«В каком-то смысле это моя родная земля, моя малая Родина»

Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжества по случаю 125-летия Выборгской епархии

0
329
Время на чтение 9 минут
В субботу, 19 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на Соборной площади перед Спасо-Преображенским кафедральным собором г. Выборга, сообщает Патриархия.ru. Визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Выборг приурочен к празднованию 125-летия Выборгской епархии, учрежденной в 1892 году.

Перед началом богослужения на площадь из Спасо-Преображенского собора была вынесена и положена на аналое чудотворная Коневская икона Божией Матери из Ново-Валаамского монастыря в Финляндии, которая в связи с празднованием юбилея епархии пребывала в кафедральном храме Выборга с 16 по 20 августа. На Соборной площади во множестве собрались жители города.

По традиции в праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение плодов нового урожая, после чего было совершено славление празднику Преображения Господня.

Епископ Выборгский Игнатий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству архиерейский посох с навершием в виде Выборгского замка с башней святого равноапостольного князя Олафа.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Преображения Господня. Событие, которое мы вспоминаем, хорошо известно каждому, кто читал Евангелие, каждому, кто ходит в храмы Божии. На горе Фавор перед апостолами, которых избрал Спаситель, открылся иной Его лик. Не тот, к которому они привыкли, — лик человека, который ходил вместе с ними по пыльным дорогам Иудеи и Галилеи, который вместе с ними питался, отдыхал, трудился, молился. Не человека, которого многие могли с легкостью обидеть, кого силой власти хотели принудить замолчать, — совсем другой лик явился апостолам. На горе Фавор Иисус из Назарета преобразился, и апостолы увидели пред собой Сына Божиего, увидели божественную природу своего Учителя. Но они увидели не только блистающие ризы Спасителя, не только неизъяснимый свет, — они увидели пророков Моисея и Илию, которые задолго до того отошли ко Господу.

Чем же было это видение? Его можно сравнить с окном в иной мир, который существует, о котором мы знаем, но который мы не видели. Апостолы также не видели этого мира — до тех пор, пока Господь не открыл перед ними это окно, и они, оставаясь во плоти, непостижимым образом, разрывая физическое пространство и время, узрели то, что принадлежит вечности. В этом ином мире — свет неизреченный, а там, где свет, нет никакой тьмы ни в прямом, ни в переносном смысле; нет зла — там абсолютное торжество Божественной правды и любви. Там пребывают те, кто давно переступил границу физической жизни и смерти, кто сподобился быть рядом с Богом, — они там, вместе с Ним.

Возникает вопрос: а закрыто ли для нас, живущих на земле, это окно в вечность? Есть ли нечто в нашей земной жизни, что дает нам возможность прикоснуться к Божественному Царству? Ответ прост: есть, и существует много средств, которые открывают перед нами величие и красоту Божественного мира.

Мы знаем, какое потрясающее впечатление производит на вдумчивого наблюдателя бескрайнее звездное небо. Оно являет нам масштаб Божественного величия, красоту Божиего творения, силу и мудрость, несопоставимую с человеческой силой и мудростью. Однажды я спросил одного из наших выдающихся ученых, насколько наука способна понять и описать сегодня все то, что представляет собой мироздание. Его ответ меня поразил: «Может быть, на десять процентов». А что же все остальное? — «Оно пока недоступно науке и человеческому знанию». Но прав был Иммануил Кант: не только звездное небо свидетельствует о величии Божием. А если мы заглянем в самих себя, если мы ответим на вопросы: «Что такое наша совесть?», «Что такое нравственное чувство?», «Почему мы знаем, что такое добро и зло?», — и это несмотря на то, что информационное пространство оказывает на нас мощное давление, чтобы мы потеряли способность различать добро и зло? Как же мы их различаем? Потому что Бог заложил в нашу природу нравственный закон, который не проистекает из внешнего мира. Это закон, бросающий вызов всеобщей логике выживания в условиях физического мира.

Для того чтобы почувствовать парадоксальность и Божественную силу этого закона, давайте ответим на один вопрос: что такое человеческий подвиг? Подвиг — это способность человека пожертвовать своим здоровьем, своим материальным благополучием, своей жизнью ради более высоких целей. Если бы вся наша жизнь замыкалась в этом историческом пространстве, если бы мы были им сформированы, как нас убеждают люди неверующие, — то где бы нашлось место идее жертвенного подвига? Ведь в таком случае жизнь земная, физическая должна быть абсолютной, конечной ценностью. И почему кто-то должен отдавать свою жизнь за другого человека, за свой народ, за самые высокие ценности, которые он исповедует? Да никогда, если бы человек был сформирован этим миром.

