Кажется, де Голль в свое время сказал, что на вершине власти человек остается в полном одиночестве. То же самое могут сказать о себе и успешные бизнесмены, сколотившие солидный капитал. Вожделенные власть и деньги, к обладанию которыми люди стремятся всю жизнь, делают их жизнь несчастной, доводят до депрессии со всеми вытекающими последствиями.
Мне могут возразить: «Как же так, ведь к людям при власти и деньгах, как к магниту, тянутся женщины и друзья».
Действительно, тянутся, только тяга эта очень специфическая. Молоденькие девушки модельной внешности имитируют «любовь» к годящимся им в отцы олигархам, которые щедро оплачивают им свои ночные утехи.
То же самое можно сказать о молодых и не очень карьеристах, имитирующих дружелюбие и преданность своему высокопоставленному патрону в надежде на повышение в должности.
Однако фальшь этих отношений рано или поздно для всех становится очевидной. Люди понимают, что искомой любви и дружбы они не получили. Что одиночество - неизбежный удел всех власть и деньги имущих.
Но это крайние случаи, между которыми расположен целый спектр человеческих отношений, отмеченных той или иной степенью лицемерия, отчуждающего людей друг от друга. Наверное, каждый из нас не раз ловил себя на мысли, что в разговорах с людьми мы, что называется, два пишем, а четыре в уме держим. Четыре в уме - это наши многообразные эгоистические мотивы, и своими словами мы втайне хотим склонить наших собеседников к выгодному для нас образу мыслей и действий. А коли мы сами так делаем, то и других в этом подозреваем. Таким образом воздвигается стена в наших отношениях с ближними, обрекающая нас на одиночество.
Почему так происходит? Да потому, что для подлинного счастья людям нужно прежде всего тепло человеческих отношений, без которого душа зябнет. А количество этого тепла в современном мире катастрофически уменьшается. Уменьшается именно вследствие увеличения количества людей, ориентированных на власть, деньги и личный комфорт. Если в жертву этим идолам необходимо принести интересы ближних - что ж, не вопрос.
Таков незыблемый закон развития коммерческой цивилизации, одно из фундаментальных свойств которой заключается в подмене подлинной христианской любви ее суррогатами. Склонность к такой подмене люди в той или иной мере проявляли во все времена, но в традиционном обществе, жизнь которого строилась на религиозных основах, страх Божий позволял держать человеческую природу в приемлемых нравственных рамках. Коренным образом ситуация стала изменяться в эпоху Возрождения, когда в Европе возникла и начала набирать силу идеология секулярного гуманизма. Идея Бога усилиями гуманистов стала выдавливаться из центра общественного сознания на его периферию. В центр мира вместо Богочеловека был поставлен просто человек, объявленный мерой всех вещей. Затем в открытый бой с христианским мировоззрением вступили деятели Просвещения. Христианство стало рассматриваться ими как препятствие на пути прогресса.
Свое логическое завершение эти взгляды получили в Гуманистическом манифесте 1973 года, который гласит: «Вера в Бога, который слышит молитвы, который, как предполагается, живет и заботится о людях, есть недоказуемая и вышедшая из моды вера. Обещания бессмертного спасения и страх вечного наказания равно иллюзорны и вредны. Они отвлекают людей от современных проблем, от самореализации и от борьбы за социальную справедливость».
Таким образом секулярный гуманизм отдал поврежденного первородным грехом человека в полную власть его низменных страстей и инстинктов. Культ обезбоженной человеческой самости закономерно ведет к раздуванию эгоизма и разложению всей ткани человеческих отношений. Прав был Достоевский: «Если Бога нет, значит все позволено». Именно это стало причиной чудовищной моральной деградации человека, которую мы наблюдаем в странах так называемого цивилизованного западного мира.
К сожалению, эта беда не обошла стороной и нашу страну. Сейчас десакрализацией сознания россиян, разрушением православной системы ценностей усиленно занимаются представители постмодернисткого крыла нашей интеллигенции: сорокины, серебренниковы, гельманы и прочие учителя. И не безуспешно.
Противоядием этому может быть только кропотливая работа Церкви и государства по восстановлению и укреплению исконных для России православных ценностей, основанных на Христовой заповеди о любви к Богу и ближнему. Только это может быть надежной основой для теплых и нелицемерных человеческих отношений.