Странное обращениеПроблемы церковной жизни
![]() Пару дней назад на РНЛ было опубликовано весьма странное обращение некой «православной общественности» (в составе 5 человек) к Синоду и Архиерейскому Собору РПЦ, в котором, цитирую: «Представители православной общественности призвали Синод и Архиерейский Собор отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов, осудившие имяславие». Авторы обращения также считают, что «силовое удаление около тысячи монахов в 1913 году легло тяжелым и пока еще до конца нераскаянным грехом на всю Российскую Кафолическую Православную Церковь». Хотя, говоря по правде, всякой православной общественности уже давным-давно пора зарубить себе на носу, что Православная Церковь – безгрешна. В ее истории бывали случаи и похлеще случавшегося тогда на Афоне. В ее истории были длительные периоды, когда церковную власть временно захватывали еретики, например, ариане или иконоборцы. Затем устраивавшие массовые гонения на православных – одних убивали, других калечили, третьих отправляли в ссылки… Но никому и никогда не приходило в голову обвинять в сих гонениях саму Церковь и требовать от нее покаяния! Обвиняли конкретных еретиков, а Церковь воинствующую, которую как раз и составляли православные, многие из которых и пострадали от гонений еретиков, за терпеливое перенесение сих гонений – прославляли, а не требовали от нее покаяния! Это же применимо к случившему тогда на Афоне. Если, конечно, тогда там действительно были допущены необоснованные насильственные действия по отношению к православным молитвенникам-исихастам. Каким, к примеру, был преподобный Кукша Одесский – не просто член Русский Православной Церкви, а ее канонизированный святой. Но так ли были безгрешны многие не святые афонские монахи, обвиненные тогда в ереси?! По мнению авторов обращения все они были очень «белыми и пушистыми», но их выдает уже сама терминология. По их мнению, с «имяславцами» боролись «имяборцы» - но это терминология самих обвиненных в ереси. Православная Церковь называла первых не «имяславцами», а имябожниками, поскольку многие из них ошибочно считали, что «Имя Божие есть Бог». А православные боролись с этой ересью, а не с Именем Божиим, которое они также свято почитают. Поэтому они отнюдь не «имяборцы», а просто – православные. Правда, авторы обращения, по крайней мере, в нем не дерзают называть Имя Божие Богом, но их выдают подобные же безграмотные богословские перлы, граничащие с ересью. Так они пишут: «Движение имяславия отражало исихастскую традицию почитания и поклонения Богу – Святой Троице, в том числе Его Нетварным Энергиям, к коим относится и Имя Божие, являющееся словесной Иконой нашего Спасителя». Но любое имя, в том числе и Имя Божие, не является нетварной энергией Божества, а представляет собой вполне тварную вещь, выражаемую звуками или письмом. И даже когда оно произносится в уме, скажем, во время молитвы Иисусовой, то и тогда оно тварно, поскольку не только наш ум, но даже ангельские умы сотворены Богом. Поэтому и наша мысль не может быть нетварной. Другое дело, что с Пресвятым Именем Божиим связана (думаю, нераздельно и неслиянно) благодать Святого Духа, т.е. нетварная энергия Божества. Что деятельно и проявляется, например, в молитве Иисусовой, очищающей душу и прогоняющей бесов. Поэтому апостол Павел и говорит: «Никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» (1 Кор.12: 3). Это же верно и в отношении иконы, которая не только не нетварна, но, в основном, еще и вещественна. Однако и чрез святые иконы также действует благодать Святого Духа вплоть до того, что некоторые, особо славные из них, – чудотворны. Впрочем, более всего «умиляют» даже не вышеприведенные богословские перлы авторов обращения, а его концовка. Цитирую: «Представители православной общественности считают, что «пришло время вынести соборное суждение об этих вопросах и разрешить данную богословскую дискуссию в пользу имяславия. Для этих целей просим создать богословскую комиссию и поручить к следующему Архиерейскому собору подготовить решение о признании имяславия исихастской традицией нашей Церкви, соответствующей Священному Писанию и Священному Преданию, отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов, осудившие имяславие». Это даже похлеще, чем в анекдоте про Мишку Горбачева: «Мы тут подумали, и я решил…». Какая-то сомнительная «православная общественность» в составе 5 человек подумала, решила, а Церковь должна проштамповать их более чем сомнительное решение своим авторитетом! Ребята, а зачем-то создавать богословскую комиссию, если вы уже на своем междусобойчике «все решили»?! В заключение следует сказать, что Пресвятое Имя Божие, Имя Господа Иисуса Христа, которое «выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп.2: 9-10), - это одно из самых сильных оружий православного христианина в невидимой брани «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6: 11). Поэтому нет ничего удивительного в том, что последние всячески стараются выбить это мощное духовное оружие из рук православных. Что и проявилось в событиях вековой давности на Афоне, в тогдашних и нынешних богословских ошибках имябожников и их апологетов, а также во многом другом. Например, в часто случающихся попытках современного православного неофита сразу же достичь высших ступеней Иисусовой молитвы (умной, сердечной). Когда он толком не умеет проходить ее низшие ступени, скажем, не умеет творить, как советует святитель Игнатий (Брянчанинов), покаянную молитву Иисусову. Все это, конечно, представляет собой современную богословско-аскетическую проблематику. Но решается она серьезной и кропотливой богословско-аскетической работой православных, а не безграмотными кавалерийскими наскоками сомнительной «православной общественности»! Протоиерей Георгий Городенцев, публицист
Другие способы помощи |
Другие статьи этого автора
25.01.2018 |
Домыслы и некоторые факты в деле священника Глеба Грозовского
Анализ последних публикаций, посвященных данному делу, для непонимающих
23.01.2018 |
Сеанс массового гипноза
Протоиерей Георгий Городенцев о суде над священником Глебом Грозовским
10.11.2017 |
Является ли изнасилование блудом?!
Массовое сопротивление православных не позволило создателям «Матильды» втянуть народ в духовный блуд
31.08.2017 |
Итоги операции «Матильда»
События вокруг данного фильма развиваются в русле теории ритуальных преступлений
18.08.2017 |
Существенный симптом иудейства в православии
все статьи автораКритика протоиереем Георгием Городенцевым ложных теорий «антиюридистов» Другие новости этого дня
29.11.2017 |
«Семья – это основа нашего общества, государства»
Владимир Путин встретился в Кремле с лауреатами конкурса «Семья года»
29.11.2017 |
Валентина Матвиенко: Уверена, следующий год будет рекордным в плане рождения детей
Председатель Совета Федерации испытала «приятный шок» от мер Президента по улучшению демографии
29.11.2017 |
Плохой знак для Суркова, хороший – для ДНР и ЛНР
Заокеанские благодетели не оценили верноподданичество Владислава Суркова Другие новости по этой теме |
Комментариев - 19
Комментарии
2017-12-08 в 18:43
Миша, твое словоблудие тебя нисколько не оправдывает. Всем известно, о каком "искупителе" писали и говорят т.н. царебожники. Мы видели также "иконы" этих еретиков (в публикациях об их ересях).
Так что твоя ересь об "искуплении не по существу" - очередная лукавая отговорка. Понял ли ты меня, подполковник?
2017-12-08 в 16:48
2017-12-08 в 07:42
2017-12-08 в 07:38
2017-12-08 в 06:17
О ересях т.н. царебожников исчерпывающе написали покойные протоиерей Петр Андриевский и священник Даниил Сысоев. Читай, голубчик, вразумляйся и кайся в своих (!) грехах.
2017-12-08 в 05:35
Это ещё большевики придумали, печатают икону в газете, а потом человек по невнимательности в эту газету рыбу заворачивает. Большевики придумали, испытали на вождях, а потом внедрили в широкие массы. Благо с крахом коммунизма, в стране с туалетной бумагой хорошо и газет никто не читает......
2017-12-08 в 05:31
2017-12-08 в 01:24
К стате об иконах! На примере всем известной чудотворной мироточивой иконе (изготовленной на ксероксе!) Св. Царя муч. Николая, видно творящее действие божественной энергии - мироточение, благоухание (сам видел и обонял) и исцеление. И миро и аромат и исцеление - тварные, а энергия сотворившая сие - Божия! И как апостолы видели не сущность, а славу Божию на Фаворе - преображённого Христа (даже одежды Его стали белы как снег), так и действием Своей божественной энергией Бог прославляет своего угодника Царя Николая! Поэтому напрасно нас некие и МЕ и БЕ обременённые тяжёлой формой легкомыслия обвиняют нас в, высосанным из корявого пальца, неком царебожии, т.к. этого невозможно для православного по определению! Но мы почитаем Св. Царя, как ярчайшую звезду отражающую лучи славы Божией на духовном небосводе, а не как Бога! А вообще Царь, по определению святых отцов - это одушевлен образ Бога на земле.
