Мат, перемат или самодисциплина?

О высказываниях Дмитрия Киселева, затронувшего вопрос допустимости русского мата в общественном пространстве

Пользующийся заслуженной широкой известностью ведущий телепрограммы «Вести недели» Дмитрий Киселев в последние годы выступает в качестве одного из основных рупоров государственной пропаганды. Задача такого человека – влиять на умы и сердца людей, заряжать их энергией, привлекать к делу государственного строительства в самом широком смысле этого понятия.

Киселев за словом в карман, что называется, не лезет. Его речь образна, ключевые слова выделяются не только интонацией, мимикой и жестикуляцией, но и высвечиваются на весь экран, сопровождаемые соответствующими картинками. Некоторые из его выражений становятся крылатыми, как, например, «радиоактивный пепел», в который могут при определенном стечении обстоятельств превратиться США. В последней передаче весьма уместно и умело прошелся телеведущий по лидерам старой Европы, указав на их ущербность и обозначив общую болезнь как кризис лидерства. При этом Польшу назвал «троянским конем» США в Евросоюзе, а прибалтийские государства – «троянскими пони». В меру и к месту, пожалуй, использует телеведущий просторечия, стараясь в то же время избегать канцелярщины и журналистских штампов.

Одним словом, Дмитрий Киселев – человек на своем месте. Однако это не повод делать из него непогрешимого в делах госпропаганды идола, не повод ловить каждое его слово и носиться с ним, точно с откровением оракула, не повод толковать его глубокомысленные замечания и даже намеки, угадывая, откуда подул в государстве ветер.

К сожалению, с такими людьми, если они не внемлют конструктивной критике, случается болезнь, которую можно выразить кратко: почил на лаврах. К сожалению, такие люди склонны гоняться не за доброй, а за все более широкой славой. Подобная погоня приучает к человекоугодничеству, к стремлению не поднимать среднестатистического гражданина на чуть более высокий уровень мировосприятия, а, напротив, скатываться самому в желании быть для всех «своим в доску» к этому пресловутому среднестатистическому уровню. Это называется деградацией.

Недавно Дмитрий Киселев сделал реверанс в сторону рэперов, указав, что не все они хулиганы, или, во всяком случае, не только хулиганы, но звучат иногда в их творчестве вполне патриотические ноты. 

Что касается рэперов, читающих-поющих взволнованным речитативом нехитрые свои вирши, в которые вливается, точно в воронку или водоворот, поток сознания, это дело вкуса. Каково сознание, таков и его поток. У кого-то оно напоминает сточную канаву, а у кого-то и преисподнюю. У кого-то оно выскакивает из скучной повседневности, чтобы увлечь за собою других. Конечно, можно и в куче навоза находить иногда некие сияющие светом разума перлы. Но это занятие на любителя.

В последней передаче Дмитрий Киселев пошел дальше романтического флирта с рэперами. Он затронул вопрос допустимости русского мата в общественном пространстве и ответил на него положительно, слегка, правда, пожурив, артиста Шнурова за его слишком частое употребление нецензурной лексики.

Начал Дмитрий Киселев свою «Культурную страничку» (таково название рубрики) следующими словами: «Вообще пора выступить в защиту русского мата. И я лично очень хочу это сделать». В ходе сюжета телеведущий назвал мат «маркером правды» и сказал, что не представляет русского без мата. Что на это ответить? В моем, пусть и небогатом жизненном опыте, запечатлелись личности русских людей, от которых я никогда и ни при каких жизненных обстоятельствах не слыхивал мата и даже не могу представить их матерящимися. У меня не повернется язык назвать их лживыми или слабыми. Напротив, они эталон чести и благородства. Они украшение русского народа.

Зачем скатываться до того, чтобы делать на главных телеканалах и в главных программах рекламу рэперам и Шнурову?! Они и без этой рекламы неплохо проживут. Для чего выпячивать напоказ всякую грязь?! Желающие найдут ее и без Киселева. Зачем непрочным явлениям субкультуры давать жизненное пространство в самом центре общественного бытия, тогда как им, в силу самой их природы, естественнее быть на периферии?!

