Кибервойска на защите государства Российского

Владимир Путин утвердил Стратегию развития информационного общества в России до 2030 года

Генассамблея ООН по Украине 
0
714
Время на чтение 10 минут

10 мая Президент России Владимир Путин подписал Указ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», сообщает пресс-служба Кремля.

Указ подписан в целях обеспечения формирования в России общества знаний. Положения Стратегии и план её реализации обязательны для выполнения всеми органами государственной власти.

Первая Стратегия развития информационного общества РФ была утверждена на исходе второго срока Владимира Путина в феврале 2008 года (Совет безопасности одобрил ее в июле 2007 года) и действовала до 2015 года. Нынешняя Стратегия будет реализовываться в период с 2017 по 2030 год и, таким образом, охватит на шесть лет больше, чем предыдущий документ, сообщает ТАСС.

Согласно тексту документа, Стратегия акцентируется на вопросах развития информационного общества, формирования национальной цифровой экономики, обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов. Основными принципами подписанного указа являются обеспечение прав граждан на доступ к информации, обеспечение свободы выбора при получении данных, а также «сохранение традиционных и привычных (в отличии от цифровых)» для россиян «форм получения товаров и услуг».

Отдельное внимание в документе уделено «критической информационной инфраструктуре» России. К ней, в частности, относятся информационные системы, телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления технологическими процессами, которые используются государственными органами, а также в сферах обороны, здравоохранения, транспорта, связи, финансов, энергетики и в различных отраслях промышленности. Эту инфраструктуру, как отмечается в Стратегии, необходимо защищать «с использованием государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы».

Известно, что над новой Стратегией работали на протяжении всего 2016 года, подготовлена она была при участии рабочей группы помощника президента РФ Игоря Щеголева «Интернет + экономика». В документ вошли предложения, которые обсуждались на самом высоком уровне, в том числе на встречах Президента РФ Владимира Путина с представителями IT-индустрии, а также положения Посланий главы государства Федеральному собранию и Доктрины информационной безопасности России. Кроме того, новая стратегия резонирует с недавним поручением премьер-министра России Дмитрия Медведева разработать к маю 2017 года программу «Цифровая экономика». 

Создатели новой Стратегии уверены: предыдущая редакция уже устарела и нуждается в переработке. По словам источника ТАСС в Администрации Президента России, в отличие от ранее действовавшей редакции, где в основном решались технические вопросы, позволившие, например, запустить механизм «Электронного правительства», в новом документе упор сделан на создание системы, обеспечивающей эффективную и оперативную передачу достоверной информации между элементами информационного общества - гражданами, организациями и госструктурами.

Стратегию-2017 года от Стратегии-2008 отличает то, что в новом документе пока не обозначен KPI (ключевые показатели эффективности). Согласно указу Президента, правительству необходимо до 1 октября 2017 года утвердить перечень показателей реализации Стратегии, а также план ее реализации.

Предыдущая Стратегия также предполагала вхождение России в двадцатку международных рейтингов в области развития информационного общества. Однако на сегодняшний день в Рейтинге развития электронного правительства ООН (E-government Development Rank) Россия занимает 35-е место, в Индексе развития ИКТ (ICT Development Index - IDI) - 45-е место, в Индексе готовности к сетевому обществу (Networked Readiness Index - NRI) - 41-е место. В новой Стратегии вопрос рейтингов не поднимается.

В качестве главной цели указано создание в России «общества знаний», то есть такого общества, «в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов РФ».

Предыдущая Стратегия своей первостепенной целью ставила повышение качества жизни (в частности, образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения) на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий. Впрочем, эти же задачи нашли отражение и в новой Стратегии - для их выполнения предлагается создать новую технологическую основу в экономике и социальной сфере.

Такие приоритеты, как обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, перекочевали из старой Стратегии в новую практически без изменений. Стратегия-2008 предполагала обеспечение 100%-го уровня доступности для граждан базовых телекоммуникационных услуг и технологий на всей территории страны, в новой Стратегии эта цель дополняется задачами по «интенсификации использования самих технологий».

