Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Кто остановит проливающих кровь людей?

Русские герои
Проблема Кураева
Война в Сирии и Ираке / 14.02.2018


Размышления о воинском служении в свете оклеветания протодиаконом Андреем Кураевым подвига Романа Филипова …

Россия вдохновлена подвигом российского военного лётчика, заместителя командира эскадрильи 187 гвардейского штурмового авиационного полка, гвардии майора Героя Российской Федерации Романа Николаевича Филипова. Но нашлись люди, решившие умалить этот подвиг, низведя его до обыкновенного самоубийства. К группе хулителей присоединился известный интернет-провокатор заштатный протодиакон Андрей Кураев, разместивший на своей страничке в «Живом журнале» возмутительную заметку «Мы пахали».

О подвиге воинского служения размышляет в интервью «Русской народной линии» сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством, кавалер ордена Мужества протоиерей Димитрий Василенков:

Я обращаюсь не к протодьякону Андрею Кураеву, а к нашим воинам, ибо надо говорить с теми, кому это действительно необходимо. А зачем полемизировать с тем, кто всё равно тебя не услышит?! Воины должны понимать, какой воинский крест возлагают на свои плечи. Военная служба – это не возможность заработать хорошие деньги, повысить социальный статус или добиться иных материальных и социальных благ. Наши православные предки воспринимали воинское служение как великий крест, который может вознести человека на духовную, нравственную высоту или низвести вниз, сломать. Воинское служение неразрывно связано с войной, которая не проходит бесследно для души человека. Человек в этом мире делает выбор между добром и злом. «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму по­читают светом, и свет – тьмою, горькое по­читают сладким, и сладкое – горьким!» (Ис.5:20). Мы не должны быть безразличны ко злу. Наша вера должна быть прежде всего деятельной. Должно не только высказываться, но деятельно бороться против зла. «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт.9:6).

И в Новом Завете: «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященника, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26:51–54).

Кто остановит проливающих кровь людей? Апостол Павел отвечает: «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4). Меч вручается человеку, чтобы в этом мире пресекать зло. Святые отцы Церкви понимали важность воинского служения. Человек, взявший в руки меч, возлагает на себя великую ответственность – наказывать зло и пресекать человеческие жизни. Он становится судьей над людьми. «Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом одно и тоже, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно, а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется», – говорит Афанасий Великий в послании к Аммуну.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Что бывает по воле Божией, то, хотя бы казалось и худым, лучше всего; а что противно и не угодно Богу, то, хотя бы и казалось самым лучшим, хуже и беззаконнее всего. Если кто даже совершит убийство по воле Божией, это убийство лучше всякаго человеколюбия; но если кто пощадит и окажет человеколюбие вопреки воле Божией, эта пощада будет преступнее всякаго убийства. Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению».

Подчеркну, что убийство человека на войне не проходит бесследно. Василий Великий в 13 правиле рекомендует воинам воздерживаться на три года от приобщения Святых Христовых Тайн. Этот совет связан с желанием Василия Великого уврачевать раны души, полученные от убийств на войне.

Вот как толкует слова святителя Василия авторитетный канонист XIII века Матфей Властарь: «Таким образом, и сей божественный отец почитает похвалы достойными идущих на противников и защищающих род христианский, ибо что может быть более достойным похвалы, чем то, чтобы быть поборниками целомудрия и благочестия? Но поскольку у сего святого отца было намерение очищать скверны, соединяемые иногда и с благими делами, он подвергает умеренной епитимии и сих (воинов)… необходимо, чтобы и проводящие жизнь в сражениях и обагряющие свои руки в крови иноплеменников прежде очистились врачеством покаяния и огнем его попалили соединенные с таковым занятием скверны и таким образом приступили к таинствам нового Адама…».

Еще раз подчеркну, убийство на войне не проходит бесследно для души человека.

Преподобный Исидор Пелусиот писал: «Хотя умерщвление неприятелей считается делом законным и победителям воздвигаются памятники, возвещающие их заслуги, однако же если разобрать тесное сродство между всеми людьми, то оно не невинно, почему Моисей предписал и убившему человека на войне пользоваться очищениями и кроплениями».

