением» Российской Империи как Третьего Рима в иное, безбожное, время и пространство. Переворот в России как Третьем Риме (на самом деле третьей ступени единого Рима) в феврале 1917 г. разрушил формировавшуюся почти тысячелетие гармоническую систему жизнедеятельности человека и человечества, от нее остались «щепки и обломки». Еще ранее, спустя 564 года, в 1453 г. пала Ромейская Держава как Второй Рим. Фактически – это Римская Империя константинопольского периода, названная в западной литературе и поддержанная в отечественной как Византийская империя с целью замолчать единство трех Римов: Рима Первого, Рима Второго, Рима Третьего, а «четвертого не дано». Ромейская Держава как Второй Рим дала миру образец гармонической системе жизнедеятельности человека и человечества, домостроительства спасения, т.н. «византийский домострой» [6, 47-51]. Выход из эсхатологической катастрофы России как Третьего Рима в линейном пространстве нашего еще исторического времени – первостепенная задача, все остальные проблемы менее значимы, второстепенны. С этим выходом, который хорошо отслеживается теолого-философско-хозяйственной мыслью, в экономической-домостроительной литературе, наступит ренессанс гармонической системы жизнедеятельности человека и человечества - домостроительства спасения. В настоящее время ее хозяйственная практика, экономика-домострой ждут возрождения и/или воскресения, не так очевидны, можно наблюдать лишь отдельные, частные, не системные феномены и оазисы экономики-домостроя, ее «щепки и обломки» [6, 125-137]. Из этих «щепок и обломков» соберется в свое время и на своем пространстве целостная гармоническая система жизнедеятельности человека и человечества с правдой как ее клеточкой. Благо, что Россия не потеряла веру в Творца, интеллектуально-идеологический суверенитет России, концептуальную власть.

Теоретико-методологические подходы к гармонии в экономике-домострое, гармонической системе жизнедеятельности человека и человечества и правде как ее клеточке

«Где нет стояния за правду,

там исповедание истины напрасно»

Митрополит Московский, Святитель Филипп

Теоретико-методологические подходы к вышеназванной проблеме оставил для потомков российский энциклопедист, провидец, гениальный ученый, еще при жизни академик трех Академий (Российской, Королевской Шведской и Болонской) М.В. Ломоносов – основатель всех российских наук [6, 138-147]. Ломоносов стоит и у истоков российской науки – экономики-домостройства, что и зафиксировано им в Уставе Императорского Вольного Экономического Общества (ИВЭО), принятого в 1765 г. Его главой была Императрица Екатерина Алексеевна Романова. Однако сразу следует зафиксировать, что начала отечественной, более того – мировой, экономической-домостроительной науки заложил еще в первой четверти XVIII в. отечественный самоучка И.Т. Посошков в своем труде «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.). Именно Посошков сделал философско-теолого-научное открытие, что в экономике-домострое наряду с материальным-вещественным богатством воспроизводится и нематериальное, невещественное богатство – ПРАВДА: «паче вещественного богатства надлежит всем нам обще пещися о невещественном богатстве, то есть о истинной правде» [4, 14]. Он писал: «Правда отец Бог, и правда велми богатство и славу умножает и от смерти избавляет, а неправде отец диавол, и неправда не токмо вновь богатит, но и древнее богатство отончевает и в нищету приводит и смерть наводит» [4, 14].

Автор статьи показывает, что в «концепте о невещественном богатстве-правде И.Т. Посошков раскрывает его суть, это – духовность, Божественная справедливость, истина (во благе, в деле, в образе), праведные законы, царская правда» [6, 8]. Однако ни в одном учебнике по экономике и политической экономии этот концепт Посошкова не прописан, поэтому студенты во все времена и во всех странах мира изучают либо квазиэкономику, либо хрематистику, третьего не дано.

«Книга о скудости и богатстве» Посошкова строится как «девятикратица», т.е. состоит из 9 глав: Глава 1. О духовности; Глава 2. О воинских делех; Глава 3. О правосудии; Глава 4. О купечестве; Глава 5. О художестве; Глава 6. О разбойниках; Глава 7. О кресьянстве; Глава 8. О земленых делех; Глава 9. О царском интересе» [4, 407].

О воспроизводстве нематериального богатства, т.е. «истинной правды», И.Т. Посошков написал в первых трех главах: «О духовности», «О воинских делех», «О правосудии». Их производителями являются духовенство, воинство и судейство [4, 407]. Глубинный анализ позволил автору статьи еще в 2005 г. сделать вывод-открытие, что правда – это истинная клеточка экономической-домостроительной системы, что отражено в ее трудах об экономике-домострое, а не товар как у К. Маркса в его «Капитале». Кстати, следует отметить, что К. Маркс хорошо был знаком с учением Аристотеля о двух путях развития хозяйства: ойкономикос-домострое и хрематистике – «делании денег», о чем свидетельствует том I «Капитала» [3; 163, 175] Однако во второй половине XIX в. – веке продолжающегося с XVI в. материалистического атеистического «просвещения», «образования», работая над «Капиталом», К. Маркс слил «в один флакон» два учения Аристотеля: об экономике-домострое и хрематистике [3; 163, 175].

