«Собрались прогрессивные священники, почитали статьи и вынесли окончательный вердикт...»

Открытое письмо ряда священнослужителей в поддержку участников беспорядков в Москве является формой давления на судей

Открытое коллективное письмо священников в защиту фигурантов т. н. «московского дела», то есть задержанных и осуждённых за различные антизаконные или противоправные действия во время проведения несанкционированных акций российской несистемной оппозиции и массовых беспорядков в Москве, выдаётся его авторами и подписантами в качестве исполнения «долга печалования». В ряде комментариев представителей православной общественности уже справедливо подчеркивалось, что собственно долг печалования принадлежит в Русской Православной Церкви высшей церковной власти. Конечно, это не отменяет возможности и подчас необходимости клирикам ходатайствовать о милосердии и прощении по отношению к находящимся в темницах и узах. Но на подобные ходатайства, учитывая иерархический характер Церкви, необходимо испрашивать благословение правящего архиерея. Всецерковное же обращение, выходящее за пределы одной епархии (а обращение ряда священнослужителей Русской Православной Церкви подписано клириками из самых разных епархий, многие из которых находятся за пределами России), должно, как минимум, согласовываться со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Однако в данном случае церковная иерархия была полностью проигнорирована. Она поставлена перед фактом. Можно подумать, что подписанты открытого письма живут в рамках пресвитерианской модели Церкви, что не может не вызвать серьезную тревогу и озабоченность.

Дело, однако, не только в этом. Священнослужители не являются профессиональными юристами или судьями. Но складывается впечатление, что подписавшие письмо священнослужители являются участниками судебного процесса, полноценно ознакомлены с аргументами сторон, показаниями свидетелей, обладают достаточными знаниями всех аспектов светского законодательства и, самое главное — компетенцией выносить суждение о соответствии или несоответствии закону судебных приговоров. Одно дело, когда оценки выносятся на личном уровне, другое — на уровне коллективного обращения клириков «городу и миру». Открытое письмо является формой давления на судей, которые, по такой логике, должны руководствоваться не судебным процессом, а обращениями, заявлениями, требованиями «прогрессивной» общественности. Кстати, как уже было отмечено в ходе общественной дискуссии, подобные действия отлично вписываются в методичку печально известного «отца цветных революций» Джина Шарпа. Более того, раз отцы-подписанты знают, как надо, а как не надо выносить судебные приговоры, сами все решили и выступают с требованием руководствоваться их решением, то, может быть, совершенно не нужна посредственная инстанция в виде каких-то судебных органов, процессов? Собрались прогрессивные священники, почитали статьи в не менее прогрессивной прессе и вынесли окончательный вердикт... Такой достаточно неожиданный, но логично вытекающий из посыла открытого письма и реакции сочувствующих ему, либеральный клерикализм.

Неоднократно обращалось внимание и на избирательность «печалования» авторов открытого письма священнослужителей. Почему-то они не выступили с аналогичной инициативой, когда преследованию со стороны пришедших в результате кровавого майдана к власти новых правителей Украины подверглись священнослужители и миряне многострадальной и мученической Украинской Православной Церкви, когда артиллерией украинской армии разрушались святые храмы нашей единой Церкви, когда храмы захватывались и осквернялись раскольниками при поддержке тех же властей, а священники безнаказанно избивались, унижались, подвергались угрозам и запугиванию, когда на Украине принимались вопиющие антицерковные законы, а Русская Православная Церковь клеймилась в качестве «Церкви государства-агрессора».

По моему убеждению, подобная непоследовательность находит объяснение в самом тексте письма. И это объяснение состоит в том, что авторам письма близка политическая позиция большинства осуждённых по делу о массовых беспорядках в Москве. Из всех фигурантов дела наибольшее внимание в письме уделяется одному из них, Константину Котову. Подписавшие письмо священнослужители не пишут просто о проявлении милосердия, снисхождения к этому человеку, не просят о помиловании, что ассоциировалось бы с печалованием. Они буквально занимаются апологетикой его деятельности, утверждая:

«Вся "преступная" деятельность этого человека заключалась в заступничестве за других заключенных, при этом исключительно мирными средствами...

Что касается обмена пленными между Россией и Украиной, который совершился после ареста и суда над Константином Котовым, то он однозначно был поддержан Русской Православной Церковью, и оценивать его как призыв к противоправным действиям нелепо».

Как видим, речь идёт уже не только об оценке справедливости или несправедливости приговора этому политическому активисту, но о поддержке его общественно-политической деятельности, да ещё и таким образом, что последняя ставится в один ряд с позицией Русской Православной Церкви. Авторы письма, скажем мягче, несколько упрощают и искажают подлинный характер деятельности господина Котова, чем, на мой взгляд, осознанно подставляют некоторых не разобравшихся в вопросе подписантов. Между тем, разобраться в нем очень легко, достаточно заглянуть на страничку Котова в социальных сетях.