Военный человек нуждается во врачевании своей души молитвой. Но самое главное - жизнь свою надо проводить внимательно весьма. Мы говорим о воинском кресте, ибо воин возлагает на себя великую ответственность. Этот тяжелый крест может и повредить воину, невнимательному к своей душе, если таковой ведет жизнь рассеянную и небрежную, а ответственность великую на себя возложил. На войне приходится принимать суровые и тяжелые решения. Православный воин, принимая решения, понимает ответственность, возлагаемую на свои плечи. В том числе ответственность за убитых им людей, за которых воину надо молиться всю оставшуюся жизнь, ибо он ответит перед Богом за их убийство.

Если воин ведет внимательную духовную жизнь, то Господь его благословляет и дает ему силы принимать правильные решения в непростых ситуациях. Господь защищает такого воина не только от физических бед на войне, но самое главное – от душевных ран.

В Церкви есть огромное количество воинов, прославленных в лике святых – великомученики и мученики: Димитрий Солунский, Георгий Победоносец, Феодор Стратилат и многие другие. Неся воинское служение, они отдали свои жизни за Христа. И это было не сиюминутным желанием. Нет, ибо подвиг явился следствием их жизни во Христе. Большинство воинов совершили сознательный шаг в их жизни во Христе. Целые легионы христианских воинов доблестно воевали и защищали Римскую империю. А когда было необходимо – они принимали решение отдать свою жизнь за Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Многие из воинов стали великими преподобными. Далеко ходить не надо – великий наш преподобный Илья Муромец. А сколько воинов и преподобных монахов в Псково-Печерском монастыре! Много известных воинов и князей, которым приходилось, как Александру Невскому, принимать суровые решения – наказывать и приговаривать к смерти. Но как он изливал ночами свое сердце перед Богом, какой он крест нес! Мы не знаем, как ему нелегко приходилось – принимать суровые решения и нести за них ответственность. Мы не знаем сердца человеческого, а Господь зрит и дарует великую благодать. Может быть, по молитвам человека, который наказал и убил людей за их беззакония, Господь и там их милует. Мы имеем многих известных святых воинов и князей – Димитрий Донской, Александр Невский, Феодор Ушаков. Воинское служение способствовало, в том числе их духовному созреванию и пониманию той великой ответственности, которую они на себя возлагали и несли в своем сердце.

В преддверии Великого поста и в непростой период для нашего Отечества подчеркну, что наши воины берут на себя великую ответственность защищать Родину и народ наш, нести тяжелейший воинский крест. Поэтому им крайне необходимо вести внимательную духовную жизнь, быть внимательными к душе своей! Если в душах воинов будет почивать Дух Святой, то воинский крест послужит спасению не только Отечества, но и их души.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. Владимир Петрович : Re: Кто остановит проливающих кровь людей?
2018-02-14 в 16:46

Действительно, интересную трактовку гибели Романа Филипова дает нам Андрей Кураев. В этом смысле, чем он отличается от тех других, кто видят в смерти летчика не только очевидный героизм но и свое собственное духовное обоснование этого поступка? Чем???... Вся разница только в том, что Андрей Кураев в данном случае умышленно позволяет себе быть циничным, а другие видят в этом христианский и общечеловеческий подвиг. Люди которые, под видом учености, позволяют себе унижать память и достоинство падших -называются подлецами. Я, наверно, плохой христианин, ПРОСТИ МЕНЯ ГОСПОДИ, но боюсь я бы не удержался дать в морду архидьякону Андрею при встрече. Прошу меня простить.
1. : Re: Кто остановит проливающих кровь людей?
2018-02-14 в 14:32

Автору.
Ответ на этот вопрос вы знаете - сам себя не остановишь - никто не остановит. Если кровь льется, значит это кому-то нужно. Значит это выгодно и есть договоренность между теми, кто пытается разделить человечество на друзей и врагов.
На самом деле любой так называемый враг - он человек и брат по отцу и матери - Адаму и Еве. Дьявол же разделяет, потому властвует. Соединяет людей - Слово.
Никогда не судите чужую смерть. Великий непростительный грех хулы на Духа Святого! Ибо что есть - Смерть? Смерть - это ЕДИНСТВЕННЫЙ подарок человека - Господу Богу. И каждый решает лично сам, каким будет этот единственный подарок. Если Роман Филиппов так поступил, значит его душа знала, что по-другому может не выдержать - плена, пыток, унижения, осквернения, позора... Все за одну секунду поймешь - перед последним шагом. Но подарок свой Богу - сокровище! - его портить не надо. И Кураеву тоже.
С уважением Елена Родченкова-Кир

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме