Святейший Патриарх Кирилл выступил с заявлением о необходимости внесения в Конституцию России упоминания о Господе Боге. Это абсолютно необходимо со всех точек зрения, в том числе и международно-правовой. Так, упоминание о Господе Боге, традиционном вероисповедании и государствообразующей нации (вместе или раздельно, «пакетно» или частично) имеются в Конституциях,или заменяющих ее государствообразующих законодательных актах Германии, Греции, Польши, Израиля, Швейцарии, Норвегии, Ирландии, Дании, Аргентины, ЮАР и др.
Конституционное закрепление о христианских ценностях как основе государства и общества ихристианского учения о семье как союзе мужчины и женщины и о том, что жизнь человека начинается с момента зачатия, а не рождения (следовательно, аборт является убийством), мы читаем в новой Конституции Венгрии, принятой при христианском консерваторе Викторе Орбане. В этой же Конституции закреплена норма о предоставлении венгерского гражданства каждому человеку, считающему себя принадлежащим к венгерскому народу.
Предложение Святейшего Патриарха Кирилла является весьма скромным по сравнению с уже существующими упоминаниями о Боге в Конституциях Греции и других государств Европы. Приведем некоторые из них.
Конституция Болгарии. Статья 13. пункт 3: «Традиционной религией в Республике Болгарии является восточно-православное вероисповедание».
Конституция Польши. Преамбула: «Мы, Пoльский Народ – всe грaждaнe Peспублики, кaк вeрующиe в Бoгa, <...> блaгoдaрныe нaшим прeдкaм зa их труд, за бoрьбу зa нeзaвисимoсть, стоившую oгрoмных жeртв, зa культуру, укoрeнившуюся в христиaнскoм нaслeдии Народа и oбщeчeлoвeчeских цeннoстях». Cтaтья 25: «Oтнoшeния мeжду Peспубликoй Пoльшa и Kaтoличeским костёлом oпрeдeляются мeждунaрoдным дoгoвoрoм, зaключённым с Апостольским Прeстoлoм, и зaкoнaми. Oтнoшeния мeжду Peспубликoй Пoльшa и иными цeрквами, a тaкжe вероисповедными союзами oпрeдeляются зaкoнaми, принятыми нa oснoвaнии дoгoвoрoв, зaключённых Coвeтoм Mинистрoв с их сooтвeствующими прeдстaвитeлями».
Конституция Греции. Преамбула: «Во имя Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы». Статья 3: «1. Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции. Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемым ими Постоянным Священным Синодом, который создается в порядке, определяемом уставом Церкви, с соблюдением положений Патриаршего тома от 29 июня 1850 года и акта Синода от 4 сентября 1928 года». Статья 13: «Всякая известная религия свободна, и отправление ее культовых обрядов осуществляется беспрепятственно под охраной закона. Отправление культовых обрядов, оскорбляющих общественный порядок или нравственные нормы, не допускается. Прозелитизм запрещается».
Конституция Норвегии. § 2. Часть 2: «Евангелическо-лютеранская религия является официальной государственной религией. Исповедующие ее жители обязаны воспитывать в ней своих детей».
Конституция Испании. Статья 16. Часть 3: «Никакое верование не может иметь характера государственной религии. Публичные власти должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать вытекающие из этого отношения сотрудничества с католической церковью и другими конфессиями».
Конституция Ирландии. Преамбула: «Во имя Пресвятой Троицы, от которой исходят все власти и к которой как к нашей последней надежде должны быть направлены все действия человека и Государства, мы, народ Эйре, смиренно признавая все наши обязанности перед нашим Священным Господином Иисусом Христом, который поддерживал наших отцов в столетиях испытаний». Статья 6: «1. Все власти – управления, законодательная, исполнительная и судебная – в соответствии с Божьим велением исходят от народа, который вправе назначать правителей государства и решать все вопросы государственной политики в соответствии с требованиями всеобщего блага».