2017-12-07 в 23:51
И не является Его энергиями.
О, да! Ибо: " как «Аз и Отец едино есма» (Ин.10:30), мы не сливаем ипостасей, но возводимся [умом] к единству сущности и неразлучности Сына от Отеческих оных недр (...) и когда говорим, что сущность и энергия Божия – одно, то ни божественного выступления не отменяем, ни действующую природу не почитаем ошибочно за энергию..." (святитель Григорий Палама
О Божественных энергиях и их причастии)
2017-12-07 в 19:44
Ребята, вам самим каяться нужно в своих смертных и несмертных грехах!
2017-12-07 в 18:11
И не является Его энергиями.
2017-12-07 в 13:41
Почитать имя Божие нетварным есть неоплатонизм.
2017-12-01 в 11:10
Если вам ближе такая терминология, то соглашусь с вами. Бога часто сравнивают с Солнцем, яркость которого настолько велика, что человек видит лишь свет, не различая источника света
2017-12-01 в 00:02
Не понимаю, что имеет в виду филосОф когда писал, что "сущность и существование в Боге не различимы". Но думаю, что если о сущности человека можно сказать, что человек - это образ и подобие Божие, то о Боге (т.е. о сущности Бога), - этого ни Декарт и не прочие высокообразованные прохфессора МДА сказать не в состоянии, ибо - "наделают в штаны". А "настоящее имя" (или имена) Божие выражает не Его СУЩНОСТЬ, а Его СВОЙСТВА: "Богъ есть любовь"; "Слово есть Богъ", "Господь Богъ"; "Древний Днями"; "Азъ есмъ (по евр. Иегова)"; "Христос (греч. помазанник)" и т.д.. Так, что имя Божие тварно и Его сущностью не является.
2017-11-30 в 12:36
Это свойство человеческого сознания использовали большевики, когда заявляли: "Партия и Ленин –
близнецы-братья –
кто более
матери-истории ценен?
мы говорим Ленин,
подразумеваем –
партия,
мы говорим
партия,
подразумеваем –
Ленин."
Сливая два различных объекта воедино имитировали эффект абсолютности созданного единства в сознании людей, стремились подражать божественности Бога.Обратное тоже верно. Если искусственно разделять в Боге Его сущность и существование, Самого Бога и Его Имя, или образ от Первообраза в случае с иконами, то происходит десокрализация священного и святого, что совершенно недопустимо для верующего человека.
2017-11-30 в 11:19
КОнечно тварна, ведь "Бог стал тварью, чтобы тварь обожилась". Иисус Христос - Совершенный Бог и совершенный человек. Два в одном, как сейчас говорят.И воплотился Он от Духа Свята и Марии Девы в историческое время. Но как Бог, как Второе Лицо Пресвятой Троицы, Логос Он был изначально, и как Личность Он имел Имя, и имя это было в Боге. Или найдутся безумцы, утверждающие, что Бог был, Логос был, а Имени не было? Или, что Имя появилось лишь с с вочеловечением Господа? Это мы узнали Пресвятое Имя после воплощения Господа, что никак не означает несуществования Имени Бога изначально. Это богословский ответ. Можно и философски обосновать тоже самое, хотя и от ума. Философ Декарт писал, что сущность и существование в Боге не различимы. Соответственно и Имя Бога (а настоящее имя всегда выражает сущность) и Сам Бог в своем существовании не различаются, т.е.суть - одно.
2017-11-30 в 09:47
А человеческая природа Христа, рожденна несотворенна... и нас ради сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася, тварна или нет?
2017-11-29 в 20:37
Совершенно верно. Авторы обращения (хоть я и не читал его пока) наверняка на это намекают. К тому же те же члены Синода впоследствии высказали сомнительные идеи касательно поддержки "революции", си речь, бунта против Богом установленной власти Царя.
"Но любое имя, в том числе и Имя Божие, не является нетварной энергией Божества, а представляет собой вполне тварную вещь, выражаемую звуками или письмом."
Сразу же вспоминаются слова "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было - Бог". Бог Слово, Божественный Логос - неужели оно тварно? А Имя, которое Он имеет предвечно неужели Оно тварно? Помнится, что это учение уже было осуждено святыми отцами.
2017-11-29 в 16:34
А что касается "сомнительной «православной общественности»" - о тех людях, подписавших обращение, не стоило так говорить.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.
Зарегистрироваться