Сегодня, 26 июля, отмечает свое 55-летие митрофорный протоиерей, настоятель новосибирского собора во имя св. благоверного князя Александра Невского
отец Александр Новопашин, сообщает
сайт храма. Трудно назвать ту стезю, на которой не отметился бы этот замечательный человек. Миссионерство, служение милосердия, кинематография, спорт…
Отец Александр на протяжении многих лет активно сотрудничает с «Русской народной линии». Редакция РНЛ сердечно поздравляет отца Александра с юбилеем, желает ему многая и благая лета, помощи Божией, успехов во благо Церкви и Отечества, а также благодарит за плодотворное сотрудничество.
Предлагаем вниманию читателей выдержки из интервью отца Александра новосибирской газете «Честное слово».
Он рассказал, что с какого-то момента в своей жизни стал воцерковленным. «Потому что вера, это дело такое… Кто-то верит в божественность помидора, кто-то в свое светлое будущее, кто-то верит в человечество, как говорили атеисты: я верю в человека и его доброе начало. В Писании сказано: и бесы веруют и трепещут… А когда человек воцерковленный — это не только жизненная позиция, но и образ жизни. Если говорить об этом, то воцерковленным я был с детства. Родители мои, бабушка воцерковляли меня с младенческого возраста. Мне мама рассказывала, что когда на руках меня только заносила в храм, я слышал пение и тут же на весь храм кричал слово "Ами-и-нь!". Городок Ирбит Свердловской области, где мы жили — небольшой, и все друг друга знали. И говорили: "Ну все, Новопашины с сыном пришли в храм (смеется)"», - отметил священник.
Также он рассказал, что в молодости у него не было мысли стать священником. «Конечно, я ходил в храм. Но решение стать священником у меня, пожалуй, возникло, когда я служил в армии. Понял, что Господь поддерживает, помогает, спасает, защищает, водит по своим путям. Эту помощь Божию я ощущал постоянно. Все с молитвой совершалось. И к концу моей армейской службы я стал созревать к тому, чтобы посвятить свою жизнь Церкви Христовой», - продолжил отец Александр.
«Когда, еще будучи в армии, а служил я в Новосибирске, то я бывал в увольнительных и подружился с некоторыми священнослужителями Вознесенского кафедрального собора. После того, как демобилизовался, пришел в храм и сказал, что хочу стать священником. На что мне ответили, что если есть желание, то, конечно, нужно устраиваться для начала послушником в собор. Он тогда был один в городе. И дальше духовно расти в нужном мне направлении», - добавил священник.
Он принял диаконский сан в 1984 году. «Четыре года я был диаконом и иподиаконом у Высокопреосвященнейшего митрополита Новосибирского и Барнаульского Гедеона. В 1988 году меня рукоположили в сан священника и направили для дальнейшего служения в Покровский кафедральный собор города Барнаула. Там до 1991 года я нес послушание, после чего был переведен обратно в Новосибирск для помощи в восстановлении собора Александра Невского. Меня закрепили за уже зарегистрированным приходом этого еще полуразрушенного, но восстанавливаемого храма», - отметил о. Александр.
«Первым настоятелем здесь был протоиерей Леонтий Дмитрук, а я был назначен ключарем (ключарь — это священник соборного и кафедрального храмов, служащий заместителем настоятеля. — РНЛ). Потом отца Леонтия перевели в Вознесенский собор, а меня назначили настоятелем. Это уже был 1993 год», - подчеркнул он.
«Надо сказать, что первая встреча с этим храмом у меня произошла, когда я только-только был призван в армию. Я служил в Первомайском районе. Мне была дана увольнительная в город. Мне было интересно посмотреть центр Новосибирска. Я доехал на автобусе до автовокзала и стал подниматься вверх по Красному проспекту. И вдруг я увидел это архитектурное сооружение, которое явно было храмом в свое время. Конечно, без крестов, с окрашенными безобразной зеленой краской куполами. Какой-то странный забор был вокруг. Но и тогда я остановился и сказал: какой красивый храм был, как жалко его! И, видимо, Господь услышал мои сожаления о том, что храм в запущенном состоянии, и вручил мне его впоследствии восстанавливать. Вот что первое я запомнил от посещения Новосибирска. Предположить тогда не мог, что я стану священником и настоятелем именно этого храма и мне придется его восстанавливать», - отметил священник.
