Это серьезная заявка на участие в политической борьбе

Открытое письмо священников в защиту участников беспорядков в Москве представляет собой политическую акцию, для которой правозащитная риторика становится формой

В сентябре 2019 года была проведена яркая публичная акция — несколько десятков православных священников опубликовали открытое письмо, посвященное теме задержания участников летних беспорядков в ходе предвыборной кампании в Мосгордуму. К исходной теме ничего нового этот документ не добавляет, но, тем не менее, требует определенного внимания и осмысления.

Что же стоит за этой демонстрацией силы, за этой политической консолидацией духовенства?

Само по себе письмо, безусловно, имеет подчеркнуто политический характер, поскольку направлено в поддержку людей, которые не просто стремились заявить о своих взглядах, но провоцировали полицию на силовые действия, ведя дело к эскалации конфликта. Подписавшие обращение вольно или невольно присоединяются к этой позиции.

Существенно, что делают они это не в форме открытых политических заявлений, а опосредованно, используя правозащитную риторику. Форма политической деятельности, защищенная правозащитной темой и священническим саном, безопаснее остальных. Но едва ли подобный приём введёт в заблуждение человека, знакомого с механизмами реальной политической практики.

Современная правозащита является распространённой формой политической деятельности, имеющей свою специфику. Риторика прав и свобод представляет собой инструмент влияния на официальные институты власти, с ее помощью производится легитимация и делегитимация различных политических субъектов. Эти технологии давно и хорошо освоены, методически прописаны и широко применяются. Правозащита представляет собой подсистему политики, а правозащитники являются неотъемлемой и даже привилегированной частью политического класса, обладающей особым иммунитетом. Сегодня всё это вполне очевидные и даже банальные истины, подробно описанные в политологической литературе.

Используя механизм «мониторинга соблюдения прав», правозащитные структуры надзирают за лояльностью политических субъектов. Они представляют особую форму власти — блюстительную. Она независима от электоральных процедур, ее деятельность напоминает деятельность советских партийных органов, выполнявших «руководящую и направляющую роль» в обществе.

Именно поэтому открытое письмо священников представляет собой политическую акцию, для которой правозащитная риторика становится формой. Ставя свою подпись под текстом подобного жанра, священник автоматически становится политиком.

Играя по этим правилам, подписанты превращаются в особую политическую группу влияния и меняют свой социальный статус на статус политиков.

В истории России подобное происходило сразу после февральских событий 1917-го года, когда часть священства активно подключилась к политической борьбе и приняла непосредственное участие в череде епархиальных революций, суть которых сводилась к изгнанию правящих епископов и передаче власти в руки белого духовенства. Церковная революция стала позорной страницей в истории русского духовенства, часть которого ради своих сиюминутных целей смирилась с ролью обслуги конкретных политических и элитных групп. Это явление всеми силами стремился преодолеть Патриарх Тихон.

Но важно понимать: став политиком, священник не перестает быть церковной фигурой. Это означает, что данная церковная группа претендует на получение особого политического ресурса, реализовывать который она намерена через механизм блюстительной власти. Как этот ресурс будет использован дальше, можно лишь предполагать. В силу совпадения интересов возможен альянс церковной протестной группы с соответствующими политиками. В любом случае это открытое письмо означает серьезную заявку на участие в политической борьбе. Если бы, например, Синод Русской Православной Церкви отменил сегодня мораторий на участие священников в выборах, то каждый из подписантов уже обеспечил бы себе место в законодательном органе своего региона.

Но данный политический ресурс может оказаться направленным и в другую сторону — он может быть использован для получения преимуществ во внутрицерковных спорах, мейнстрим которых сегодня сформулирован как «борьба с иерархическим началом». Конечные цели — отмена патриаршества, введение синодальной системы, выборность епископата, передача кадрового и финансового управления в руки белого духовенства. Для черного духовенства вводится выборность наместников монастырей. То есть для усиления позиций внутри Церкви используется ресурс блюстительной (через механизм политической правозащиты) секулярной власти.

Во всем перечисленном заключена серьезная проблема как для общества, так и для Церкви.

Александр Щипков, член Общественной палаты РФ, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

10. Весь Мир — Театр. В нём женщины, мужчины — все … Гвардейцы?