Чтобы осадить Шнурова, но не отстать и от пресловутого среднестатистического гражданина, Киселев устраивает в главной новостной программе апологию русского мата. Она достойна внимания, потому что подана умело.

Погрешность Шнурова, основательно слившегося с образом туповатого, но прямого, точно рельс, забулдыги, по мнению Киселева, не в том, что он употребляет инфернальную лексику, а в том, что делает это слишком часто, потеряв всякое чувство меры. Экспрессия матерных чудо-слов, видите ли, теряется, а сами они (какой ужас!) девальвируются.

На фоне подобных высокопарных рассуждений фигура Шнурова из грязной крысы, ползающей по канализационным трубам, может вырасти в извращенном сознании человека с промытыми пропагандой мозгами, до какой-нибудь типической ипостаси русского народа. 

Вся штука в том, что в преисподней не существует ни народов, ни личностей. Там вечная болезнь, вечная мука, вечное разложение и безконечная смерть. Увы, но размышления над сущностью инфернальной лексики закономерно приводят к воображению преисподней. 

Не нужны, Дмитрий Константинович, русскому народу (а Вы, вроде как пытаетесь его воспитывать) такие образы, такие слова, такие примеры для подражания, такие «герои»…

Если кому-то в «великом и могучем» русском языке не хватает слов для выражения мыслей и чувств, и он, якобы поэтому, прибегает к мату, пусть поработает над пополнением своего словарного запаса – почитает классиков, которые не страдали от безсилия даже когда требовалось выразить что-нибудь этакое, заковыристое. Пусть напряжет извилины!

Матерщина свидетельствует не о силе, а слабости человеческого ума, плененного гневом, раздражением, похотью или же обыкновенной глупостью. Зачем эту скользкую немощь именовать силой и отождествлять с мужеством? Чтобы возвеличить грех и надругаться над добродетелью? Иных причин не вижу. 

Дмитрий Констатинович, не будите лиха, пока оно тихо. Не говорите, будто «перемат» (т.е. чрезмерное употребление инфернальной лексики) это плохо, а вот умеренный, художественно выверенный, мат – хорошо. Расхлябанность речи свидетельствует о расхлябанности ума, чувств и воли. Не она России сейчас нужна, потому что приведет к поражению на всех фронтах. Нужна самодисциплина, собранность. 

Слова человека, любящего свой народ, должны быть: драгоценны, как золото; сиять тонкими гранями смысла, точно драгоценные каменья. Они призваны утешать, как может только утешить мать свое дитя; когда необходимо, они должны разить словно стальной клинок; слова призваны животворить, точно чистая родниковая вода. 

Кто предлагает вместо всего этого своему народу какую-то зловонную слизь, разве любит его? Не презирает ли? Не разлагает ли и не умерщвляет ли его душу? Не хочется думать подобных вещей о Дмитрии Константиновиче Киселеве. Вероятнее, он просто вляпался в гнилое болото популизма. Пора вылезать, потому что, соблазняя других на грех, легко и свою душу погубить, а это будет невозвратимая утрата. 

Иерей Сергий Карамышев, публицист, член Союза писателей России, Рыбинская епархия
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

5. Re: Мат, перемат или самодисциплина?

Сейчас легче представить русского человека без пенсии, чем без мата.

lexa / 11.12.2018

4. Re: Мат, перемат или самодисциплина?

Ну, а что здесь особенного, Батюшка? Вспомните их рекламу... У нас в их СМИ разрешено практически все, кроме регулярного напоминания об ощущении присутствия Божиего и о неизбежности расплыты за грехи. Например, за непрестанное обворовывание олигархией нищего народа или за любые формы блуда и разврата... Про мат я уж не говорю... Мелочь... Нет? "И проглаголет икона зверина"...