Но Господь вложил в нас душу, и в ней мы находим отблеск вечности. Наша душа — это и есть маленькое окошко в вечность. Когда мы сердцем воспринимаем красоту мира, красоту человеческого творения, прекрасные произведения музыки или живописи, чувствуя, что Богом вложенный в человеческое и космическое бытие закон гармонии приносит свои плоды, — всякий раз, когда мы встречаемся с этой гармоничной, Богом учрежденной красотою, — мы словно заглядываем через окно в вечность. Но есть и более прямые пути — когда человек обращается с верой к Богу, когда он молится, когда он участвует в Божественном таинстве Евхаристии, когда Само Тело и Кровь Христовы касаются нашего естества, — в этот момент мы заглядываем в вечность.

Апостолы спустились с горы Фавор, несомненно, укрепленные в вере. Господь явил Себя в Божественной славе ученикам, чтобы тогда, когда Он будет распинаем, они бы уразумели, что страдания Христа вольные и миру проповедали, что Он есть Сын Божий. Так мы говорим об этом словами кондака сегодняшнего праздника. Но что же произошло, когда наступили страдания Спасителя? Ученики забыли обо всем: и о Фаворском свете, и о вечности. Петр просто отказался от Спасителя, другие разбежались... Что это означает? Неужели видение на Фаворе, это соприкосновение с вечностью, с иным миром не было достаточным, чтобы ученики пошли на смерть вместе со Спасителем до самой Голгофы? Оказалось, что нет. То же самое происходит и у нас с вами, когда мы прикасаемся к вечности через молитву, через участие в Таинствах, через созерцание красоты, когда мы и умом, и сердцем видим это Божественное присутствие, но очень часто, погружаясь в суету повседневной жизни, вскоре забываем об этом видении, о соприкосновении с вечностью и снова становимся рабами своей похоти, обстоятельств жизни и тяготения ко греху.

Но неслучайно мы сегодня празднуем день Преображения. Господь знал, что ученики после Фавора отвернутся от Него. Господь знает, что и мы часто от Него отворачиваемся. И что же? Он простил Петра и учеников Своих. И они, получив прощение и осознав всю безмерность Божественной любви, пошли проповедовать Его имя до пределов земли. Все они, кроме апостола Иоанна Богослова, мученически скончались, в том числе Петр, распятый вниз головой на кресте в Риме.

Вот так и мы с вами — люди слабые, ограниченные, обремененные жизненными обстоятельствами, — забывая об этом соприкосновении с вечностью, которая даруется нам в молитве, в таинстве Святой Евхаристии, в лицезрении красоты и величия сего мира, погружаясь в обыденность, часто обо всем этом забываем. Но даже при этом образе жизни мы никогда не должны забывать, что Господь простил апостолов и вернул их на великий путь свидетельства о Его Воскресении. Ни при каких обстоятельствах мы не должны терять уверенности, что Господь с нами, что Он ведет нас по жизни, что вместе с Ним мы способны преодолеть трудности повседневного бытия и обрести спасение в жизни вечной. Всему этому учит нас сегодняшний прекрасный день Преображения Христова. И дай Бог, чтобы опыт переживания Божественной литургии сегодня, как и каждый день, когда мы пребываем в храме, помогал нам возвращаться на путь истинный и жить во славу Божию. Аминь.

Предстоятель Русской Православной Церкви вручил епископу Игнатию панагию. В дар Спас-Преображенскому собору Святейший Патриарх передал икону Святой Троицы, а также, от имени благотворителя В.Н.Жимирова, три креста ― с частицей Древа Креста Господня, с частицей титла ― надписи, которая была над главой Спасителя, а также с частицей креста страданий святого Дисмаса, благоразумного разбойника.

Затем Святейшего Патриарха и всех собравшихся приветствовал Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев.

По завершении богослужения на Соборной площади Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, архиепископа Солнечногорского Сергия и епископа Выборгского и Приозерского Игнатия посетил Выборгское епархиальное управление.

По завершении богослужения на Соборной площади Выборга, Святейший Патриарх Кирилл принял участие в торжественном мероприятии по случаю Дня города Выборга и Выборгского района.

Праздник прошел на Рыночной площади города.

Жителей и гостей города Выборга приветствовал губернатор Ленинградской области А.Ю.Дрозденко.

Затем к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл:

«Уважаемый Александр Юрьевич! Владыка Варсонофий и владыка Игнатий! Господин мэр! Дорогие жители города Выборга!