По законам жанра для того, чтобы волна набирала силу, а не затихала, необходимо её подгонять. Чтобы огонь разгорался, необходимо добавлять дров (угля, нефти, газа). В этом конкретном случае — добавляются (кем?) всё новые социальные группы. «Журналисты, актёрское сообщество, священники... Кто следующий?», — спрашивает участник обсуждения Koordinator. Вопрос справедливый. И ответ просматривается. Постоянно и во всё большем объёме высказываются — пока по ситуации в своей важнейшей для Обществе отрасли — российские медики. Опять же, по закону жанра, может возрастать роль студенчества. Что скажут рабочие, когда узнают всю правду о том, куда и кому «утекают» результаты их труда, преобразованные в нероссийский денежный эквивалент. Что скажет Армия, когда увидит, на страже каких и чьих интересов она стоит? Но сказать хотел бы о другом. Оппозиционному движению, для того, чтобы обвинить власти, необходим человек, пострадавший от явно несоразмерных действий этой власти. На сегодня, когда репрессиям, названным несоразмерными (бросил пластиковый стаканчик в омоновца или просто стоял в стороне, не участвовал, не призывал), подвергся ряд молодых людей, участников митингов оппозиции, такой фигурой стал Павел Устинов, которого все СМИ дружно называют актёром. В его поддержку одним из первых выступил режиссёр, худрук Константин Райкин, студентом которого был Устинов. Массовая акция представителей актёрской профессии у здания приёмной Администрации Президента впечатляет. То есть, Устинов — человек Театра, и коллеги дружно встали на его защиту. Конечно же, разделяю их искренний душевный порыв. Но в то же время хотел бы поделиться своими размышлениями об этом деле. Сказано — актёр Павел Устинов... Но при этом СМИ говорят, что он проходил срочную службу в Росгвардии (это fake или правда?). То есть, он — росгвардеец. Если это так, то получается, что росгвардейцы «отработали» своего. И каково им, включая руководство, теперь это осознавать? Десакрализация этой силовой структуры налицо. Возможно, поэтому генерал Виктор Золотов заявил, что «Устинову вполне было бы достаточно одного года условно». Это с одной стороны. Возможно, что есть и другая. В ситуации, когда оппозиции нужен герой, в защиту которого призывают людей выйти на улицы, и таким героем стал Павел Устинов, вдруг власть сама почти встала на его защиту: и Елизавета Пескова (почти = Дмитрий Песков, почти = …), И командующий Росгвардии В.Золотов, и даже(!!!) Генпрокуратура высказались о том, что решение суда - чрезмерно жёсткое. За что теперь критиковать власть, если она сама в своей значительной части против преследования этого парня? И за два дня до заявленных митингов оппозиции в Москве другого героя не придумать. Креативно. Действительно, Театр и Актёры. Сюжет, достойный пера, скажем, Натана Дубовицкого. Может ли быть так, что это российские власти на сцене под названием «Улицы Москвы» ставят такой спектакль, а журналисты «Новой газеты», случайно оказавшиеся в нужное время в нужном месте, засняли его завязку — захват росгвардейцами человека, актёра Павла Устинова, который вообще ни при чём, который просто стоял и ждал друга? Дмитрий Муратов в сюжете, показанном 18 сентября на телеканале РБК, подтвердил: «Это наш корреспондент заснял момент задержания Павла Устинова. Мы гарантируем, что в этом сюжете нет ни склейки, ни монтажа». Но, на мой взгляд, Театр на этом не заканчивается, потому что Настоящий Театр не заканчивается никогда. Он, театральный замысел, перетекает в жизнь, и придуманный сюжет в этой жизни воплощается. Сюжет с актёром Павлом Устиновым — чья придумка, отечественная или заграничная «дружеско-партнёрская»? П.Устинов... Вот с самого начала, когда зазвучало это имя, что-то насторожило. А уж тем более, когда сказали — «актёр-росгвардеец». П.