Так во второй половине XIX на смену Богочеловеческому знанию об экономике-домострое пришла в студенческие и рабочие аудитории весьма распространенная марксистская политическая экономия как человеческое знание К. Маркса в качестве парадигмы. Еще ранее, в 1776 г., «просвещенное» человечество познакомилось с «Исследованием о природе и причинах богатства народов» А. Смита с его учением о только материальном воспроизводстве богатства. Два российских гения: М.В. Ломоносов и А.С. Пушкин смогли оценить по достоинству гениальный труд самоучки-предпринимателя И.Т. Посошкова «Книгу о скудости и богатстве» с его учением о невещественном богатстве – правде и распространять его. Однако до сих пор концепт Посошкова о невещественном богатстве – правде не стал парадигмой, т.е. общепринятым теоретическим знанием.

Какие имели последствия эти вышеназванные феномены для системы образования в Российской империи? Н.Б. Шулевский пишет: «Есть, есть вечная правда, открываемая нам в образовании, которое указывает путь к этой правде…Всякое образование есть в своей основе усвоение христианского образа человека; образование без Образа человечности есть не образование, а без-образ-ование, проще – беснование» [5, 37]. В силу того, что «беснование» вместо глубинного истинного образования глубинно обосновал Ф.М Достоевский для глубинного народа Государства Российского, то сделаю здесь ссылку не на научный трактат, а его художественное произведение «Бесы», написанное на многие века и не теряющее своей актуальности сквозь призму исторического времени [1].

Что касается М.В Ломоносова, то его концепт «О размножении и сохранении российского народа» [2, 309-310] служит основой формирования и развития гармонической системы жизнедеятельности человека и человечества как домостроительства спасения в контексте нового домостроя как конституирующей универсальной перспективной экономической системы России [7, 3-13].

«Христианский социализм». В настоящее время вместо конференций по домостроительству спасения, о гармонии в экономике-домострое проходят многочисленные конференции по «христианскому социализму». Возможно, для некоторых участников дискуссий о «христианском социализме» - это путь к рецепции гармонической системы жизнедеятельности человека и человечества, правды как ее клеточки.

Действительно, «Россия сосредотачивается» по А.М. Горчакову. «Россия только что собирается жить» это тысячу-то лет по Ф.М. Достоевскому в контексте интеллектуально-идеологического суверенитета России, ее концептуальной власти. Ведь «большому кораблю и большие сборы» - так считал Достоевский.

Выводы

«Россия сосредотачивается»: она готовит без алармизма глобальный проект формирования общества и экономики гармонии, инициативы и ответственности на основе отечественного концептуально-интеллектуального потенциала домостроительства спасения. «Россия только что собирается жить»: происходит обновление России, идет формирование России как цивилизации и цивилизации как России. Россия дает домостроительные ответы на доморазорительные вызовы анти-России.

Литература

1. Достоевский Ф.М. Бесы. Собр. Соч. в 15 томах. Т.7. – Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1990. – 846 с.

2. Ломоносов М.В. Избранная проза / Сост., вступит. Статья и коммент. В.А. Дмитриева. – М.: Сов. Россия, 1980. – 512 с.

3. Маркс К. Капитал. Т.I // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23.

4. Посошков И.Т. «Книга о скудости и богатстве» и другие сочинения / Ред. и комм. д.и.н., проф. Б.Б. Кафенгауза. Репринтное воспроизведение издания 1951 г. СПБ: Наука, 2004. – 407 с.

5. Шулевский Н.Б. Ноосферная демиургия и образование в творчестве М.В. Ломоносова // Философия хозяйства. 2016. №2. – С.26-43.

6. Юдина Т.Н. Россия как цивилизация и цивилизация как Россия (домостроительные ответы России на доморазорительные вызовы анти-России). Монография. — М.: ИНЭС, 2021. — 184 с.

7. Юдина Т.Н. Новый Домострой. Конституирующая универсальная перспективная экономическая система России. -- М.: ТЕИС, 2015. - 448 с.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Тамара Юдина
Домостроительство графа Аракчеева без
«аракчеевщины»и «домостроевщины»
13.07.2022
Китай: новый мегапроект
Совместное создание сообщества с единой судьбой стран Северо-Восточной Азии (СВА) и некоторые аспекты российско-китайских экономических отношений
08.03.2021
О скудости и богатстве
Первому русскому экономисту И.Т.Посошкову (1652 - 1726)
19.02.2021
Россия как цивилизация и цивилизация как Россия
Домостроительные ответы России на доморазорительные вызовы анти-России. Предисловие к новой монографии
13.02.2021
Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.) как апостол российской науки
25 января – Татьянин День – день рождения Императорского Московского университета, ныне МГУ имени М.В. Ломоносова, праздник российского студенчества
25.01.2021
Все статьи Тамара Юдина
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
27.04.2024 16:28
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
27.04.2024 16:14
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
27.04.2024 15:28
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 14:01