Кто мы — быдло или народ-богоносец?

Чтобы понять линию разлома в общественном сознании россиян, нужно обратиться к событиям пятилетней давности

Новости Москвы 
0
1007
Время на чтение 5 минут

Чтобы лучше понять обозначенную в заголовке линию разлома в общественном сознании россиян, нужно обратиться к событиям пятилетней давности, когда в Москве прошло два массовых митинга.

Дельфины и анчоусы. 4 февраля 2012 года на Болотной площади собралась либеральная «оранжевая» оппозиция, а на Поклонной горе - патриотически настроенные граждане. Последних оказалось в несколько раз больше. Это вызвало недовольство представителей либеральной оппозиции, которые сразу поделили народ на благородных свободомыслящих дельфинов, к которым причислили всех своих единомышленников, и «зомбированных правящим режимом» анчоусов, которых либералы зачатую называют попросту быдлом. Причем патриоты в нашей стране, по мнению либералов, катастрофически преобладают, в чем они совершенно правы. Результаты опроса, проведенного Фондом общественного мнения в июне 2017 года, свидетельствуют, что патриотами считают себя 78 процентов россиян. Не считают себя таковыми лишь 16 процентов опрошенных. В этом либералы видят главное препятствие для движения России в «просвещенную» Европу с ее однополыми браками, ювенальной юстицией, легализацией наркотиков и прочими «благами» западной цивилизации.

Так кто же мы, патриоты своей страны, - раболепствующие анчоусы или наследники Святой Руси, как издревле российский народ именует свое Отечество?

Отвечая на этот вопрос, мы должны предельно честно оценивать характер нашего народа со всеми его достоинствами и недостатками. И прежде нельзя закрывать глаза на склонность значительной части наших соотечественников к злоупотреблению алкоголем. Все мы видим, в какие мерзости способны впасть люди, подверженные этому пороку.

Жива Святая Русь. Но значит ли это, что мы перестали быть народом-богоносцем и отпали от Святой Руси? Ответ на этот вопрос дает Достоевский в «Дневнике писателя»: «Судите наш народ не по тому, чем он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений; они срослись с душой его искони и наградили ее навеки простодушием и честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом, и всё это в самом привлекательном гармоническом соединении».

Могут сказать, что во времена Достоевского, может быть, все так и было, но только не сегодня. Ответ на это возможное возражение дает такой тонкий и наблюдательный режиссер как Дмитрий Астрахан в своем фильме «На свете живут добрые и хорошие люди». Вот как определяет сам режиссер ту задачу, которую он ставит перед собой в этом фильме: «Кто мы, жители России? Тупое быдло и скот, серая пьяная масса, не желающая никаких перемен, или великий народ, способный совершать героические поступки?»

Действие фильма происходит в наши дни в провинциальном городке Зареченске, в котором процветает пьянство со всеми сопутствующими «прелестями» жизни. У одного из главных героев фильма молодого учителя это вызывает резкое неприятие, доходящее до ненависти к окружающим его людям, которых он называет «скотом и быдлом».

Однако к концу фильма Астрахан с помощью необычных художественных приемов показывает, что все эти пороки - лишь видимая верхушка айсберга. Что в глубине души зареченцев живет желание совершить подвиг самопожертвования. И они его совершают, защитив свой город от сбежавших из колонии зеков.

Астрахан вслед за Достоевским показывает, что все наше непотребство - только рябь на поверхности сознания. А в его сокровенных глубинах живут идеалы Святой Руси.

Подводный благовест церквей. Манифестацией этих идеалов является легенда о святом граде Китеже. О нем мы узнаем из такого памятника русской письменности, как «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже». Предание гласит, что построен он был в 12 веке великим князем Владимирским Георгием Всеволодович на берегах озера Светлояр (Нижегородская область). Когда хан Батый попытался захватить Китеж, из-под земли хлынули фонтаны воды и стали затапливать город. Последнее, что они видели захватчики, был крест на куполе храма.

Эхо этого предания докатилось и до наших дней. Говорят, что иногда из глубин Светлояра слышится колокольный звон. Китеж - это русский архетип Небесного Иерусалима.

Конечно, все мы грешники. Первородный грех работает в нас. Мы ссоримся, гнобим друг друга и еще много чего творим непотребного. Но народный характер не сводится только к этому. Еще раз процитирую Достоевского: «А если при том и так много грязи, то русский человек и тоскует от нее всего более сам, и верит, что всё это - лишь наносное и временное, наваждение диавольское, что кончится тьма и что непременно воссияет когда-нибудь вечный свет».

Замечательно сказал об этом Максимилиан Волошин в своем стихотворении «Китеж»:

Святая Русь покрыта Русью грешной,

И нет в тот град путей,

Куда зовет призывный и нездешний

Подводный благовест церквей.

Все мы далеки от благонравия, но в критические моменты жизни, когда наш духовный слух предельно обостряется, и мы способны услышать колокольный звон святого града Китежа, который толкает нас на такие поступки, которых мы, может, сами от себя не ожидали. «Неблагонравный» гаишник подставляет свою машину под несущийся джип, чтобы тот не врезался в микроавтобус с детьми. «Неблагонравный» армейский офицер ложится на гранату с выдернутой чекой, выпавшую из рук солдата, чтобы спасти жизни своих подчиненных. «Неблагонравный» прохожий без раздумий бросается по тонкому льду на помощь тонущей женщине. Все это реальные жизненные факты, которые можно множить и множить.

И то, что колокола Китеж-града по-прежнему звучат в наших душах, доказывает, что мы остаемся народом-богоносцем.

Владимир Москвин, публицист
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Москвин
Суррогаты любви
Противоядием может быть только кропотливая работа
28.09.2017
Все статьи Владимир Москвин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29