Как сообщалось, 26 марта в крупных городах России прошли несанкционированные митинги оппозиции. Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков заявил, что «существует информация, что несовершеннолетним участникам акции в Москве в случае их задержания представителями органов правопорядка сулились денежные награды. Есть определенные подтверждения этому. Если органы защиты правопорядка посчитают необходимым, наверное, какие-то подтверждения этому будут предоставлены».
Несанкционированная властями акция прошла в воскресенье в центре Москвы. На Тверской улице и на прилегающих территориях, по оценкам полиции, находилось порядка 7–8 тысяч человек. Около 600 участников несогласованной акции, в том числе ее организатор Алексей Навальный, были задержаны.
Regions.ru попросили священнослужителей ответить на два главных, извечных вопроса – «Кто виноват? И что делать?»
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, доцент кафедры церковно-практических и филологических дисциплин Оренбургской духовной семинарии, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института, полагает, что «молодые люди показали свое отношение к тому, что происходит в мире, в стране. Ни на что не реагирует только мертвый человек. Я рад, что не все мертвы. Есть еще люди, которые переживают за страну и за ее будущее. Я думаю, что молодые люди вышли на площади, чтобы показать: "у нас есть проблемы, и мы готовы вместе с властью их решать". Да, нашу молодежь могут использовать в своих целях люди, преследующие неблаговидные цели. Чтобы этого не произошло, с ней нужно активно работать, решать проблемы вместе. Представители Церкви давно работают с молодежью, призывают сообща трудиться на благо своего города, поселка, страны. Вообще структур, занимающихся работой с молодежью, много: это и правоохранительные органы, и различные молодежные комитеты в органах власти. И эту работу нужно продолжать – но не формально. Хочется верить, что из этих акций протеста будет сделан вывод – у нас начнут по-настоящему воспитывать патриотов Родины, как давно призывал Президент. Следует помнить: мирный протест приносит плоды, а там, где проливается кровь, всегда скорбь и слезы».
Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, считает, что «самое печальное во всей этой истории, что был расформирован аппарат работы с молодежью. В любой стране это всегда учителя и родители. А если взять любой исторический период России, это будут священники, учителя и родители».
«А что у нас произошло? – вопрошает он. - Духовенство парализовано по-прежнему тем, что у нас государство не просто светское, по своей сути оно атеистическое, поскольку не имеет на госуровне, как на Западе, например, договора о серьезных отношениях в сфере образования. Учителя в последнее время были поставлены в положение официантов, они должны оказывать услуги. Родители, а это сейчас люди постсоветские, в основном сосредоточены на зарабатывании денег, оплате ипотеки, покупке машины. Им тоже не до детей. Государство сделало все, чтобы детей воспитывали интернет и разные субкультуры. И ситуация критическая, потому что не через 10 лет, а уже в этом году будут повторяться массовые акции. Митинги в прошедшее воскресенье можно считать тестовым вариантом готовности и способности вывести молодежь на улицы».
«Печально, - признал он, - что у нас более-менее сформирована сейчас армия, внутренние войска, Нацгвардия, но ни один из этих институтов не способен изменить настроение и состояние ума у наших школьников и студентов. А учителя, которые должны этим заниматься, не будут это делать, потому что им очень долго морочили голову с отсутствием идеологии и всякими инновациями».
«Патриотические мероприятия проводят "для галочки", поэтому молодежные организации развалились, они неинтересные, - пояснил отец Сергий. - Должна быть четкая идеологическая линия, которая восстанавливает этноисторическое индивидуальное и коллективное сознание, то есть осознание себя среди народа в качестве звена поколений, и этноконфессиональное сознание, то есть понимание, почему наш народ выбрал именно Православие. Но ничего этого не делают. Только мероприятия развлекательные, а они же для духа ничего не дают. И боюсь, что поздно принимать какие-то меры. Потому что есть те, кто уже взял нашу молодежь, повел ее, а противопоставить им нечего. Разогнать силовыми способами можно, только не приведет ли это к тому, что на следующем этапе раскрутки недовольства выйдут уже не 10 000 человек на митинг, а 50 000 или 100 000? Поэтому остается только молиться и уповать на милость Божью, потому что за последние 10 лет было сделано все, чтобы дойти до нынешней ситуации».
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, согласен, что «это действительно актуальная проблема, которая небезразлична всякому думающему семейному человеку, имеющему детей - и мне в том числе. Для меня этот вопрос один из важнейших. Дети – наше будущее. Мы, многодетные родители, хорошо это понимаем. А в ответ видим снисходительные улыбки и слышим: "Наплодили нищету, теперь вам квартиры подавай, социальные пособия выплачивай. С какой стати государство должно на вас тратиться, у него есть дела важнее"».
«Мы все знаем, с чего начался государственный переворот на
Украине – молодежь, подростки, вышли на площадь "повеселиться, потусить", - напомнил он. - Почти дискотека под открытым небом. А закончилось все государственным переворотом, антиконституционным захватом власти радикалами и развязыванием войны на территории страны, которая продолжается и сейчас, и конца-края ей не видно. Это ужас, катастрофа, и жертвы гражданской войны множатся. Они не только на линии соприкосновения воюющих сторон, но и среди мирных жителей. Скоро наступит очередная годовщина страшной трагедии, произошедшей в Одессе в Доме профсоюзов. Конечно, это нам и урок, и указание».
