Украинская автокефалия скоро может стать реальностью. По наихудшему сценарию, который озвучил «патриарх» непризнанного Киевского патриархата Филарет Денисенко, на заседании Синода Константинопольского Патриархата, который, как объявлено, состоится в Стамбуле 9-11 октября, может быть принято решение о предоставлении томоса, т.е. официального документа, провозглашающего создание «Украинской автокефальной церкви». Вскоре, как рассчитывает Филарет, это произойдет 14 октября, когда на Украине - праздник, но не в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в честь дня запрещенной в России Украинской повстанческой армии (УПА), в Киеве соберется собор епископов, которые примут решение о создании этой самой церкви. На соборе соберутся «архиереи» из неканонических УПЦ КП (60 человек) и УАПЦ (13 человек), а также какое-то количество законных архиереев-перебежчиков Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, известных своими автокефалистскими настроениями. С ними, надо полагать, сейчас активно «работают» администрация Порошенко и СБУ, чтобы переманить их всевозможными посулами.
Конечно, не факт, что этот сценарий реализуется, он может быть видоизменен. Порошенко, несомненно, заинтересован в том, чтобы решение было принято как можно скорее, поскольку ему надо успеть использовать автокефалию как инструмент в предвыборной агитации. Как метко заметил наместник Киево-Печерской Лавры
митрополит Павел (Лебедь): автокефалия - это «предвыборные вздохи тех людей, которые умирают». Политически умирают, понятно, - что и происходит с Порошенко. Патриарху Варфоломею, напротив, торопиться некуда, он может и отложить проведение «учредительного собора» на более позднее время.
До конца не понятен и формат «учредительного мероприятия». Филарет Денисенко, тоже заинтересованный, как и Порошенко, в скорейшем проведении собора, рассчитывает, что патриарх Варфоломей сначала легитимизирует его как законного патриарха. Этого, судя по всему, хотят главные игроки на политической сцене Украины - американцы. Неслучайно был устроен цирк со снятием анафемы Мазепе, как «вызванной политическими обстоятельствами». Неслучайно также в ходе встречи в Стамбуле Русского и Константинопольского патриархов Варфоломеем был поднят вопрос о предоставлении ему дела Филарета. Намек понятен: патриарх Варфоломей намерен и с него снять анафему, чтобы открыть ему дорогу в законные патриархи. Вряд ли патриарх Варфоломей делает это по доброй воле, он понимает, что таким образом он «теряет лицо», но, видимо, не может сопротивляться давлению своих американских кураторов, которые, по известному мафиозному присловью, сделали ему «предложение, от которого невозможно отказаться». Если анафема будет снята, то Филарету будет открыта дорога в патриархи просто потому, что на «учредительном соборе» его архиереев будет больше.
Но неожиданно возникла и серьезная проблема. Крипто-автокефалисты из УПЦ МП не хотят идти «под Филарета». Об этом прямо заявил на днях
митрополит Черкасский Софроний, давний апологет автокефалии. А без них «учредительный собор» будет выглядеть уж совсем комичным.
И тут возникает дилемма. Если американцы решат играть вдолгую, и их не интересует политическое будущее Порошенко, тогда будет взята какая-то пауза, чтобы либо уговорить крипто-автокефалистов УПЦ МП пойти «под Филарета», либо собрать столько перебежчиков, что Филарет на «учредительном соборе» не будет иметь шансов на избрание, либо еще каким-то образом «решить проблему Филарета», которому уже немало годков. Если же американцы торопятся и хотят сохранить Филарета (не зря же он так зачастил в США), то «учредительный собор» пройдет в кратчайшие сроки.
Хотя поговаривают и том, что в итоге патриарх Варфоломей, чтобы сохранить лицо в православном мире, захочет сыграть собственную игру, а не игру «Вашингтонского обкома» и может повести дело к тому, чтобы провозгласить не автокефалию, а учредить (мол, для начала) Константинопольский экзархат, который возглавит кто-то из присланных им уже на Украину легатов. А потом, мол, когда страсти улягутся, мы уже даруем автокефалию. Однако этот сценарий выгоден только Варфоломею, поскольку позволяет ему «сохранить лицо» и объявить всему православному миру, что он действует исключительно ради преодоления украинского раскола. Но он не выгоден ни Штатам, ни киевскому режиму, ни лидеру украинских раскольников Филарету. Поэтому патриарху Варфоломею вряд ли позволят его реализовать.
В любом случае, Константинополь сегодня очевидно пытается расколоть Русскую Православную Церковь путем отрыва от нее православной Украины. И, к сожалению, мы не можем этому помешать. У нас очень мало (да, практически нет!) церковных инструментов для того, чтобы повлиять на ход дела.
Ситуация вокруг украинской автокефалии наглядно продемонстрировала провал нашего, как казалось, совсем недавно могущественного и эффективного, Отдела внешних церковных связей (ОВЦС). Константинополь занимается откровенным разбоем, но мы не слышим дружного осуждения его действий со стороны братских Православных Церквей. Есть какие-то разрозненные невнятные выступления отдельных предстоятелей и архиереев. В чем же дело?
Думается, это результат того, что ОВЦС практически забросил работу «на православном направлении», сосредоточив все усилия на контактах с Ватиканом. Глава Отдела митрополит Иларион (Алфеев) - частый гость в Риме, постоянно происходят «дружеские встречи» с Папой и его представителями, концерты и собеседования, а иногда и совсем противозаконные совместные молитвы, будто католики вовсе не еретики, а такие же православные христиане, только «немного по-другому верующие». Порой даже складывалось впечатление, что наше Священноначалие соревнуется с тем же патриархом Варфоломеем, кого папа Франциск сильнее похвалит и кто будет ближе к Ватикану.
Как на эти игры с Ватиканом реагируют во всем остальном православном мире, ОВЦС явно не интересовало. И вот мы пожинаем плоды этого высокомерия церковной
Москвы, - Православные Церкви не встали дружно на защиту Русской Православной Церкви, страдающей от разбойничьих действий Константинополя. Вдобавок митрополит Иларион еще и оскорбил патриарха Варфоломея прямым намеком, что он дает автокефалию Украине за взятку. Может, это и правда. Скорее все, что правда. Но об этом должны писать журналисты и говорить неофициальные церковные лица, но не глава церковной дипломатии. Патриарх Варфоломей не стал скрывать свое раздражение даже во время встречи с Патриархом Кириллом в Стамбуле, настолько он разозлён.
В этих условиях у нас практически не осталось церковных средств влияния на ситуацию с украинской автокефалией. Поэтому нам остается надеяться только на то, что ее расстроят непомерные
амбиции Филарета Денисенко. Но это крайне хрупкие надежды. Филарет - сам человек зависимый, и какими бы ни были его амбиции, найдутся те, кто сможет их укоротить.
Впрочем, амбиции Филарета в вопросе провозглашения автокефалии вторичны. Решаться вопрос будет без Филарета патриархом Варфоломеем и архиереями Константинопольского патриархата в Стамбуле 9-11 октября. Там может быть провозглашена автокефалия. Это главное. Как и когда она будет реализовываться - вопрос вторичный. Остановить автокефалию - значит не допустить ее провозглашения Константинополем через неделю.
Что же можно сделать? Остается только попытаться повлиять на ситуацию политическими инструментами. И тут все наши надежды устремлены, как это не парадоксально, на ...мусульманина, турецкого лидера Реджепа Эрдогана. Именно он может создать для Стамбульского патриарха такие проблемы, что ему будет не до «озабоченности судьбой православных на Украине».
Как?! - может возмутиться кто-то. Разве можно обращаться за помощью к мусульманину в споре между православными?!
На это можно возразить, что и патриарх Варфоломей действует вполне политическими средствами, выполняет вполне очевидную волю США, только прикрываясь заботой о благе православных Украины. Кстати, патриарха Варфоломея в ОВЦС давно называли «наш заокеанский партнер»...
А по поводу того, можно ли обращаться за помощью к мусульманину, стоит вспомнить исторический пример. В 638 году арабы осадили Иерусалим. Предстоятель Иерусалимской Церкви святитель Софроний заявил арабам, что готов сдать город превосходящим силам противника, но только, если лично прибудет халиф Омар. Халиф приехал, вечный город капитулировал, а святитель пригласил халифа помолиться с ним вместе в храме Гроба Господня. Омар посетил величайшую святыню христианства, но молиться в храме отказался, молился на внутреннем дворике Храма, как гласит предание.
Нам тоже не нужно молиться вместе с Эрдоганом, нам нужно, чтобы он помог нам остановить автокефалию. Понятно, что «турецкий султан» не станет сам по себе помогать православным, его должен попросить об этом наш Президент
Владимир Путин. Хочется надеяться, что уже попросил...
А нам остается только молиться за рабов Божиих Владимира и Реджепа (никто не возбраняет нам молиться за мусульманина, который хочет (надеемся, что хочет!) помочь Церкви).
PS: На днях была годовщина кончины выдающегося русского мыслителя Виктора Николаевича Тростникова. Так вот у Тростникова была очень оригинальная мысль. Размышляя над причинами гибели Константинополя, он утверждал, что одна из причин заключается в том, что Господь таким образом «расчищал пространство для ислама». И теперь мы понимаем, для чего...
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
122. Ответ на 119., Влад.Атласов:
121. Углич
120. Ответ на 117., М.Е.:
119. Re: Кто может остановить украинскую автокефалию?
118. Ответ на 113., Влад.Атласов:
117. Ответ на 113., Влад.Атласов:
116. Ответ на 113., Влад.Атласов:
115. Ответ на 113., Влад.Атласов:
114. Ответ на 111., Углич:
113. На: "Кто может остановить украинскую автокефалию?"