Сант / 11.12.2018

3. Re: Мат, перемат или самодисциплина?

То же самое и в мировоззрении. Теория Эволюции учит мату, не буквально, разумеется, а через отождествление с грехопадением мира, возвращая человека в грех , уже через разум познания в школе, университете и так далее. С одной стороны мир настоящий и вечный. С другой стороны природа приходит к своему концу даже в цикле года (лето/зима), или цикле дня (утро/вечер). Или мужчина/женщина. Другими словами, закон противоречия и закон исключенного третьего вместе обеспечивают норму цикла. Но, если мы подмениваем закон исключения третьего законом противоречия, то мы два раза исключаем . Два раза исключаем правду из правды. При этом цикл не страдает, а то, для чего цикл предназначен - исключается, подавляется. И тогда возникают революции и войны. Если же осознать причину войны и революции, то, согласимся, - это лучше сделать до того, а не после того, как случится революция или войны и мы выносим из этого уроки...

2. Re: Мат, перемат или самодисциплина?

Посмотрим на мат в свете двух законов логики. 1 закон противоречия 2 закон исключенного третьего. Вот выражение :" критика чистого разума". Как понять это выражение правильно? Только применив оба закона, но сначала закон противоречия и только потом - закон исключенного третьего. Первый закон говорит, что есть противопоставление чистого разума и чего-то другого. Второй закон указывает кто кого критикует. Собственно это и необходимо понять. Другими словами, закон исключенного третьего дает способность понимать, а первый закон просто противопоставляет. Но, если убрать закон исключенного третьего, вообще, точнее подменить его законом противоречия... другими словами, использовать два раза только закон исключенного третьего, то будет дурная бесконечность, за счет того, что ум будет исключать самого себя, сохраняя это противоречие в себе. А это и есть - глупость, когда ум исключает сам себя из самого себя, добровольно, логично. Для ума хорошо, а для души нет, потому, что душа ищет разума духа. А разум духа требует совершенства становления логики, а не ее зацикливания в дурной бесконечности глупости. Вот здесь и появляется амфиболия мата, когда состояние глупости тождественно матерному состоянию души, но ум это устраивает. Вот тогда, здесь и нужен мат, как закон исключенного третьего в законе противоречия. При этом мат становится тем, что исключает себя из глупого ума тем, что душа согласно с именем такого ума, такого глупого ума. Мат исключает глупость из ума. Должен исключать. Только в этом его польза. Но нельзя его не запрещать. Он должен быть запретным, то есть быть матом. Только тогда он может принести пользу. Но , тут же, мат, принеся пользу, запрещается самим умом, ставшим разумным. Ведь запрет из души становится понятным и в уме, который уже становится разумом и не нарушает логику ума. Конечно, лучше приходить к уму-разуму через образование и мастерство опыта. Более того, Бог , от начала дал все основания для этого. Ведь грех не есть средство для обучения. Но это уже другая тема.

1. Re: Мат, перемат или самодисциплина?

Интересно, как бы автор назвал, каким словом ... Антихриста? Ага... да кто же его ему покажет? Фарисейство зашкаливает. Схоластика топит мысль. Вот и остается мат, как дикий протест против дикости разума в кавычках. Где кавычки то ставить? Автор скажет где, автор знает где. Да толку от этого правильного знания, если его правота запутанная в правоте как в трех соснах фарисейской схоластики. Толку от вашей правильности, когда надо менять парадигму мировоззрения. Каждый ребенок и без подобных моральных установках знает что есть доброе, светлое и чистое. Да вот только не каждый взрослый знает - как выбраться из жуткого исторического обмана, из этого шторма подмен понятий... Вот и хватаются за дубину мата, как за соломинку... знают что это не выход... но на прекрасных словах давно поставлено слово ... из трех букв . Вот в этом - сила и польза мата - увидеть мат там, где написано " ах как все верно и правильно". Нет , господа и товарищи. Ложь зашкаливает. Правда давно не правда и ложь. И все это чувствуют. А ума распознать это правильно - не достает. Философов нет. Такие, чтобы могли сказать об этом вслух народа, общества , разумно и без мата. И не надо пудрить мозги, которые и так запудрены дальше некуда. Но и матом ругаться вслух общества - нельзя. Однако, мы знаем, что если нельзя, но надо, то - можно. Через нельзя там, где можно. До каких пор? До тех пор, пока не научимся подлинной красоте разумного слова в красоте не только слова но и мудрости.

Сергий Карамышев:
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи автора