фото: Лилия Шарловская
Потому что на русском выступал юморист Сергей Дробатенко. Ну, нам же, дорогим россиянам, всегда весело! Прошлый «Славянский базар» совпал с затоплением «Булгарии», нынешний - с потопом в Крымске. Ну и что? Нас катастрофами с курса не собьёшь - «не надо преувеличивать масштабы трагедии». Как говорил Чубайс, русские (и татарские) бабы ещё нарожают.
Дроботенко старался, смешил публику. Походя автобусы «пазики» обсмеял, мол, японцы спрашивают: это вы своими руками сделали?.. Большая у нас страна, и сколько же в ней дури! И её носителей. И экспорта этой дури в сопредельные государства.
Депутат Госдумы Алексей Казаков («Справедливая Россия») выступая перед концертом, говорил про славянское единство, про то, что фестиваль в Витебске - идеологический. Видимо, имелся в виду некий идеал, до которого далековато именно России. Хотя кое-какие «маяки» ещё остались. Кроме знаменитого Бориса Моисеева в тот же день выступал малоизвестный телепублике Государственный академический ансамбль народного танца им. Игоря Моисеева. Тут, конечно, и комментировать нечего: это надо видеть - пластика, школа, выучка - всё на высоте.
Что интересно: высокого «государственного» (т. е. за бюджетные деньги финансируемого) искусства у нас становится всё меньше. А чиновников - всё больше. Приехал на «Славянский базар» министр культуры Владимир Мединский. Зачитал приветствие. Уехал. Следующее приветствие на следующем концерте уже зачитывал его зам - Андрей Бусыгин. То ли по статусу не положено таким великим людям более одних суток в одном месте пребывать, то ли неотложными госделами они заняты - Бог весть...
В чем их услуги народу проявляются - понять трудно. Ну, например: не первый раз журналисты говорят о том, что трансляции «Славянского базара» на российском ТВ выходят в странной редакции и не соответствуют происходящему. А воз и ныне там - «у Минкультуры нет рычагов». Это, де, другое, ведомство.
Ну, ладно. Спрашиваю А. Бусыгина на пресс-конференции: «Россия - самая большая в мире славянская страна. Это объективная реальность. Но фестиваль искусств „Славянский базар" состоялся как событие в далеко не самой большой стране - Белоруссии. Произошло это благодаря государственной поддержке. Почему в России славянские фестивали - например, „Золотой витязь", не пользуются таким же государственным вниманием?»
Вопрос можно считать глубоко риторическим, потому что ни один государственный чиновник высокого ранга никогда на него не ответит. Это есть их великая тайна, которую они тщательно скрывают. Примерно так же, как счета со своими трудовыми доходами. Но для простых смертных с госполитикой в области культуры всё давно ясно. Как впрочем, и с социальной, экономической и другими воплощениями чиновничье-олигархического хитроумия.
Да, впрочем, может и хорошо, что в России нет государственного славянского фестиваля. Потому что у нас слова и явления, как правило, не соответствуют их сути. Это в Белоруссии ты берешь колбасу и можешь быть уверен, что это действительно - продукт, а не собрание химических элементов. Что оршанский лён - это не китайская подделка, а трактор «Беларусь» - не наш суперджет, задуманный поразить мир своими волшебными качествами. Ещё неизвестно, как выглядели бы «славяне» в России по версии наших чиновников: у нас же модно теперь все низкобюджетные места замещать гастарбайтерами из Средней Азии. А высокобюджетные дотации положены великому чеченскому народу, а не каким-то посконным тверичам-костромичам...
А витебская публика - молодец, она всех хорошо принимает, ласково, «на ура». Может, потому, что знает: российские «звезды» - это не навсегда, скоро уедут домой, там будут чудесить. Ломать штативы фотографам, закатывать истерики «не снимайте меня!» (Господи, что ж там снимать? Косметические операции?), бросать цветы поклонников на пол, а в центр мироздания ставить своё путешествие по мужьям.
Или другой типаж: пение под «фанеру» удивительной текстуальной глупости и абсолютная убежденность в том, что публика - глубокая дура, «съест», никуда не денется, раз пришла и деньги за билет заплатила. Интересно: сами эти люди, дома, в застолье, смогли бы петь подобные «вокализы» для себя, своих близких? Или для внутреннего пользования идёт что-то настоящее, «душевное»?
В этом году на «Славянском базаре» наиболее «славянским» певцом из России по артистическому поведению оказался Розенбаум. Аплодисментов не вымогал, петь зал вместо себя не заставлял, зрителей благодарил: «Спасибо, что пришли!» И всё же: причинно-следственная и творческая связь между «Гоп-стоп, ты много на себя взяла...» и «Все мы, бабы, стервы...» слишком очевидна.
В последнем «шедевре» наличествует знаменитая своей пошлостью строка: «Каждый, кто не первый, тот у нас второй». Вот такое воспитание масс: девушек, девочек, женщин. В духе рыночной экономики «лихих девяностых». А потом этот свальный «колхоз» плавно перекочевал в стабильные нулевые, услаждая на корпоративах вкусы новых хозяев жизни. А потом «бабы-стервы» (с точки зрения правоохранителей, конечно) сплясали и спели в Храме Христа Спасителя. Так чему удивляться-то? Железная логика развития «искусства».
Но из «гоп-стопа» никогда не родится репертуар для новой Валентины Толкуновой (Царствие ей Небесное). Или для Анны Герман. Да и мало ли было на нашей эстраде вдохновенных и красивых женских образов? Они, ушедшие, сильнее нынешних расфуфыренных поп-див, на которых работает вся мощь телепиара. И всё равно - красота песни, поведения, внешнего выражения чувства - непобедима.
Это особенно чувствуется, когда поют молодые исполнители (на «Славянском базаре» есть эстрадный конкурс). Большинство вокалистов ещё не отравлено советами всесильных продюсеров, которые знают «как надо». Молодые просто получают радость от своего голоса, от его звучания, от живого внимания публики, от возможности сказать в слове то, чем наполнено их сердце. Нет ничего прекрасней молодого честного искусства: в музыке, в литературе, живописи.
Конечно, не каждый расцветающий талант сумеет сохранить свой дар. Но так было всегда, во все времена, просто сегодня в России этот выбор болезненней, чётче и определённей. Что важнее - сиюминутное или вечное? Деньги или народная любовь? «Звездная страсть» или долг перед своим даром? Но разве эти вопросы касаются только тех, кто на эстраде?
...А по российскому ТВ, на юбилейном концерте Георгия Лепса, всё то же самое: «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла...» Культурная контрреволюция продолжается - просвета пока не видно.
http://www.mk.ru/culture/article/2012/07/23/728312-o-chem-quotbazarquot-slavyane.html