Я очень счастлив быть сегодня вместе с вами. С Выборгом у меня связаны девять лет моей жизни ― с 1976-го по 1985 год я был епископом с титулом "Выборгский", часто посещал город, служил в храме, очень любил отдыхать в окрестностях Выборга. Будучи ленинградцем, я хорошо знал Карельский перешеек, ту его часть, которая примыкает к Выборгу, поэтому в каком-то смысле это моя родная земля, моя малая Родина. И, конечно, с особым чувством, уже как Патриарх, я прибыл в этот город.

Сегодня мы с вами отмечаем 125-летие Выборгской епархии. Когда в городе создавалась епархия, это всегда способствовало его дальнейшему развитию... Но мы знаем, что в определенный момент люди перестали ходить в храмы, отвернулись от Бога, забыли свою историю, свои традиции.

Однако мы свидетельствуем о том, что народ наш, встав на путь свободного и динамичного развития, обращается к своим истокам. И замечательно, что сегодня, когда мы отмечаем 125-летие Выборгской епархии, на Соборной площади собралось столько людей, чтобы помолиться вместе с Патриархом.

Сегодня Выборг ― это действительно развивающийся город. Он еще проходит через определенные трудности, но я надеюсь, что замечательные решения, принятые в отношении города, будут способствовать проведению реставрации исторических зданий, превращению Выборга в город-музей.

Как уже было сказано, Выборг находился на территории трех государств. Он был, в том числе, третьим по величине городом Финляндии. Поэтому так важно восстановить город во всей его красоте, чтобы это была не только визитная карточка России для тех, кто приезжает из Финляндии, но чтобы это было также место отдыха, исторических воспоминаний, культурного досуга как для наших граждан, так и для наших друзей из-за рубежа. Город Выборг, его архитектурный ансамбль достойны того, чтобы предстать во всей красе. Надеемся, так и будет.

Но самое важное ― чтобы вместе со стенами, которые реставрируются, созидались наши души. Человеческое счастье ― это состояние, которое мы испытываем внутри себя. Можно жить во дворце и быть очень несчастным; можно жить в прекрасных условиях и быть глубоко разочарованным в жизни. Все зависит от того, что внутри человека. Церковь, обращаясь к людям, говорит, что все нужно развивать ― экономику, социальные сферы, но первостепенно важно заботиться о состоянии своего внутреннего духовного мира. А мир наш формируется идеалами, в том числе нравственными, культурными, эстетическими, всем тем, что созидает человеческую душу.

Хотел бы от всего сердца пожелать, чтобы реставрация замечательного исторического города Выборга, повышение уровня жизни его жителей соотносились с тем внутренним духовных развитием, без которого, как я уже сказал, счастья быть не может. В этом смысле я и желаю всем вам счастья, а городу ― благополучия. С праздником!»

На сцену также были приглашены управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, глава администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области Г.А. Орлов.

По окончании официальной части праздника состоялся концерт.

В завершение визита в Санкт-Петербургскую митрополию по случаю 125-летия Выборгской епархии, Святейший Патриарх Кирилл посетил строящийся храмовый комплекс в честь Успения Пресвятой Богородицы в Южном микрорайоне Выборга.

У врат действующего храма в честь священномученика Игнатия Богоносца Предстоятеля Русской Православной Церкви и высоких гостей встречали ключарь храмового комплекса священник Дионисий Панушкин, клирики храма, учащиеся воскресной школы и многочисленные прихожане.

В храме Святейшего Владыку приветствовал епископ Выборгский Игнатий, который преподнес Его Святейшеству икону священномученика Игнатия Богоносца.

Святейший Патриарх Кирилл, приветствуя священнослужителей и прихожан, отметил, что очень рад тому, что в Выборге строятся новые храмы.

«Почти сто тысяч человек живет в Выборге, поэтому и храмов должно быть больше, ― отметил Предстоятель Русской Церкви. ― Это строительство ― благо для людей, для города, потому что через общение с Богом в храме меняется душа человека, она становится лучше, а значит и жизнь должна становиться лучше».

В память о пребывании в Успенском храме Святейший Патриарх Кирилл передал приходу Владимирскую икону Божией Матери. «Пусть Царица Небесная Покровом своим покрывает град Выборг и каждого из тех, кто с верой и надеждой обращается к Ее святому имени. Храни вас всех Господь!» ― сказал в завершение Предстоятель.

Затем Святейший Владыка осмотрел строящийся Успенский храм.

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил губернатора Ленинградской области А.Ю.Дрозденко и главу администрации муниципального образования «Выборгский район» Г.А.Орлова за помощь Выборгской епархии.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 18:52