Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Глубоко возмущен грубыми нападками на владыку Иоанна»

11.07.2019


О недавнем выступлении митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна и его критиках …

Говоря о недавнем выступлении митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, я, не претендуя на то, чтобы быть голосом Церкви и выражая сугубо свое личное мнение как историка и священнослужителя, должен сказать следующее:

1. Те, кто приняли на себя удар немецко-фашистской машины в 1941 году, в массе своей были крещенные люди. Потому что это были люди, рожденные в 1915 - 1918 годов. Это люди, в массе своей принявшие святое крещение. Более того, это люди, чьи детские годы могли проходить под покровом Церкви, поскольку массовое закрытие храмов началось с 1929 года.

2. Владыка Иоанн справедливо отметил вклад старших возрастов в Победу, но при этом однако забыл, что не меньших был вклад тех, кто в 1941 году заканчивал десятый класс. Это действительно уникальное поколение, воспитанное советской властью и положившее свои юные жизни на алтарь Отечества. Конечно, их осталось не 5%. Это глубоко ложный взгляд. На самом деле большая часть этого поколения 1921 - 1925 гг. рождения, слава Богу, дожила до Победы. Но тем не менее многие из них действительно легли в полях сражений. И это поколение тоже сподобилось принять благодать святого крещения, потому что до 1929 года в большинстве случаев, особенно в деревне, детей крестили. Процент крещений резко падает с 1929 года, но даже в «лихие» 30-е многие втайне крестили своих детей.

3. Деление по возрастному признаку в данном вопросе абсолютно неправомерно. Война была великим испытанием, посланным от Бога. Огненным крещением всего русского народа. И каждый в меру своей совести, в меры своей веры отвечал на этот вызов. И среди предателей встречались люди разных возрастов: и с дореволюционным прошлым, и вышедшие из комсомола и партии. И среди героев также были люди разных возрастов, начиная от Героя Советского Союза, георгиевского кавалера Константина Недорубова, ушедшего на фронт в 59 лет, и кончая Леонидом Александровичем Голиковым (Лёней Голиковым), героем-партизаном. Проводить в данном случае исследование, крещен или не крещен, верующий или не верующий тот или иной боец, не имеет смысла, ибо в окопах атеистов не бывает.

Мы знаем потрясающие случаи, когда во время обстрела политруки падали на колени и молились. Подобное видел, будучи на фронте, будущий наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий. Михаил Иванович Фролов, 1924 года рождения, вспоминал, как политрук, оказавшись в разведке, истово крестился, когда немцы, не заметив их, проходили мимо. Поисковики отряда «Ингрия» обнаружили несколько лет тому назад знаменательную находку - останки бойца, убитого в 1942 г. на Ленинградском фронте (район Сенявино). Это был снайпер - на найденной рядом винтовке было обнаружено несколько десятков зарубок. Очевидно, это были убитые немцы. Рядом с ним было обнаружено дореволюционное Евангелие небольшого формата. Как и о. Кирилл (Павлов), снайпер шел с Евангелием и не боялся. И положил свою жизнь за Веру и Отечество по евангельской заповеди. В окопах атеистов не бывает!

Сам смысл Великой Отечественной войны как огненного крещения всего нашего народа должен оставаться в наших сердцах и нашей памяти.

Я глубоко возмущен грубыми нападками, которые обрушились на владыку Иоанна. Как человек он имеет право на ошибку. Безошибочен только Сам Господь наш Иисус Христос, а голосом Церкви является голос Собора, а не отдельного архиерея, какие бы заслуги он ни имел. Владыка Иоанн - человек заслуженный, искренний. Думается, не стоило уделять столько внимания его неудачному высказыванию. Но если говорить о подлинно церковном понимании затронутой владыкой проблемы, то, на мой взгляд, оно выражено в стихах замечательного поэта современности протоиерей Андрея Логвинова.

 

Они опалились войной.

А были почти что мальчишки.

И мир защищая земной,

Познали Завет не из книжки.

 

В атаке когда полегли -

Поистине кровные братья,

Во чреве родимой земли

И очи сомкнув, и объятья.

 

За гранью земной бытия

Судить их не станут: как жили? -

Ведь души за други своя

По заповеди положили.

 

Порой не носили креста

И древних молитв не учили.

Но вечную жизнь от Христа,

Как орден, они получили.

 

Спаситель говорит, если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповедь. Сама наша народная жизнь свидетельствует, что миллионы наших прадедов и дедов соблюли великую заповедь Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя.

Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме