Грязь

По поводу сюжета о событии в Валуйской и Алексеевской епархии

Проблемы церковной жизни 
0
1952
Время на чтение 7 минут
Несколько дней назад обнаружил в сети шокирующую запись: личный секретарь одного из провинциальных архиереев вымогал (и как вымогал!) деньги у сельского священника.

Сюжет был настолько диким, что сначала счел его фейком – очередной фальшивкой, направленной на дискредитацию православной Церкви. Но не удержался, зашел на официальный сайт упомянутой Валуйской и Алексеевской епархии и обнаружил, что все действующие лица вполне реальны – и епископ Савва, и иерей Вадим Лебедев (секретарь – «вымогатель»), и «жертва» – настоятель храма села Самарино протоиерей Игорь Рыбалкин. Ну что ж… Пока это могло значить только то, что создатели фейка хорошо подготовились и не использовали вымышленных персонажей.

К слову сказать, в случае со служителями Церкви так поступают часто. Даже если откровенная сетевая ложь и клевета относится к конкретным лицам, они почему-то не идут в суды доказывать свою невиновность и привлекать к ответственности если не фабрикантов всяческих гнусностей, то хотя бы их распространителей. Возможно, опасаются судебными разбирательствами причинить еще больший вред Церкви и считают, что смиренное претерпевание напраслины послужит спасению их души. По поводу последнего спорить не буду, а вот в первом сомневаюсь. Бороться за образ Церкви и честь Ее служителей в миру приходится и по мирским законам, вряд ли это противоречит Христову учению и воле Божией.

Но вскоре появилось видео о.Георгия Максимова, по сути подтверждающая реальность произошедшего, а также официальный комментарий на сайте епархии, вроде бы свидетельствующий о том же – иерея Лебедева осудили и отстранили, владыка от его действий дистанцировался – «не благословлял», дескать, на рэкет. Хотя как сказать… Опять-таки бывают ситуации, когда владыки в случае клеветнических сетевых вбросов предпочитают не защищать невиновного, а отстранить его, задвинуть подальше, надеясь, что все забудется и уляжется, и вообще как-нибудь само утрясется, а что из лишнего шума и разбирательства выйдет неизвестно, как бы хуже не было.

Сразу скажу, почти все для меня в этой истории, как в известном мрачном афоризме – «дело ясное, что дело темное». Почти, но не все.

Сначала о «почти». Действительно, ощущение абсолютной дикости происходящего не покидает с первой до последней секунды диалога, из которого, собственно, и состоит сюжет. Диалогом, правда, происходящее можно назвать с натяжкой. В основном это речь «якобы иерея Лебедева» - назидательная, эмоциональная, построенная по всем правилам пастырской и ораторской науки, с обличением сельского настоятеля протоиерея Игоря Рыбалкина, «зажавшего» часть установленной (кем и как?) платы «в конвертике» за архиерейское служение в его храме. Причем, основными «пострадавшими» объявлена владычья челядь – иподьяконы, дьякон и сам вития-иерей. Последний считает себя «униженным и оскорбленным» недополучением денежки. И требует денежку донести, грозя иначе страшными карами – постоянными архиерейскими визитами на приход, что неизбежно заставит заплатить дороже. Не слишком ясно из речи, как к произошедшему причастен сам владыка – то ли он тоже пострадавший, то ли ему в отдельный конвертик все вложили сполна, а «в гнев» (по словам оратора) он впал за свою команду (не буду говорить – бригаду), «ребят», как они названы в монологе (хорошо, хоть не «пацанов») и отправил секретаря порешать проблему.

Особенно умилила меня угроза посещением архиерея: дескать, не загладишь (не заплатишь) - будет к тебе владыка постоянно ездить. Опять аналогия из 90-х. В подмосковных электричках промышляла тогда банда молодых отморозков. В поздних поездах, когда народу оставалось мало, к одиноко сидящим мужчинам подбегала девица в шубе, резко ее распахивала, показывая, что ничего больше на ней нет, и убегала. Затем подходили «конкретные пацаны» и требовали расплатиться за удовольствие. Опешивший пассажир возмущался – дескать, не просил, да и не видел, но его быстро урезонивали с помощью ножей и кастетов. Так вот, получается, что архиерейские визиты чем-то сродни криминальному стриптизу – видел–плати. А то еще раз увидишь и еще заплатишь.

В нормальных условиях архиерейское служение на дальнем приходе – праздник. Его ждут, к нему готовятся. Служба по особому чину – красивая, торжественная. Побеседовать можно с владыкой, благословение архипастырское получить. А какой праздник обходится без хозяйских хлопот? Конечно, и встретить надо владыку достойно, и угостить всех. Ведь в архиерейской службе и иподьяконы задействованы, и дьякон, и благочинный сослужит обычно… Но хлопоты-то радостные.

И в «конвертиках» пресловутых беды нет. Даже если свой брат священник приезжает помочь послужить, и то ему малую толику от дохода уделить положено, а тут архиерей! Ведь едут люди издалека, на целый день, а то и не на один. Транспорт, горючее, облачения, да и у многих семьи, дети. Не так велики порой епархиальные доходы, чтобы все затраты на приходские служения покрыть. А ведь пожертвований в дни архиерейских служений собирают поболее обычного. Ведь и молящихся больше, и записочек, и свечек, да и спонсоры местные к приезду архипастыря что-нибудь, да принесут. Вот и «конвертик» собрать можно. Но – по силам, по совести. Так в большинстве случаев и происходит. В большинстве, но, как выясняется из сюжета, далеко не всегда.

Речь «иерея Лебедева» – шедевр! Что-то подобное я слышал только один раз на заре преподавательской карьеры, когда студент-заочник, то ли представлявший правоохранительные органы, то ли совсем наоборот, проводил мне на экзамене сравнение философских систем Платона и Аристотеля на строго «понятийном» языке. «Был в те времена в Афинах крутой пахан – погонялом Платон, хоть в натуре звали пахана Аристокл. Бригаду он сколотил серьезную, звалась Академией, – всю философию в городе его братва крепко держала…» Примерно так начинался рассказ. И что интересно, по сути все в нем было правильно, только вот лексика… Но, видимо, иначе студент понять материал и выразить свои мысли не мог. Я так опешил, что даже не поинтересовался – он репетитора нанимал, чтобы мои лекции на «понятийный» язык перевести или учебник такой был - «Философия для правильных пацанов»?

Но «якобы Лебедев» моего студента превзошел. Непередаваемая высота рафинированнейшего пастырского ораторского искусства во имя примитивного рэкета образца 90-х. Смысл прост и известен широким слоям населения из бандитских сериалов – знаешь, что надо платить, потому что все платят, знаешь – сколько, и так поступил - «не по-человечески, по-свински». Надо вину загладить, а то – хуже будет.

Вот и тут я думаю, то ли в МДА, которую недавно успешно окончил иерей (если, конечно, это был он), так теперь обучают, то ли личное дарование? Иезуиты отдыхают.

Второй участник диалога, о.Игорь Рыбалкин, ограничивается невнятными репликами, полностью в духе «бандитского» сюжета – нечем платить, вот возьмите, что есть, больше неоткуда достать…

Как просто и ясно! С одной стороны – лихая архиерейская команда, всевластная и никому не подконтрольная, с другой – бедный сельский батюшка, бесправный и бессловесный, вынужденный безропотно терпеть все притеснения «священноначалия».

Прост и вывод – верхушка РПЦ – обыкновенная структура, работающая на «отжим бабла» в свои карманы, не брезгуя в том числе и заурядными бандитскими методами, превращающая нищее рядовое духовенство в некое посредническое звено по перекачиванию полученных средств «кому и куда положено», причем с возложением на таковое личной материальной ответственности за должный размер перекачиваемых сумм.

Кто-то, ограничившись этим, пожалеет простых священников, сочтя их хранителями истинного христианства, и противопоставит «настоящим батюшкам» бюрократическую церковную верхушку, давно превративших религию в прибыльный бизнес.

«Антиклерикалы» и атеисты пойдут еще дальше, напоминая, что товар «этих господ» – «опиум для народа». Что вы хотите, обычная наркомафия – «опиумные бароны» (владыки) и дилеры (рядовые попы)! А страдает «одурманенный» народ.

И возразить-то нечего. Уж больно мерзко, как ни посмотри. Архиерейская команда в роли рекэтиров, архиерейское служение – одновременно и форма вымогательства, и наказание. Распространение в сети втихую сделанной записи как способ защиты священника от своего архипастыря…

А при более пристальном рассмотрении еще и не просто. Непрост главный герой – иерей Лебедев. Интересно, как он, рукоположенный только в декабре 2017 года, тут же стал обладателем наперсного креста, которым священников награждают обычно через несколько лет беспорочной службы, да и то – после набедренника и камилавки? Очевидно, что близок сей иерей к начальству не только по должности.

Ой, как непрост и главная жертва – о. Игорь Рыбалкин. Вроде бы классический сельский священник – бедный, многодетный, смиренный. А вот речь «Лебедева» на диктофон записать сумел. И какую речь! Ведь нарочно не придумаешь. Как будто «иерей» специально сам себя и все владычное окружение, да и владыку тоже по полной программе очернить пытался. Зачем все эти сложности и подробности были? Если и так о.Игорь все знает и все ему ясно? Неужели от слов о бесчестии секретаря устыдится? И сам выступал умело, четко по роли. Правда, говорит, вроде, что речи он (о.Игорь) не записывал. Может Лебедев сам записал? Зачем? На память, от гордости? Или хотел издать в качестве пособия? Или иные какие цели были?

Еще любопытнее, что когда ситуация обсуждалась на епархиальном совете, все «отцы совета» выступили в защиту о.Игоря, по сути, вопреки архиерейской воле. Часто ли такое бывает?

Вообще история напоминает полицейский сериал. Как простые хорошие ребята заставили непростых и плохих самих себя выдать. Только ведь сериал – постановка. Потому и не оставляет где-то смутное подозрение – а не провокация ли все это? Может, неугоден стал кому владыка – вот и организовали подставу, творчески применив современные криминально-бюрократические технологии к церковной среде?

Одно радует – в сюжете Бога никто не поминал, а карами грозились исключительно земными. Так что история эта – сугубо человеческая, даже если ее участники носят рясы и возведены в сан…

Еще раз повторю – утверждать ничего не буду, почти все темно, ясно только, что как бы там ни было, в любом случае – грязь.

Олег Анатольевич Ефремов, кандидат философских наук, доцент МГУ им. М.И. Ломоносова
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Re: Грязь

Как грустно и страшно, что это не фейк, а вполне реальный и обыденный вариант сосуществования в наше время.
православная я / 24.04.2018, 22:31

5. Страшно далеки они от народа

Страшно далеки они от народа (с)
Павел Тихомиров / 24.04.2018, 19:31

4. Re: Грязь

Всегда так было и будет, ибо природа человека повреждена грехом. На лугу благоухает множество цветов, а рядом навоз и помойка. Пчелы собирают нектар с цветов, у мух – свой любимый аромат. Жизнь человеку для того и дана, чтобы понять и определиться, к чему стремится душа: быть мухой, или стать пчелой. И уподобляется каждый человек, согласно своему желанию, или ангелу небесному, или бесу преисподнему…

3. Re: Грязь

Хоть эта история "в любом случае - грязь", но в ней обязано разобраться вышестоящее патриархийное начальство. Возможно, и сложно понять, ради чего делалась эта запись - дискредитировать владыку Савву или разоблачить Лебедева. Но вот почему Лебедеву давались незаслуженные награды - кто ему это организовывал и для чего - это узнать, на мой взгляд, не сложно. Хватит подрывать авторитет церкви! Простые её сотрудники, нормальные священники и диаконы, прихожане - делают всё, чтобы люди приходили в храмы. Не жалеют на это ни времени, ни своих небольших средств. Стараются людям объяснить, как необходима сейчас для нашей страны совместная молитва всего нашего православного народа. А кто-то в это время решает свои личные проблемы, не гнушаясь тем, что при этом унижает Церковь, делает её посмешищем для невоцерковлённых людей, для людей другой веры. Отталкивает и уже пришедших в храм.
NNXX / 24.04.2018, 10:56

2. Re: Грязь

Отчего же "не к чему", Андрей Владимирович? Внимательно слежу за Вашими публикациями и очень ценю Ваше мнение. Спасибо!
Олег Ефремов / 24.04.2018, 10:20

1. Для автора:

Вам мои слова и не к чему, но сказать, тем не менее, считаю нужным. Очень хороша статья. Спасибо.
Андрей Козлов / 24.04.2018, 08:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Ефремов
«Рус, сдавайся!» Вот уж действительно: «Стыдно, господа, и унизительно!»
О статье В.Н.Гарбузова в «Независимой газете»
04.09.2023
Пригожин
Смерть человека… Рождение мифа
28.08.2023
Россия будущего
Исламский фактор и миграция
24.07.2023
Встанет ли Франция на колени?
Есть надежда, что в противоположность «флойдизированной» Америке страна не будет «омерзучена»
06.07.2023
Кого согнут санкции?
Эссе по своевременной политической антропологии
31.03.2022
Все статьи Олег Ефремов
Проблемы церковной жизни
Притча о вратах, путях и слугах
Не ошиблись ли мы вратами?
27.04.2024
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Апографъ
27.04.2024 17:35
Разгром Запада
Новый комментарий от Победа45
27.04.2024 17:32
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
27.04.2024 16:14
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
27.04.2024 15:28
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 14:01