Устинов, Питер Устинов, Sir Peter Ustinov для людей театра, кино, искусства имя известное. Это же известный британский актёр, режиссёр, продюсер, писатель, журналист, телеведущий. Человек творческий и разносторонний. И одна из его собственных первых пьес (1956 год) — это «Романов и Джульетта» (Romanoff and Juliet), по которой он снял одноименный фильм, в нём же и сам сыграл роль генерала... Фильмография с участием сэра Питера Устинова впечатляет, Оскар имеется, а роль сыщика Эркюля Пуаро — классика. Вот такой получается Театр. Посмотрим на решение Мосгорсуда по ходатайству прокуратуры об изменении меры пресечения с 3,5 лет заключения в колонии на условное наказание, не связанное с лишением свободы. Ведь такая позиция прокуратуры, когда она встаёт на сторону обвиняемого, всё-таки редкость... Устинов Павел и Устинов Пётр... Пётр и Павел... Апостолы Пётр и Павел. Стоит ли спрашивать авторов и читателей Русской Народной Линии о том, что значат они для Церкви? Может быть, поэтому часть духовенства, сразу увидев такую проекцию, встала на защиту тех молодых людей, которые выступили против несправедливости и подверглись преследованиям? Также преследовали апостолов Петра и Павла, схваченных и казненных в Риме за проповедь Учения Христа около 65 года н.э. во времена правления Нерона. Британский актёр Питер Устинов роль Нерона и сыграл в фильме «Quo Vadis» (Камо грядеши? Куда идёшь Ты, Господи?)... Бывают же совпадения! Здесь вернёмся к «Открытому письму священников в защиту участников беспорядков в Москве». Александр Владимирович Щипков пишет: «Данная церковная группа претендует на получение особого политического ресурса. ... В силу совпадения интересов возможен альянс церковной протестной группы с соответствующими политиками». Сказанное вполне можно адресовать и журналистам, выступавшим за Ивана Голунова и сегодня выступающим в поддержку Павла Устинова. Это можно адресовать и людям актёрской профессии и так далее. Что же произойдёт, когда разница между реалиями нашей жизни и тем, что показывают федеральные телеканалы и о чём пишут федеральные СМИ, увеличится настолько, что в силу совпадения интересов произойдёт альянс журналистской, актёрской, церковной, студенческой, рабочей, крестьянской и т. д. протестных групп с соответствующими политиками? И ещё одно. Может ли быть так, что пойдя на такое очевидно непопулярное действие, как «театральная постановка» с участием Павла Устинова, который и актёр, и росгвардеец, на действие, которое закономерно вызовет волну в диапазоне от неодобрения и несогласия до возмущения и протеста и перекроет этим всё информационное поле, не оставив места для чего-либо другого, «режиссёр» этого жёсткого «представления» и пытается таким «театром» перекрыть это ещё не ставшее известным «другое»? И если это так, то это «другое и пока не известное» обстоятельство действительно должно быть очень значительным, чтобы перекрывать его, предлагая Обществу такой «театральную постановку», на которую откликаются даже служители Церкви. Перекрывать даже в ущерб своим имиджу и рейтингу, по нашему — облику и значимости. Если мои предположения верны, если власти действительно могут иметь отношение к такой постановке, то ситуация — очень тревожная. Для нас, для русских людей, для всех россиян — тревожная. А для «друзей и партнеров» — очень даже желательная, поскольку может снова привести к потрясениям, через которые Россия дважды проходила в ХХ веке. И чтобы такого не случилось снова, может быть, властям стоило бы самим и первым рассказать Народу о том, что же такое очень важное до сих пор остается в тени. PS. и автор текста, уважаемый Александр Владимирович Щипков, и упоминаемый в моём комментарии Дмитрий Муратов, яркий представитель смелого и принципиального медиа-ресурса, Новой Газеты, без ярких публикаций которой мы многого просто бы никогда не узнали, к моему сожалению пока никак не прокомментировали ситуацию со «Стоянием на Рублёвке», о которой они точно знают. О ней можно прочитать в комментах к моему опубликованному на РНЛ тексту «Совпадают ли Слово и Дело Русской Народной Линии и действующей российской Власти?» (https://tinyurl.com/y2gnmvrc) Олег Анатольевич Фёдоров