«Я читал в интернете, в СМИ аналитические статьи о событиях минувшего воскресенья. Авторы пишут: казалось, что каналы федерального телевидения полностью владеют умами большинства населения. Оказывается, наше телевидение не властвует теми, за кем будущее, кто в силу своих возрастных особенностей может сокрушить несокрушимые государственные устои, против кого вся силовая мощь государства окажется бессильной. И, конечно, наивно полагать, - уверен отец Филипп, - что люди, которые выходят с протестными заявлениями на улицы и площади, делают это исключительно "по зову души". События на Украине, последние президентские выборы за океаном, те же страшные группы вроде "Синего кита" убедительно свидетельствуют: за каждыми такими акциями стоят некие кураторы, а за кураторами – администраторы. Это вопрос неких влияний и вливаний - материальных вливаний. И наши недавние многошумные опыты работы с молодежью, в частности, создание "Идущих вместе", появление затем наследников "Идущих вместе" - "Наших", "Росмолодежи" потому оказались обречены на неудачу, что вывести на площади, сагитировать можно только за разрушение, для созидания необходимо что-то большее. И не только много денег (хотя и они нужны тоже). Но речь в первую очередь идет о содержании. Именно поэтому деятельность "Идущих вместе", "Наших", "Росмолодежи" была сродни человеку, надувающему мыльные пузыри. Они громадные, радужные, но, стоит к ним прикоснуться, они лопаются влажными брызгами и исчезают, не оставив ничего».
«Я думаю, - продолжил он, - опыт многодетной, благополучной семьи – это положительный пример воспитания подрастающего поколения с положительными же, и, если хотите, традиционными ценностями, которые противопоставлены разрушению. Не случайно в одном из недавних распоряжений нашего Президента Владимира Владимировича
Путина о демографии многодетным семьям уделено большое внимание. И если наша законодательная власть будет принимать законы, чтобы детей изымать из семей, фактически работать на разрушение семьи, а исполнительная - отрабатывать на семьях в тех или иных регионах так называемые «ювенальные технологии», семья у нас будет уничтожена, и говорить о каком-либо будущем нашей страны просто не придется».
«Может быть, нам нужно не создавать какие-то очередные провластные структуры, а дальше поддерживать семью, защищать права ребенка - в том числе, нерожденного, думать о том, как воспитать сегодняшних детей, привить им нравственные ценности. Судя по происходящему, правы те, кто считает, что современное телевидение обречено, сейчас главное слово за интернетом. И надо помнить, что подростки не смотрят федеральные каналы и не слушают новости. Они сидят в соцсетях, и нужно это учитывать. Конечно, работу с молодежью необходимо строить иначе. Нужны соответствующие структуры, которые будут осуществлять информационную государственную политику с помощью интернет-ресурсов», - предложил священник.
Протоиерей Алексий Новичков, ректор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что «виноваты, конечно, все – у нас всегда реальная жизнь не соответствовала тем идеям и ценностям, которые мы сами же провозглашали. И говорить, что причина происходящего - вопиющая коррупция, нечестность, несправедливость власти, наверное, неправильно. В общем-то, невозможно представить нецентрализованную, не сведенную к какому-то единоначалию структуру, управляющую нашей огромной страной. И одна из потенциальных и гарантированных проблем устройства власти такого рода – невозможность свести "на нет" попытки использовать эту власть в личных целях. Да, можно попытаться повлиять на ситуацию, внедряя в нашу жизнь идеи, ценности, которые сделают коррупцию чем-то неприличным (я сейчас цитирую Дмитрия Анатольевича). Тем не менее, процесс воспитания длительный, на это уходят десятилетия. А мы упустили работу с подростками, у нас исчезла подростковая культура. Она ушла из литературы, искусства, из кинематографа, с телевидения. Улица тоже почти "зачищена" - подростков собрали в виртуальной реальности. И поэтому шансы государства столкнуться с новой возрастающей угрозой велики».
«Да, - продолжил он, - будущие граждане нашей страны представляют собой архетип русского человека, для которого справедливость – основополагающий фактор в выстраивании отношений с окружающим миром, с обществом. И если справедливости что-либо угрожает, это всегда настраивает человека на отрицательное отношение к окружающему миру. Если сейчас не перехватить инициативу (что пытается сделать оппозиция), наверное, можно потерять все».