В новом документе подчеркивается, что для нового этапа развития страны характерно возникновение цифровой экономики, ключевыми факторами производства в которой являются данные, представленные в цифровом виде. Технологии обработки таких данных становятся главными способами повышения эффективности современной экономики.

«Такие технологии, как и зарождающаяся цифровая экономика, используются активно в России, но основаны на зарубежных разработках, - говорится в Стратегии - [Это] усложняет решение задач защиты граждан и обеспечения информационной независимости государства».

Акцент Стратегии развития информобщества будет сделан на цифровую экономику

Для решения данных проблем документ предлагает приоритетный сценарий развития информационного общества в России, который заключается в создании государством благоприятных условий для развития отечественных разработок в сфере IT. Российские компании должны создавать прорывные технологии, а государство - обеспечивать и защищать их интересы. В свою очередь, граждане должны быть осведомлены о преимуществах использования новых сервисов и товаров и иметь к ним недискриминационный доступ (то есть независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги).

Предыдущая Стратегия также предполагала создание выгодных условий для развития «конкурентоспособной отечественной индустрии информационных и телекоммуникационных технологий», причем к 2015 году доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка IT должна была составить более 50% (в действительности отечественная IT-отрасль удовлетворяет потребности российского рынка только на четверть). Обе стратегии подразумевают привлечение инвестиций для развития российской отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности.

К числу принципов, на которых основана новая Стратегия, в частности, относится приоритет традиционных для России духовно-нравственных ценностей и основанных на них социальных норм при использовании технологий. Для этого в России должна быть сформирована безопасная информационная среда на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Предыдущая Стратегия также акцентировала внимание на традиционных ценностях, хоть и с другой формулировкой («пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа»).

Как следует из положений Стратегии, государство должно обеспечить формирование национальной электронной библиотеки и иных государственных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов РФ. Кроме того, необходимо «создать условия для популяризации русской культуры и науки за рубежом, в том числе для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов».

В соответствии с новой Стратегией, компании, оказывающие услуги на территории России, должны создавать свои российские представительства в партнерстве с крупными отечественными организациями на паритетных условиях. При этом какое-либо сотрудничество в электронной сфере с иностранными компаниями предполагает хранение информации обо всех операциях и обработку данных исключительно на серверах, расположенных в России. Расчеты между сторонами должны осуществляться только через российскую платежную систему. Ничего подобного в предыдущей Стратегии прописано не было.

В новом документе появляется приоритет на замещение импортного оборудования программного обеспечения и электронной компонентной базы, когда как в старом документе говорилось лишь о «стимулировании создания новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования».

В Стратегии-2017 также говорится о поддержке экспорта российских информационных технологий за рубеж и поддержке уже существующих отечественных компаний в области IT.

Для предотвращения подмены, искажения или блокирования информации новая Стратегия предполагает использование российских криптоалгоритмов и средств шифрования при взаимодействии органов власти между собой, а также с гражданами и организациями. Предполагается, что для предоставления безопасных услуг и программного обеспечения в отечественных информационных и коммуникационных технологиях будут использоваться встроенные средств защиты информации.

Еще одна «новинка» - намерение государства развивать механизмы блокировки и удаления запрещенной информации, а также интернет-ресурсов, нарушающих российское законодательство. Отдельным пунктом прописано «осуществление противодействия использованию интернета в военных целях», чего также не было в предыдущей Стратегии. Кроме того, в новом документе определяется вектор на правовое регулирование деятельности соцсетей, мессенджеров, интернет-телевидения и СМИ.

Президентский указ, состоящий из 29 страниц, вступил в силу с момента подписания. В шестимесячный срок правительство РФ должно обеспечить внесение изменений в документы стратегического планирования федеральных органов исполнительной власти в соответствии с новой Стратегией.

