Скандальная история с выступлением на региональном этапе Рождественских чтений в пригороде Санкт-Петербурга Петергофе доцента Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Августина (Никитина) становится еще более скандальной из-за скандального подключения главного церковного блогера протодиакона Андрея Кураева. Мы писали об этой истории. Отец Августин выступил на чтениях с докладом, посвящённым разоблачению регулярно клевещущего на нашу Великую Победу, церковного власовца протоиерея Георгия Митрофанова. Ранее Кураев не был замечен в симпатиях к власовцам и протоиерею Митрофанову, но в последнее время наш протодиакон «пробивает одно дно за другим, опускаясь всё ниже и ниже». Пробил и это дно.
В довольно пространном тексте Кураева содержится много разных посылов и оценок, которые заслуживают отдельного внимания. Наш протодиакон попытался не только защитить церковного власовца протоиерея Георгия Митрофанова, но и заодно дискредитировать (или хотя бы бросить тень) всех, кто ему по разным причинам не нравится. И архимандрита Августина, и митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова), и ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Силуана (тоже Никитина, но однофамильца архимандрита Августина), и протоиерея Александра Пелина, и своего давнего оппонента протодиакона Владимира Василика (которого походя обвиняет чуть ли не в невежестве, хотя отец Владимир доктор исторических наук в отличие от Кураева).
И даже самого Святейшего Патриарха Кирилла, которому тоже достаётся в кураевском тексте.
В дискредитации епископа Силуана помог протодьякону тут же подключившийся к его обсуждению и осуждению бывший высокопоставленный церковный клерк, а ныне вольный публицист Сергей Чапнин, чью реплику сразу под своим текстом приводит Кураев.
Кураев, походя, попытался пнуть главу Синодальной богослужебной комиссии митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, цитату из которого он приводит. Поскольку спорить с мыслью Владыки по существу Кураев не в состоянии, он просто откровенно передергивает смысл сказанного митрополитом Константином. Митрополит говорит о том, что во время Сталинградской битвы митрополит Николай (Ярушевич) служил молебны перед Казанской иконой Божией Матери. А Кураев глумливо переиначивает мысль, мол, митрополит Николай не мог молиться о победе в Сталинградской битве, поскольку был далеко от Сталинграда в Ульяновске, а значит, Сталин никак не мог его привлечь к молитве за победу. Глупейший пассаж. Получается, что молитва ограничена стенами храма. Может, молитва Кураева и ограничена стенами того помещения, в котором он молится, если он молится вообще при его занятости на блогерском поприще, но, вообще-то, молитва всех православных преодолевает эти стены. По крайней мере, мы в это верим.
А вот какую роль сыграли молитвы в победе нашей доблестной армии над фашизмом, явно не Кураеву судить. В этом он уж точно ничего не смыслит.
Заодно Кураев не преминул пнуть и самого митрополита Николая (Ярушевича), назвав его «тыловым русским митрополитом-чекистом». Кураев вообще славится своими грубыми и беспардонными оценками, но это уже за пределами приличий.
Явная подтасовка в тексте - утверждение Кураева о том, что значительная часть нашей Русской Православной Церкви считает Власова своим героем. А в качестве доказательства он приводит фотографию из трапезной одного из зарубежных храмов, в которой висит портрет Власова. Но ведь это откровенное враньё! Никакая значительная часть Русской Церкви Власова героем не считает. Героем его считает очень незначительная часть Зарубежной Церкви, притом, в тех общинах, где священники или какая-то часть мирян являются потомками власовцев, оказавшихся за границей. Поэтому никакой проблемы для Церкви в утверждении, что Власов был предателем нет. Здоровая часть Церкви, большинство православного верующего народа считает Власова предателем, который воевал против своей страны, против своего народа на стороне фашистских оккупантов. И никогда эта оценка не изменится, несмотря ни на какие старания митрофановых и кураевых. Поскольку их точка зрения означает солидарность с предателями Родины.
Каким специалистом в своей области является архимандрит Августин (Никитин), нам трудно судить. Насколько нам известно, он долгое время преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии и никаких нареканий за свою преподавательскую деятельность не имел. До того момента, пока протоиерею Георгию Митрофанову не понадобилось освободить занимаемую им должность для своего сына, которого нужно было устроить на работу. Никакой нравственной проблемы для протоиерея Митрофанова выгнать заслуженного преподавателя не было. И вот это тщательно скрывают протодиакон Кураев и Сергей Чапнин.
Протоиерей Георгий Митрофанов, пользуясь своей властью, которую он приобрёл при потворстве бывшего ректора СПБДА архиепископа Амвросия (Ермакова) совершил нравственное преступление, он, ничтоже сумняшеся, лишил своего собрата архимандрита Августина источника существования, т.е. заработка в Санкт-Петербургской духовной академии. Собственно, на этой основе и возник конфликт между профессором и доцентом, а не на какой-то иной, как пытаются изобразить Кураев и Чапнин, «наводя тень на плетень». Новый авторский тандем - Кураев и Чапнин - делают вид, что они не понимают, зачем это доценту Санкт-Петербургской духовной академии вздумалось просто так «поливать грязью» своего коллегу «добропорядочного профессионала высочайшей пробы» профессора Митрофанова. Конфликт этот возник давно, и мы об этом писали. Вот теперь этот конфликт выплеснулся наружу таким образом.