Конституция Мальты. Статья 2: «Государственная религия. (1) Религией Мальты является римская католическая апостольская религия. (2) Органы Римской Католической Апостольской Церкви обязаны и имеют право учить, какие принципы справедливы и какие ошибочны. (3) Религиозное учение римской католической апостольской веры должно преподаваться во всех государственных школах как часть обязательного образования».
Конституция Исландии. Статья 62: «Евангелическо-лютеранская церковь является государственной церковью и как таковая пользуется поддержкой и покровительством государства».
Конституция Дании. Часть 1 пункт 4: «Евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и как таковая пользуется поддержкой государства».
Конституция Аргентины. Статья 2 закрепляет положение, по которому Федеральное правительство поддерживает Римскую апостольскую Католическую церковь.
Конституция Италии. В Италии, где Церковь официально отделена от государства, последнее регулирует свои отношения с католической религией при помощи специальных соглашений и законов, в частности «Нового Конкордата» 1984 года. Однако и здесь в самой Конституции основная религия страны названа и определена: «Государство и Католическая Церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому сфере» (статья 7). Следовательно, Конституция делит все религии на два разряда: «католическая» (ст. 7), с которой государство заключает Конкордат, и некатолические религии (см. здесь).
Все вышеуказанные государства (за исключением Израиля, не стесняющегося религиозного характера своей государственности) являются светскими, однако«компрадорское лобби», отчаянно борющееся с православным возрождением России, сознательно подменяет смыслы, называя светским чаемый только ими режим «секулярного тоталитаризма».
Подавляющее большинство православных граждан России и лидеры её традиционных конфессий, безусловно, поддержат позицию духовного лидера Русского мира Святейшего Патриарха Кирилла по «божественным» поправкам в Конституции. И на этом фоне смешными выглядят отговорки немногочисленных противников патриаршей поправки о том, что ее внесение, якобы, нарушит права атеистов. Во-первых, разумные и патриотичные неверущие люди признают значение Православия для России и отождествление их с агрессивными богоборческими фанатиками и русофобами, выступающими против Патриаршей инициативы, оскорбительно. Во-вторых, подобные утверждения смешны, так как по этой аналогии из Конституции нужно убрать упоминание о частной собственности из-за того, что в России есть приверженцы коммунистической идеологии ее отрицающие.
Упоминание в российской Конституции о Боге, Православии и традиционных конфессиях неотделимы от упоминания государствообразующего разделённого русского народа и его праве на воссоединение. Очевидно, что это не несёт никакой угрозы народам России и это также имеет прецеденты в международно-правовом опыте. Например, правовая норма о праве разделенного народа на воссоединение была закреплена в Конституции ФРГ, принятой при канцлере Конраде Аденауэре, где говорилось о том, что воссоединение разделенного немецкого народа является целью внешней политики ФРГ.
С предложением о закреплении статуса русского народа в Конституции выступили уже четыре иерарха Русской Православной Церкви. Член Рабочей группы по поправкам в Конституцию и Союза православных граждан Богдан Беспалько предложил внести поправки о разделённом русском народе РФ, Белоруссии и Украины, исторической Великой, Малой и Белой Руси и мерах по его воссоединению.
Но наиболее юридически проработанные проекты поправок внёс первый заместитель Комитета Госдумы по делам СНГ, Евразийской интеграции и соотечественников и член нашего Союза Константин Затулин. Его поправка в преамбулу Конституции России звучит так: «Мы, русские, в союзе с другими братским народами сплотившиеся в многонациональный народ Российской Федерации»!
По нашему мнению, это соответствует исторической действительности и отражает важность подтверждения субъектности русского народа в Российской Федерации. Эта поправка никоим образом не задевает равенства представителей русского и других народов России перед законом!
Валентин Владимирович Лебедев, председатель Союза православных граждан, главный редактор журнала «Православная беседа»
1. Русские