В беседе с Накануне.RU заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк сказал, что «надо бороться не с анонимностью, с теми центрами, людьми и организациями, которые как раз в информационной сфере занимаются подрывом российской государственности. К тому же, если они связаны с какими-либо экстремистскими, террористическими, деструктивными организациями, то, безусловно, эти люди должны понести наказание. И сейчас среди наших спецслужб существуют определенные мощности, рычаги, благодаря которым эту анонимность можно отследить. Поэтому в целом надо в эту сферу приходить и не слушать различных деятелей, которые будут в очередной раз говорить о том, что в России ущемляются права и свободы - нет, как раз мы в этом смысле очень похожи на наших "западных партнеров", которые уже давно, планомерно и очень эффективно пытаются контролировать и киберпространство, и информационное пространство. И никаких при этом нареканий по поводу ущемления свободы слова или свободы мысли не возникает».

Как сообщает «КонсультантПлюс», Стратегия призвана обеспечить вклад в реализацию следующих национальных приоритетов:

развитие и безопасность граждан и государства;

повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве;

свободное, устойчивое и безопасное взаимодействие между гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями;

повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы;

формирование цифровой экономики.

Обеспечение национальных интересов в сфере развития информационного общества будет осуществляться путем реализации следующих приоритетов:

формирование информационного пространства с учётом индивидуальных и общественных потребностей в качественных и достоверных знаниях;

развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры Российской Федерации;

создание и применение отечественных информационных и коммуникационных технологий, повышение уровня их конкурентоспособности на международном уровне;

формирование новой технологической основы для экономики и социальной сферы;

реализация интересов государства при создании механизмов цифровой экономики.

В рамках заявленных приоритетов предусматривается, в частности, решение следующих задач:

создаются и развиваются системы информационно-консультативной, технологической и технической помощи по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий проявления угроз информационной безопасности личности;

совершенствуются механизмы ограничения доступа и удаления информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено законом;

совершенствуются механизмы законодательного регулирования деятельности всех видов средств массовой информации, а также средств обеспечения доступа к информации, которые по многим признакам могут быть отнесены к средствам массовой информации, но не являются таковыми (интернет-телевидение, новостные агрегаторы, социальные сети, сайты в сети Интернет, мессенджеры);

обеспечивается насыщение рынка доступными, качественными и легальными медиапродуктами и сервисами отечественного производства;

обеспечивается централизованное государственное регулирование, мониторинг и управление функционированием инфраструктуры в составе информационных (информационные системы и центры обработки данных) и телекоммуникационных (сети связи) элементов;

обеспечивается поэтапный переход государственных органов власти и органов местного самоуправления к использованию единой инфраструктуры электронного правительства, входящей в информационную инфраструктуру Российской Федерации;

обеспечивается использование российских криптоалгоритмов и средств шифрования при электронном взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления между собой, а также с гражданами и организациями;

осуществляется замещение импортного оборудования, программного обеспечения и электронной компонентной базы в информационной инфраструктуре Российской Федерации, обеспечивается технологическая и производственная независимость и информационная безопасность;

обеспечивается комплексная защита информационной инфраструктуры Российской Федерации от угроз информационной безопасности, в том числе с использованием государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы и системы критической инфраструктуры страны;

осуществляется создание отечественного общесистемного и прикладного программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования и пользовательских устройств для широкого использования гражданами и предприятиями, субъектами малого и среднего предпринимательства, органами местного самоуправления и государственными органами, в том числе на основе «больших данных», «облачных технологий» и «интернета вещей»;

обеспечивается создание и применение в отечественных информационных и коммуникационных технологиях встроенных средств защиты информации;

обеспечивается использование российских информационных и коммуникационных технологий в органах государственной власти, в компаниях с государственным участием, в органах местного самоуправления. 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Генассамблея ООН по Украине
О Пашиняне и Алиеве, Путине и Пезешкияне,
Эрдогане, Макроне и тюркском мире
30.09.2024
Постпред России на заседании СовБеза
ООН об использовании западного оружия для ударов по России
14.06.2024
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
22.11.2024 17:53
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
22.11.2024 17:34
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 17:18
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
22.11.2024 16:54
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Калужанин
22.11.2024 15:11