Также священник рассказал, когда он стал митрофорным протоиереем. «Митра — это одна из высших наград Русской Православной Церкви. Причем именно Русской Церкви. Все-таки митра — это не священнический, а архиерейский, епископский головной убор. Митра у белого (не монашеского) духовенства не характерна скажем для Иерусалимской, Антиохийской, Болгарской, Греческой Православной Церкви. Но на Руси еще в царские времена было принято решение награждать ношением митры особо отличившихся священников. Естественно, не я один награжден митрой. Многие достойные православные священники имеют ее. В том числе и у нас в Вознесенском кафедральном соборе. Ношение сей части богослужебной одежды является патриаршей наградой. Например, за усердные труды во славу Русской Православной Церкви. К награде представляет правящий архиерей. Ему виднее, за какие заслуги», - добавил он.
В интервью отец Александр рассказал о том, с какими проблемами ему приходится сталкиваться, будучи настоятелем храма. По его словам, настоятель - это такой же батюшка, только с дополнительными послушаниями. В том числе и хозяйственными. «Нужно решать вопросы, как достать кирпич, раствор, где достать, к кому обратиться. Благоукрашение храма, содержание его в нужном виде. Благолепие богослужения, дисциплинарные вопросы. Административные вопросы — принятие на работу, увольнение. То есть все. Можно сравнить с обычным руководителем. И это, конечно, очень меня удручало. Я говорю вам откровенно — я никогда не хотел быть настоятелем. Обычный батюшка больше посвящен богослужению. А заботы настоятеля, безусловно, отвлекают от молитвенного настроя. В какой-то мере и мешают. Когда меня назначили настоятелем, я поехал к своему духовнику. Он мне сказал: "Дали послушание — неси, это воля Божия. Сам не напрашивайся, но и никогда не отказывайся. Старайся выполнять свои обязанности с полной отдачей, искренне. Потому что за это тоже несешь ответ перед Богом"», - отметил он.
Священник также рассказал, что еще в 1994 году было принято решение организовать православное братство во имя святого князя Александра Невского при соборе. «Сделано это было как раз с целью несения света Христовой истины, благовестия Христова — за порог храма. Это позволило объединить заинтересованных людей, говоря светским языком, в общественную организацию и позволило каждому определить для себя направление того, где человек бы хотел себя реализовать в качестве активного христианина. Это и корабль-церковь, и детский лагерь, и работы с наркозависимыми, антисектантская деятельность, издательская деятельность и прочее. Сейчас вот в наше братство вошли и многие спортивные организации. Кинематография стала тоже возможна, благодаря деятельности нашего братства. Председателем братства также являюсь я с момента его создания», - добавил отец Александр.
«Работа настоятеля не облегчает, а усложняет работу священника, труд священника. Главная задача простого священника и настоятеля — это все-таки просвещение, а не только административно-хозяйственная деятельность. А вообще, каждый храм Русской Православной Церкви занимается различными социальными, скажем так, проектами. Я бываю на различных общецерковных конференциях, каких-то встречах, съездах, семинарах, чтениях, где представители различных епархий рассказывают о своей деятельности. И просто диву даешься и думаешь: "Господи, а вот у меня мозгов не хватило до этого додуматься, оказывается, вот тут еще можно было бы поработать…"», - продолжил он.
При храме св. Александра Невского есть православная община по реабилитации наркозависимых во имя преподобного Серафима Саровского. «Началось все с посещения Святой земли. Когда мы возвращались из Израиля после паломничества по святыням Иерусалима, Вифлеема, Назарета, летели ночью, я уже задремал, ко мне подошел один из наших паломников и сказал: "Батюшка, я знаю, что в Санкт-Петербургской епархии один приход занимается наркозависимыми… Среди моих знакомых тоже есть наркоманы, и хотелось бы им помочь. А что если и нам организовать подобное?" Я тогда сказал, что у нас и так очень много обязанностей, чтобы брать на себя еще это, более сложное, для меня непонятное, но, безусловно, крайне важное направление. Я был не готов. Но Сергий начал меня убеждать. Я сказал, ладно, ты так горячо за это ратуешь, я готов попробовать, но при условии, что ты будешь моим помощником. Он сказал, что готов. И лет 12 назад было принято решение о создании. Первая община находилась в деревенском домике в Локтях. Именно в нем был снят один из эпизодов
фильма "Рядом с нами"», - рассказал священник.