«Я не ставлю под сомнение и даже не обсуждаю претензии к власти, которые были высказаны на митингах. Любого человека можно обвинить в том, что он старается соблюсти свой интерес всеми доступным средствами. Но мы увидели (и это первый важный сигнал для общества), что у нас растет активное поколение, для которого важны основные ценности русского народа. Но при этом оно не имеет представления о созидательной жизни, для него не существует общего будущего, которое должно быть понятным и воодушевлять жителей страны. Эти молодые люди не представляют, что им нужно предпринять, чтобы получить образование, работу, организовать свое дело, заняться политикой, стать во главе государства. Ну не объясняют им этого – возможно, из благих представлений. Но человеку не нравится, когда его мнение не принимается в расчет, а сам он – навоз для жизни настоящих людей. Все это вместе в свое время привело к революционным изменениям в России, разрушило государство. Если идеи справедливости, понятного и светлого будущего не будут осознаны, и не появится внятной государственной политики, все может повториться. Эту проблему нужно решать, а людьми следует заниматься всегда, в любом возрасте, и если обнаружилась пустота, делать все, чтобы ее заполнить», - заключил отец Алексий.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, сказал: «Начну издалека. Предположим, что в среднестатистической семье наших соотечественников родился ребенок. Спрашивается, кто оказывает на него положительное влияние? На мой взгляд, только две структуры – семья и школа. Нельзя преувеличивать влияние Церкви на невоцерковленных членов нашего общества. Она влияет, и очень активно, на тех, кто постоянно посещает храмы - а таковых не очень много. И реально положительное влияние на ребенка может оказывать только семья и школа. Все остальное – телевизор, СМИ и так далее – скорее, отрицательное. Это не совсем нормально, когда семья и школа противопоставляются всему остальному обществу. Спрашивается, а кто важнее: семья или школа? Я, к своему удивлению, пришел к парадоксальному выводу: школа, а не семья, потому что школа уже воспитала родителей. Какие родители, такие и дети. То есть основное влияние на нравственный облик наших детей оказывает школа через семью и, как мы видим, результат неудовлетворительный. Следовательно, нам нужно пристально взглянуть на то, чему и как учат детей в наших школах».
«Добавлю еще, что у нас за колючую проволоку попадают около 200 тысяч человек ежегодно, - отметил он. - Из них 55% впервые. Это огромная проблема. Чему и как в таком случае учат наши школы, если каждый пятый мальчишка и каждая 30-40 девчонка оказываются за решеткой! Нам нужно не наказывать кого-то, не устраивать бюрократическую чехарду, а проанализировать систему образования, приложить все усилия и выделить необходимые средства из бюджета; привлечь родителей и общество к решению этой важнейшей проблемы. Не будет у нас нормального серьезного, патриотического образования, - о чем тогда говорить? Нельзя недооценивать влияние школы».
«Не нужно создавать какие-то новые министерства, тратя деньги впустую, - призвал священник. - Зачем они, эти многочисленные бюрократические структуры? Во времена князя Дмитрия Донского не существовало никаких министерств, а все были патриотами, потому и вышли на Куликово поле – так же как и на Бородинское. Вышли простые пахари, солдаты. Они были готовы жизнь отдать и защитить свою Родину. Этого сейчас у нас нет».
«Давайте оглянемся и поймем, как могло то общество воспитывать героических, патриотически настроенных людей, а не протестное болото, в котором все увязнет, и ничего хорошего не получится. Давайте зададим себе вопрос: что конкретно нужно делать, чтобы нашему народу хорошо жилось у себя на Родине? Тогда мы увидим, что цель-то у нас одна. Так вот мне кажется, это огромная программа общенародного, государственного масштаба, которую нужно решать сообща. Тогда, будем надеяться, мы добьемся нужных результатов», - убежден отец Александр.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, согласен, что «у нас есть стереотип, что политика и школьники – понятия не очень совместимые. В какой-то степени так и есть. Школьники не очень увлечены политикой, они не смотрят новости, и те, в общем-то, не ориентированы на них. Молодежь увлечена своими интересами и заботами. Но ведь раньше возникали скаутские, пионерские движения, которые ставили задачей не только физическое развитие, но и патриотическое воспитание, нравственное, культурное. Сегодня за неимением денег или еще по какой-то причине это упущено – факт».
«Что делать? – вопрошает он. - Виновата, банально, власть, которая не обращает на это внимание, а Навальный сделал простую вещь – вся его информационная деятельность идет не через федеральный канал, куда доступа у него нет, а через соцсети, где в основном и сидит молодежь. И оказывается, что соцсети более свободны и эффективны, менее поддаются контролю, их можно использовать именно как СМИ, в отличие от больших каналов. К тому же это не так финансово затратно. Навальный показал власти, что можно действовать так, и, наверное, так и нужно действовать. Остается сделать правильные выводы».
«У нас в школе есть патриотическое воспитание, но, как это часто бывает, учителя, которые вышли из
СССР, пытаются привить современным детям все по-советски, а от этого всем тошно и серьезно никто это не воспринимает. Поэтому нужны яркие и молодые люди, которые могут донести до молодежи то, что мы хотим воспитать. Главное, определиться, что именно мы хотим. На негативе и отрицании выступать легко. Вот Навальный против коррупции. Но есть ли в мире хоть одно государство без коррупции? Нет такого! Так что этот лозунг пустой и безосновательный. Тут нет положительной составляющей. Главный вопрос: что мы хотим воспитать в детях? С этим и надо к ним идти, а не просто сладкую водичку предлагать», - предложил отец Иоанн.