В последнее время широкую известность получили слова Германа Грефа о том, что народу всё знать нельзя, неполезно, потому что тогда непонятно, как манипулировать, управлять. Он употребил слова «манипулировать» и «управлять» как синонимы. И это очень характерно для чиновных слоёв всякого государства, не только нашего. Но необходимость разобраться в этих понятиях вызвана вовсе не высказыванием Грефа, а подготовкой к голосованию за поправки к Конституции Российской Федерации.
Согласно постановлению ЦИК от 20 марта 2020 года, бюллетень содержит всего 1 вопрос: «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?». А если гражданин все поправки одобряет, кроме одной? Кроме двух? Предполагалось, что о сути поправок народу будут рассказывать 100 тысяч волонтеров. Где они?
Казалось, что вопрос о том, как голосовать, ясен как день: за каждую поправку отдельно, а не списком. Как мы голосуем за каждого кандидата отдельно. Но логика чиновников очевидно другая. В своё время за состав парткома или парткомиссии тоже, бывало, голосовали «списком», чтобы не возникало дискуссий по поводу сомнительных кандидатур. Сомнительных для народа, но несомненных для партчиновников.
За сохранение Союза ССР в свое время тоже предлагали голосовать просто: «да» или «нет». Но вопрос был составлен так, что в нем содержалось несколько вопросов, на которые могли быть разные ответы. «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой в полной мере будут гарантироваться права и свободы человека любой национальности?».
Тогда тоже возникали вопросы, на которые никто не давал ответа. Что значит «обновленная федерация»? «Равноправные суверенные республики» – звучало красиво, но что это означает? Если республики суверенные, то они должны образовать конфедерацию, то есть союз отдельных государств. А если будет федерация, то республики будут не вполне суверенны.
Еще непонятнее было, кто будет «гарантировать права и свободы человека»? Откуда мы могли узнать, что в Союзе эти права и свободы будут гарантированы? Следовательно, подразумевалось, что гарантировать их будет тогдашнее союзное правительство. А если, мол, будет другое, то какие могут быть гарантии? Вот в чём был истинный смысл голосования, скрытый от народа. Результат нам известен: Союз развалился.
Вот и теперь, по вопросу о поправках к Конституции нам казалось естественным, что голосовать будем по пунктам, за каждую поправку. Но чиновники решили: списком. А иначе, мол, дискуссии затянутся слишком долго.
А мы торопимся? К какой дате? К выборам президента? Так они еще только в 2024 году. К началу мировой войны? Так на случай войны у нашего президента достаточно полномочий. Зачем торопиться? Затем, чтобы народ не слишком вникал в смысл поправок, так как ему это не полезно с точки зрения грефов?
Тогда встаёт вопрос, а как вы предпочитаете управлять народом? Управлять или манипулировать? Давайте, кстати, разберёмся, в чём разница.
Есть древнее высказывание мудрецов о том, как воздействовать на людей. Глупого можно победить ложью, жадного можно победить деньгами, гордого – лестью, а мудрого можно победить только правдой.
Управлять – это значит побудить человека к определённым действиям. Как это можно сделать? Принудить, заинтересовать, убедить. Вот все методы управления. Внутри каждого метода есть разные способы и приёмы, но это частности.
О природе власти доходчиво писал ещё святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Сущность власти не в том, что народ якобы делегирует её некоторым избранным, а в том, что он подчиняется. «Что повиноваться должно, надобно ли сие доказывать? – пишет митрополит Филарет. – Где есть общество человеческое, там необходимо есть власть, соединяющая людей в состав общества... Но власть действует в обществе и сохраняет оное посредством повиновения. Следственно, повиновение необходимо соединено с существованием общества» (Соч. М., 1877. Т. 3. С. 442).
И далее святитель пишет о различных родах повиновения: корыстное для собственной пользы, рабское из страха, честолюбивое для достижения преимуществ. И наконец, повиновение по убеждению, по общей вере.
Разумеется, хребет государства и общества вообще составляют люди, которые повинуются добровольно, сознательно, по убеждению, по вере в тот идеал, который послужил началом объединения этноса. Другие виды повиновения – лишь дополнение. Если же и хребет нации, государствообразующий этнос станет повиноваться только из страха, корысти или честолюбия, а не по вере, такое государство распадётся. Ибо даже исполнение юридических законов невозможно без влияния морали. А о морали в проекте Конституции, кстати, ни слова, а жаль.
Самое надёжное и самое эффективное управление – это как раз управление убеждением, правдой, полнотой информации. Наш президент тем и привлёк народ, что регулярно общается с ним открыто, лицом к лицу, отвечая на все вопросы, даже самые неприятные.
А если нет такой искренности в отношениях власти и народа, то нет и доверия, нет и желания всегда повиноваться. Нет и надёжной власти.
Вот что прежде всего надо бы закрепить в Конституции: народ должен получать полную и неискажённую информацию о положении дел в стране. Это должно быть закреплено в процедурах наподобие регулярных прямых линий президента (с участием правительства) и широких пресс-конференций. Как раз этот опыт, практически введённый действующим президентом, может обеспечить доверие народа, а значит, и его повиновение. Плюс должны быть государственные СМИ, дающие полную и честную информацию. Если власть будет доверять народу, то и народ будет доверять власти.
Что касается поправок к Конституции, то, конечно, голосовать надо за каждую поправку отдельной галочкой. И затем скрупулезно подсчитывать, какая поправка прошла, какая не прошла. Или уж обсуждать полностью новый проект Конституции, а это большая и неспешная работа.
Это и будет управление, а не манипулирование.
Священник Виктор Максимов, настоятель храма св. Георгия Победоносца п. Белоносово Челябинской области
8. доходчиво писал ещё святитель Филарет (Дроздов)
7. Ожидания vs реальность
6. Поправки не панацея
5. Надо ли было раньше?
4. Ответ на 7, Брат:
3. Ответ на 5, наталья чистякова:
2. Ответ на 3, Брат:
1. Ответ на 1, Брат:
П.С. От себя: смысла не вижу в поправках, поскольку, как уже много раз отмечал: как сейчас конституцию попирают, так и с поправками будут. Смысла менять нет, пока и если власть не сменится.