На сайте собора можно найти довольно исчерпывающий антисектантский справочник. При соборе есть Информационно-консультационной центр по вопросам сектантства. Многие вчерашние сектанты принимают Православие, они становятся прихожанами храма. «Большинство моих помощников и сотрудников храма в свое время вышли из самых страшных, одиозных и очень неприятных сект. Фактически, наверное, каждый второй прихожанин нашего храма — бывший сектант. Вот говорят, а стоит ли возиться с наркоманами, сектантами… Стоит! Душа человеческая дороже всех богатств земных, и за нее надо биться. Работа это, конечно, "штучная", непростая», - отметил священник.
«Если снова вернуться к теме наркозависимости, то сектозависимость — это тот же наркотик. Такой же сложный путь выхода из этой зависимости. Нужно разобраться в себе, преодолеть, переломить себя. В этом людям надо помогать. Поэтому, наш центр занимается не только сбором информации и ее распространением, но и консультациями и реабилитацией. Процесс встреч и бесед тянется иногда годами, чтобы человек мог выбраться из секты. Но зато результат прекрасен», - добавил он.
«Мы помним, какой была страшной бандитская организация "Преображение России" (с центром в Кузбассе), которая использовала рабский труд наркозависимых. Решением Верховного суда эта неохаризматическая секта была запрещена в нашей стране. А благодаря чему? Благодаря тому, что два года ребята из этой организации ходили к нам. Они не получали от ворот поворот, а беседовали, с ними работали. И, в конце концов, они сказали: "Мы все хотим перейти в Православие. Перейти со всеми нашими сотрудниками, помощниками, наркозависимыми, медцентрами". Тогда я попросил, чтобы они о своем решении предупредили свое руководство, чтобы все было открыто. Они предупредили… В ответ сектой были присланы 70 вооруженных боевиков, которые штурмовали центры ребят, пожелавших от них уйти. Лишь только вмешательство спецназа остановило это. И, поскольку это было грязное, громкое дело, вызвавшее сильный резонанс, то судебное решение не заставило себя долго ждать. Сейчас руководитель организации "Преображение России" сидит в тюрьме за двойное убийство. Дело дошло до Верховного суда, и организация была признана преступной. Нельзя сказать, что секта исчезла совсем. Некоторые перерегистрировались под другими названиями и так же пытаются везде предлагать услуги по работе с бездомными и наркоманами. Но все-таки результаты работы нашего Центра по вопросам сектантства налицо», - отметил священник.
«Некоторые говорят, что наш Центр — это какая-то изуверская организация, что мы чуть ли не преследуем инакомыслящих. Нет, наша задача — сбор и распространение правдивой информации. А человек уже сам принимает решение, оставаться ему в секте или нет. Он делает свободный информационный выбор. Ведь задача любой секты вовлечь человека в свои ряды до того, как он о ней что-либо узнал. А мы всего лишь рассказываем, что из себя данные организации представляют. Кто-то остается при своем мнении, кто-то меняет свое мировоззрение и взгляды и, в конце концов, выбирается из зависимости. За 20 лет работы нашего Центра и братства из сектантской зависимости было выведено более 3 000 человек. Я считаю, что это немало», - подчеркнул о. Александр.
В антисектантский центр ежедневно приходят люди для общения. «Записываются и приходят сомневающиеся, интересующиеся, пострадавшие, близкие сектантов. У нас консультируются и силовые структуры. У меня есть ряд наград от министров МВД за помощь в раскрытии особо тяжких преступлений, совершенных по религиозным мотивам. Это страшно, когда человек готов даже на убийство, попав в секту и считая, что он может там духовно вырасти, а в результате превращается в монстра, в чудовище», - заключил протоиерей Александр Новопашин.