Фёдоров О. А. / 20.09.2019

9. Ответ на 4., Алина:

Помнится Владыка Тихон Новосибирский и Бердский как-то раз весьма жестко отреагировал на простое фото священника рядом с кандидатом во что-то там. Поэтому, зная о иерархии внутри епархии не понаслышке, очень интересна реакция правящих архиереев на эту "самодеятельность" их священства. Или это было с их подачи? В любом случае, они должны были прореагировать первыми.

"С кандидатом во что-то там" - классно! Вот именно - игрища их политические.

чистякова / 19.09.2019

8. Ответ на 7., Инна Михайловна:

Слава Богу мы не католики,и носителем Истины является верующий народ,а не священнослужители только./QUOTE] Особенно электрик, как главный представитель верующего народа, несет в себе самые главные истины! Какие тут священники могут быть вообще.

Вы должны задать себе вопрос - кто нас наплодил,для чего, и что нам теперь с этим делать)))

электрик / 19.09.2019

7. Ответ на 2., электрик:

Слава Богу мы не католики,и носителем Истины является верующий народ,а не священнослужители только./QUOTE] Особенно электрик, как главный представитель верующего народа, несет в себе самые главные истины! Какие тут священники могут быть вообще.

Инна Михайловна / 19.09.2019

6. Господин Щипков давно участвует в политической борьбе

"Это серьезная заявка на участие в политической борьбе"

Всё дело в том, что когда происходит политическая борьба (а она происходит на наших глазах...), то не участвовать в ней невозможно по-определению: "если Вы не будете заниматься политикой, то она займётся Вами"! Господин Щипков тоже участвует в политической борьбе, только с другой стороны. Вообще, остаться "над схваткой", "в стороне" никому не удастся, будете ли Вы подписывать коллективные письма или не будете: неподписание коллективного письма в защиту находящихся в узах - это такая же политическая позиция, как и подписание этого письма. Поэтому, не надо питать иллюзии на этот счёт - прекраснодушно отсидеться никому не удастся.... Тем более тем, кто питается от Алтаря... Пастырство - дело подотчётное, если кто не знал!

Обломов / 19.09.2019

5. Вовремя предать - это предвидеть. (с)

Журналисты, актёрское сообщество, священники...кто следующий? --- А, может быть, не так уж и не правы все те, кто требуют СПРАВЕДЛИВОСТИ? И хорошо бы, чтобы епископа выбирали - на собрании всей епархии, а наместника монастыря - всей братией этого монастыря. И чтобы отчётность (финансовая) была "верхов" перед "низами"...соборность чтобы была реальная, а не на словах. И чтобы каждый приезд патриарха (епископа) в тот или иной приход сопровождался конкретным попечительством о нуждах этого прихода, а не "сбором дани" с местных пастырей и прихожан. Вы думаете, что в 21-м веке этот "новый феодализм" навечно? - Ой-ли...

Koordinator / 19.09.2019

4. Это серьезная заявка на участие в политической борьбе

Помнится Владыка Тихон Новосибирский и Бердский как-то раз весьма жестко отреагировал на простое фото священника рядом с кандидатом во что-то там. Поэтому, зная о иерархии внутри епархии не понаслышке, очень интересна реакция правящих архиереев на эту "самодеятельность" их священства. Или это было с их подачи? В любом случае, они должны были прореагировать первыми.

Алина / 19.09.2019

3. Re: Это серьезная заявка на участие в политической борьбе

Играют в Гапонов. На стороне Врага. Как обрадовался Враг... есть кого определить в первые жертвы, прикрывая своих.

влдмр / 19.09.2019

2. Re: Это серьезная заявка на участие в политической борьбе

Ну,нынешние переплюнули дореволюционных,и это закономерно. Ведь ничто не стоит на месте и гордынька тоже. Те погрязли в том,о чем писали св.Отцы ,от свт.Филарета (Дроздова) до свт.Игнатия,прав.Иоанна Кронштадского,свт.Николая Японского и других. В распутстве,стяжательстве,пр.Этим мало уже ,они в политику). Слава Богу мы не католики,и носителем Истины является верующий народ,а не священнослужители только. И что же происходит? Многие соблазняются. Если все будет идти как идет,не пропустит ли Господь нечто более страшное,чем то,что было в феврале 17-го , и что последовало за ним? Очищение. И это всегда испытания ,боль . Помним ли,что без жертвы НИЧЕГО не бывает?

электрик / 19.09.2019

1. Re: Это серьезная заявка на участие в политической борьбе

Ну,"священник Васькин, компрадоры" и остальные "рудовские",защитники предателей в рясах и либераствующей гопоты,что ответите ув.А.Щипкову?

Владимир Анциферов / 19.09.2019
Александр Щипков:
Риторика и реальность
Как приобретается особая форма власти?
14.10.2019
Риторика и реальность
Как приобретается особая форма власти?
14.10.2019
Это серьезная заявка на участие в политической борьбе
Открытое письмо священников в защиту участников беспорядков в Москве представляет собой политическую акцию, для которой правозащитная риторика становится формой
19.09.2019
Все статьи автора
"Оранжевая (белая) революция в России"
Все статьи темы
"Письмо священников в защиту участников московских беспорядков"
Что же они так и не поняли?
Подписанты «письма священников» — мятежники, а не Христовы ходатаи
30.09.2019
Почему русские либералы покусывают власть?
Письмо ученых в защиту фигурантов т.н. «московского дела» подтверждает пролиберальный курс правительства
26.09.2019
«Собрались прогрессивные священники, почитали статьи и вынесли окончательный вердикт...»
Открытое письмо ряда священнослужителей в поддержку участников беспорядков в Москве является формой давления на судей
26.09.2019
Все статьи темы