Считать протоиерея Георгия Митрофанова учёным, а архимандрита Августина (Никитина) неученым - очень субъективный, предвзятый взгляд. Некоторые утверждения протоиерея Митрофанова, в части апологии Власова особенно, никакого отношения к науке не имеют. Это чистая идеология и называть протоиерея Митрофанова «серьёзным ученым», без которого СПБДА превратится в какое второстепенное учебное заведение, могут только люди, которые закрывают глаза на подоплёку всего происходящего.
Конечно, нельзя не сказать о попытке дискредитировать епископа Силуана, который, мол, присутствовал во время выступления архимандрита Августина и даже своими аплодисментами поддержал то, что говорил отец Августин. Вокруг этого развёрнуто кураево-чапнинское словоблудие. Кураев задаётся вопросом: что же это может означать? Не есть ли это попытка епископа Силуана поддержать «курс на церковный сталинизм»? А Чапнин пускается в нагнетание привычных либеральных страхов, что архимандрит Августин сделал донос на протоиерея Георгия Митрофанова. А епископ Силуан поддержал доносительство, и теперь, о ужас, все сделаются доносчиками. Какой же тут донос, если протоиерей Георгий Митрофанов своё церковное власовство неоднократно публично выражал?! У него вышла книга, в которой представлена апологетика предателя Власова и бросается в общество это подленькое словечко «победобесие». Если уж обвинять кого-то в доносе, то самого протоиерея Митрофанова, которые своими публичными выступлениями донёс на себя компетентным органам, что он оправдывает пособника нацизма Власова, что он пытается произвести ревизию истории, ревизию нашей оценки нацизма.
Что же касается недоумения, почему епископ Силуан позволил архимандриту Августину выступить с такой темой (если, конечно, это зависело от владыки, и он принимал решение), то своим словоблудием Кураев и Чапнин опять пытаются «навести тень на плетень». Они делают вид, что не понимают, какие проблемы сложились в Санкт-Петербургской духовной академии. Ну если они и впрямь этого не понимают, то мы можем им разъяснить.
Когда ректором Санкт-Петербургской духовной академии был архиепископ Амвросий (Ермаков), фактически, «серым кардиналом», «теневым руководителем» Академии при потворстве ректора (о причинах рассуждать не будем, не имея твёрдых фактов) стал протоиерей Георгий Митрофанов. Он и близкие к нему люди фактически стали «рулить» всеми кадровыми и учебными вопросами в Академии. Когда архиепископа Амвросия переместили в Москву и на его место пришел молодой епископ Серафим, то он не смог ничего исправить, не имея ни опыта, ни авторитета. Поэтому вполне закономерно его вскоре освободили от должности, которой он явно не соответствовал. Более опытный епископ Силуан (Никитин), видимо, не мог мириться с ситуацией, когда он будет «свадебным генералом» в Духовной академии, а всем процессом будет руководить «серый кардинал» протоиерей Митрофанов. Вот и решил малость его поставить на место. Удастся ли ему это сделать, мы вскоре увидим.
Ну и самое главное. Протодиакон Андрей Кураев делает в своём тексте очень опасное заявление. Он фактически обвиняет Святейшего Патриарха Кирилла в отступлении от Православия. И в чём? А в том, что Рождественские чтения учебного сезона 2019-2020 годов посвящены Победе в Великой Отечественной войне. Кураев договаривается до того, что, мол, именно волей Патриарха церковно-педагогической общественности велено забыть про Рождество Христово! Вот так-то! А дальше самое интересное: и «посвятить эти чтения победе атеистической армии (то есть армии, командный состав которой по должности и убеждениям отстаивал атеизм) над армиями, в которых были христианские капелланы (а в румынской королевской армии православные капелланы)».
Вот это фокус! Получается, что Победа в Великой Отечественной войне была какой-то сомнительной, потому что наши «неполноценные предки-атеисты» победили православных (!), которые, надо понимать, несли мир, несли свет христианства в наше Отечество. Это похлеще митрофановского «победобесия»! Это полнейшая дискредитация нашей Великой Победы! Произошедшей на Пасху Христову в 1945 году!
И вообще-то это утверждение Кураева подпадает под статью Уголовного кодекса о реабилитации нацизма. Чтобы пугливые господа Кураев и Чапнин на сей раз не объявили «Русскую Народную Линию» в доносе на них, сообщаем, что писать заявление в Прокуратуру на Кураева мы не будем, просто предлагаем ему срочненько удалить эту сомнительную статейку или хотя бы подчистить её, чтобы заявление в прокуратуру не подали какие-нибудь другие читатели его статей.
Редакция Русской народной линии
2. духовное
1. Протодиавол Кураев