Сразу бросается в глаза, что он вполне четко обозначает свою позицию уже в своей «аватарке», украшенной флагом одного из родов Вооруженных сил Украины, участвующих в карательной операции на Донбассе. Этим жестом Котов явно показал, что он стоит на стороне военного конфликта на Украине, и на весьма определенной стороне. Он не просто призывает обменять Сенцова, но посвящает ряд гневных материалов «беззаконию» российской власти, отправившей за решетку ни в чем не виновного политзаключённого Сенцова. Между тем, сам Сенцов на пресс-конференции в Киеве признался в участии в поджоге размещавшегося в жилом здании офиса «Единой России» в Крыму. Также Сенцов заявил, что собирается прибыть в Крым и на Донбасс «только на танке». Ещё Котов сочувственно цитирует слова Сенцова о правде Майдана и о том, что и в России необходимо устроить Майдан. Тем самым, Константин Котов исходит не столько из христианских побуждений по обмену пленными, сколько из идеологической правоты таких украинских неонацистов и террористов, как Сенцов, прямо солидаризируясь с политической русофобской позицией и деятельностью последнего. Константин распространяет ложь о «российско-украинской войне», против чего прямо выступает наша Церковь, говорящая о гражданском конфликте или гражданской войне. Этого священники не могут не знать. Котов поддерживает западные санкции против России за Крым и Донбасс, потому что «они введены за дело». Он опубликовал пост: «Крым - это Украина» с изображением Крыма, закрашенным в жёлто-синие цвета и трезубец, То есть, открыто посягнул на территориальную целостность России и показал как он сам относится к правам миллионов русских крымчан, которые по его мнению - бесправные крепостные крестьяне, принадлежащие украинскому государству.

Таким образом, вопреки открытому письму, вопрос обмена пленными (и тот, поднимаемый Котовым с позиций украинского националиста) составляет далеко не всю деятельность этого политического активиста — деятельность, апологетами которой выступили подписанты письма.

Совершенно правы и канонически, и нравственно представители Синодальных учреждений Русской Православной Церкви, определившие открытое письмо священнослужителей в поддержку заключённых российских революционеров, как политическую декларацию и вступление в политическую деятельность. Полным контрастом является позиция исповеднической канонической Украинской Православной Церкви. Она, находясь в по-настоящему тяжких обстояниях, не дала себя втянуть в политические игры Майдана и пришедших на его волне к власти жестоких правителей. Для меня совершенно очевидно, что, вне зависимости от отношения к современной российской власти, лозунги, методы и тактика московских беспорядков — это попытка повторения сценария майдана в России. И в контексте этой параллели обсуждаемое открытое письмо священнослужителей более всего напоминает печальную открытую декларацию «Богословие майдана», ряд ведущих подписантов которой, бывших клириков Украинской Православной Церкви, ныне оказались в националистическом расколе т. н. «святейшей церкви Украины», куда их вполне логично и последовательно привела занятая политическая позиция.

Протоиерей Андрей Новиков, член Синодальной библейско-богословской комиссии Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

2. Re: «Собрались прогрессивные священники, почитали статьи и вынесли окончательный вердикт...»

Прошу прощения, ув. Автор! Но почему в подобных статьях постоянно замалчивается тот факт, что это дело не одних лишь подписантов? Эти пастыри, объединенные братской любовью, такой же любовью соединены и с сотнями тысяч, если не миллонами своих пасомых, которых они ведут /выведут в нужный момент/ туда, куда влечет их их совесть? Куда могут привести?! Разрешение, как показала жизнь, им не требуется... А такие действия "разномыслием" не прекроешь — это ..! А если предположить, что число подписантов — лишь верхушка верхушки айзберга? * "Там времени не тратить по-пустому, где надо власть /и ум!/ употребить" — нет? Со всей мерой ответственности... Я извинился... Право на ошибку...

Сант / 26.09.2019

1. в поддержку участников беспорядков

столько было беспорядков, а голосовать пришло 10%. Гора родила мышь....

eka / 26.09.2019
Андрей Новиков:
«Собрались прогрессивные священники, почитали статьи и вынесли окончательный вердикт...»
Открытое письмо ряда священнослужителей в поддержку участников беспорядков в Москве является формой давления на судей
26.09.2019
«Эти священники, прикрываясь саном, откровенно лгут»
Позиция подписантов «письма священников» в том, что бандеровец и русофоб Котов прав в своей деятельности
23.09.2019
Новая ступень раскола
6 января 2019 года войдет в историю Православной Церкви как одна из трагических страниц
16.01.2019
Депутаты удовлетворяют амбиции раскольников по прямому указанию Филарета
Верховная рада Украины приняла законопроект, согласно которому Украинская Православная Церковь Московского Патриархата будет обязана сменить название
20.12.2018
Все статьи автора
"Оранжевая (белая) революция в России"
Скоро опять появятся профессиональные диссиденты
Закон о дополнительном регулировании деятельности СМИ-иноагентов сырой и требует доработки
06.12.2019
В США за это сажают
В России же иностранных агентов обязали указывать, что они служат другим государствам
03.12.2019
«Дудь — президент, Галкин — премьер, Навальный — министр внутренних дел»
Д.Л.Быков (Зильбертруд) поделился своим видением будущего
26.11.2019
Все статьи темы
"Ассоциация Украины с ЕС и мятеж евроинтеграторов"
Все статьи темы
"Проблемы церковной жизни"
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Похоже, знаменитый блогер договорился до статьи УК РФ
07.12.2019
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Священный Синод УПЦ МП выступил с заявлением в связи с антиканоническими действиями Константинопольской, Александрийской и Элладской Церквей
06.12.2019
«Мы будем выглядеть фанатиками, если мы запрещаем людям причащаться»
Иерарх Фанара запретил священникам отказывать в Причастии неправославным
06.12.2019
Решение о признании ПЦУ принято в преисподней
Наивно искать примирения с Патриархом Варфоломеем. Разрушителю Православия - только анафема!
06.12.2019
Все статьи темы
"Письмо священников в защиту участников московских беспорядков"
Церковный либерализм — оксюморон?
Присутствие в Русской Церкви либералов — тревожный симптом
25.10.2019
Что же они так и не поняли?
Подписанты «письма священников» — мятежники, а не Христовы ходатаи
30.09.2019
Почему русские либералы покусывают власть?
Письмо ученых в защиту фигурантов т.н. «московского дела» подтверждает пролиберальный курс правительства
26.09.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019